Состояния сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Оглавление

Вопрос №1.
1. Сознание как высшая ступень развития психики....................................................................2
2. Взаимодействие сознания и подсознания.................................................................................5
3. Состояния сознания....................................................................................................................7
Вопрос №2.
1. Общее представление о педагогике как науке.........................................................................12
2. Объект и предмет педагогики....................................................................................................13
2.1 Объект педагогики........................................................................................................13
2.2 Предмет педагогики......................................................................................................13
3. Связь педагогики с другими науками и ее структура.............................................................14
Список используемой литературы............................................................................................17

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      Кокаин — возбуждающее средство, вызывающее состояние эйфории, когда человек ощущает избыток сил, уверенности, активности, однако это состояние довольно быстро сменяется беспокойством, неприятными слуховыми галлюцинациями. Кокаин быстро вызывает психологическую, а позже и физическую зависимость.

      Нейродепрессанты оказывают противоположное действие — они угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга, — это ведет к плохой координации движении, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания. Многие люди не знают, что алкоголь — это нейродепрессант, хотя первоначальное его действие после одного стакана вина и возбуждает человека, человек становится шумным, возбужденным, освобождается от некоторых внутренних тормозов и способен совершать неожиданные для себя действия. Однако чем больше человек пьет, тем больше снижается активность его организма, нарушается координация движений, речи, уменьшается способность логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости. Злоупотребление алкоголем приводит также к необратимым изменениям в организме, вызывает свертывание крови, которая закупоривает кровеносные капилляры, в результате они лопаются: этим объясняется красный цвет носа у алкоголиков, а также разрушение клеток мозга, не получающих достаточного количества кислорода из крови. Алкоголь способен вызывать психологическую и физическую- зависимость в случае частого потребления.

      Снотворные  вещества (барбитураты) угнетают деятельность мозга, вызывают сон, но нарушают фазу «быстрого сна»; в случаях токсикомании (отравления) возможны ухудшения памяти, ослабление мыслительной деятельности, потеря интереса к работе и жизни. В больших дозах снотворные вызывают кому — патологический глубокий сон, от которого человек сам проснуться не может, и около 10% жертв больше не просыпаются.

      Наркотики (опиум, морфий, героин и т. п.) действуют на мозг, блокируя передачу сигналов, направляющихся к центрам боли, и в то же время активируют нервные пути, участвующие в возбуждении центров удовольствия. Этим объясняется первоначальное ощущение блаженства, удовольствия, которое возникает после приема наркотика. В мозгу в небольших количествах вырабатываются и содержатся вещества, сходные по действию с морфином, — эндоморфины, но они действуют медленнее, чем морфин. Когда вводят наркотики, они блокируют выработку эндоморфинов, а это приводит к возникновению физической зависимости от наркотиков; так, при отсутствии наркотика и нарушенном механизме выработки в мозгу эндоморфинов активизируется центр боли, человек испытывает невыносимые физические и душевные боли и страдания («ломка»). Наркотик героин менее чем за три недели вызывает физическую зависимость у 91 % наркоманов. При передозировке наркотики вызывают смерть.

      Психоделики (марихуана, гашиш), применяемые путем курения, вызывают возбуждающий, эйфорический и галлюциногенный эффект, когда восприятие времени и пространства изменяются настолько, что минута может казаться веком, комната — огромным пространством, а себя человек может ощущать, например, птицей и соответственно вести. Употребление марихуаны вызывает психологическую, а позже физическую зависимость, хотя оно и менее опасно, чем употребление наркотиков группы опиума.

      Чаще  всего пристрастие к наркотикам сулит тому, чтобы заполнять пустоты в жизни, и в частности, чтобы убивать время, забывать о неудачах для слабых духом людей, но фактически это прыжок к гибели.

      Взаимопереходы  из одного состояния сознания в другое можно представить в виде «карты внутреннего мира», которую в 1977 г. разработал американский профессор экспериментальной психиатрии Фишер. По его мнению, погружение в глубины психики, в глубинное «свое», может осуществляться по двум «склонам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный на расслабление, в континууме «расслабление — медитация», а с другой стороны — склон, контролируемый симпатической нервной системой и направленный к активации нервной системы, в континууме «восприятие — галлюцинация», включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза. Активное состояние сознания включает в себя секторы от «плавающего сознания» до бодрствующего — в традиционной психологии это мир «Я». Континуум «восприятие — медитация» приводит к состоянию сознания, совершенно оторванного от всякой связи с реальностью, — к йоге самадхи (переход от бета-волн (13—26 Гц) к дельта-волнам (меньше 4 Гц).

      Различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности. Медитация зазен характеризуется альфа- волнами и направлена на отключение сознания с тем, чтобы оставаться на «плавающем» подкорковом уровне, где ничто больше не воспринимается и не оценивается как то, что оно есть в действительности; но резкий внешний раздражитель может вывести человека из этого состояния — что показывает, что степень расслабления не очень велика. У индийских мастеров йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней — пустота, в которой уже нет ни звука, ни запаха, ни предметов, ни расслабленности... Есть просто «Самость», — и тогда уже ни вспышка яркого света, ни резкий звук, ни прикосновение горячего предмета не выводят человека из состояния медитации, не прекращают альфа- или тета- ритма мозговой деятельности.

      Континуум «восприятие—галлюцинация» сопровождается усилением активности мозга. Так, удивленное восхищение поднимает человека над уровнем повседневной рутины, а некоторых людей подводит к порогу творческого вдохновения. На этом уровне умственного перевозбуждения человек чувствует себя переполненным энергией, он как будто наэлектризован и впервые чувствует, что его жизнь имеет смысл. Но если активация мозга возрастает еще более, наступает приближение к области тревоги и страха, а затем и разрыв с реальностью (например, в виде острого шизофренического состояния или в форме кататонии — когда человек часами остается абсолютно неподвижным, не реагируя ни на что из внешнего мира, но его ум бурно работает, человек весь внутри себя, своих мыслей и проблем). При мистическом экстазе наступает такое состояние, при котором все сознание обращено внутрь, неподвижно и находится вне времени, направляемое просьбой или молитвой к одному центру, к внутреннему свету.

      Для континуума «восприятие—галлюцинация», доходящего до мистического экстаза, характерны все более асинхронные бета- волны (20—26 Гц с уменьшением амплитуды от 35 до 7). В состоянии йоги самадхи и экстаза «Самость» — одна и та же. Переход от одного к другому может осуществиться скачком назад, который называется опытом кундалини, а возвращение к «Я» может происходить либо тем же путем, либо по противоположному континууму, либо зигзагом — с переходом от одного континуума к другому. Чтобы дополнить эту картину, можно расположить медленноволновый сон в континууме «восприятие — медитация», а парадоксальный сон с сопровождающими его сновидениями — в континууме «восприятие — галлюцинации».

      Эксперименты  показывают, что человек иной раз  может вспомнить определенные события  только тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, в каком он был, когда эти события с ним произошли, — в противном случае он ничего не помнит. Фишер образно сравнивает различные состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег. Таким образом, для человека возможен ряд различных существований, и они могут продолжаться от сновидения к сновидению, от одного психологического кризиса к другому, от одной ситуации экстремальной напряженности к другой ситуации того же типа, от одного творческого эксперимента к другому, от одного приступа шизофрении к следующему приступу. 

Общее представление о педагогике как науке. 

      Свое  название педагогика получила от греческого слова «пай- дагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

      В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или морские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

      Нужно отметить, что каждый человек опытным  путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавали от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «Повторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика в жизни как общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

      Народная  педагогика, возникнув как ответ  на объективную социальную потребность  в воспитании, обусловленную развитием  трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

      Однако  педагогическая наука в отличие  от житейских знаний в области  воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные  связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопрос: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания? Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

      Однако  житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».

      Для определения педагогики как науки  важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. 

Объект  и предмет педагогики. 

Объект  педагогики.

      А.С.Макаренко  — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной»  педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль  о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

      Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это  объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. 

Предмет педагогики. 

      Образование изучает не только педагогика. Его  изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей трудовых ресурсов, продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования: каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

Информация о работе Состояния сознания