Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 13:01, доклад
Требования к характеристикам в разные времена диктовались особенностями социально-исторического процесса и были тесно связаны с этапами развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности детей. Но при всем многообразии существовавших и существующих форм характеристик очевидно, что школе они необходимы, хотя процесс их совершенствования далек от завершения.
6. Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.
Методы и методики: наблюдение, методика Лейтеса (уравновешенность нервной системы), рисунок человека.
VI. Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.
Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности; корректурная проба Бурдона, красно-черная числовая таблица Ф.Горбова, тахистоскопическая методика и ее модификация.
VII. Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.
Методы и методики: наблюдение, задание описать предмет или человека, изучение точности глазомера методом средних ошибок; изучение скорости и точности восприятия (методика П.Кеэс).
VIII. Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.
Методики: диагностика ведущего типа памяти, выявление объема оперативной, краткой долговременной памяти; изучение логической и механической памяти, изучение опосредованного запоминания методом пиктограмм, изучение влияния на непроизвольное запоминание эмоциональной окраски информации.
IX. Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость.
Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, определение понятий; методика Лачинса (ригидность мышления); методики А.Зака (уровень развития теоретического мышления); сравнение понятий; “4-й лишний”, классификация (операции мышления); изучение скорости протекания мыслительных процессов методом заполнения недостающих в словах букв; изучение понимания учащимися принципа сохранения (феномены Ж.Пиаже).
X. Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых “штампов”; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи.
Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
XI. Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности.
Методики: “Круги” (А.Лук, В.Козленко), “Дорисовывание фигур” (Э.Торренс-О.Дьяченко), “Сочинение на тему...” (“Сказка про...”), фантастическое существо; сочинения и рисунки на свободную тему.
XII. Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.
Методы и методики: наблюдение, детский вариант рисуночного теста Розенцвейга.
XIII. Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.
Методы и методики: наблюдение, изучение уровня развития волевых привычек ребенка (В.Юркевич), изучение процесса психического пресыщения (А.Карстен).
XIV. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации.
Исходя из этих требований, разработана «Психолого-педагогическая карта учащегося». В этой карте использован метод экспертных оценок.
Индивидуально-психологические особенности представлены в карте в виде шкал (имеющих семь делений), на полюсах которых расположены максимальная и минимальная степени выраженности этих особенностей. Один полюс шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой полюс показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. Например: «много читает — читает мало»; «открытый — скрытный». Заполняя карту, учитель должен на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от полюсов характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.
Шкалы сгруппированы в шесть блоков, фиксирующих основные психологические показатели, в которых проявляются индивидуально-психологические особенности учеников. Так, заполняя шкалу «имеет много друзей, пользуется популярностью — непопулярен», учитель оценивает социометрический статус школьника, определяющий его положение в классе (блок «Общение в школе»). Таким образом, используются одновременно и психологический, и педагогический подходы к учащемуся. Для облегчения работы педагога в названиях шкал в минимальной мере использованы специальные психологические термины.
Оценка качеств одного человека другим, в том числе и ученика учителем, во многом зависит от того, в каких ситуациях оценивающий наблюдал оцениваемого, от частоты и близости контактов с ним, но прежде всего от субъективного эмоционального отношения к нему. С этой точки зрения, характеристика учащегося всегда субъективна. Складывающиеся у учителя позитивные или негативные установки по отношению к тому или иному учащемуся неизбежно накладывают отпечаток на составляемую характеристику, сказываются в завышении или в занижении оценок, в приписывании отрицательных или положительных (с точки зрения учителя) черт. Для того чтобы при знакомстве с характеристикой учесть эти возможные влияния, в каждый блок включена шкала отношения: в блоке «Учеба» это шкала «сильный ученик — слабый ученик»; в блоке «Поведение» — шкала «трудновоспитуем — легко поддается воспитанию в блоке «Общественная активность» — шкала «охотно выполняет общественные поручения — отлынивает от общественных поручений»; в блоке «Общение в школе» — шкала «дурно влияет на учеников — является опорой педагога»; в блоке «Личностные особенности» — шкала «вызывает симпатию — не вызывает симпатии»; в блоке «Общение в семье» — шкала «родители охотно сотрудничают с учителями — родители вступают в противоречия с учителями». Для дополнительной информации в карте оставлено свободное место, заполняемое по желанию учителя.
Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.
«Психолого-педагогическая
карта учащегося» рассчитана для заполнения
на каждого ученика трижды в течение его
школьной жизни — в конце III, VII и IX классов
(при одиннадцатилетнем обучении — в IV,
VIII и Х классах) — в периоды, предшествующие
смене классных руководителей. III класс
— обобщение сведений об ученике, накопленных
учителем начальной школы и необходимых
учителям средней школы, еще не знакомым
с этим учеником. VII класс — выбор ПТУ,
техникума, переход к дифференцированному
обучению. IX класс — профессиональное
самоопределение, подготовка к поступлению
в вуз. Заполнение карты позволяет выделить
первоочередные задачи воспитания и обучения
учащегося в эти критические периоды,
действительно индивидуализировать обучение,
помочь новому учителю в работе с классом.
Проведенная апробация методики «Психолого-педагогическая
карта учащегося» показывает, что эта
карта может заменить школьную характеристику,
облегчая труд учителя и помогая ему индивидуализировать
педагогический процесс
Информация о работе Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка