Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Требования к характеристикам в разные времена диктовались особенностями социально-исторического процесса и были тесно связаны с этапами развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности детей. Но при всем многообразии существовавших и существующих форм характеристик очевидно, что школе они необходимы, хотя процесс их совершенствования далек от завершения.

Файлы: 1 файл

Составление психолого.docx

— 64.04 Кб (Скачать)

6. Темперамент: тип нервной  системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.

Методы и методики: наблюдение, методика Лейтеса (уравновешенность нервной системы), рисунок человека. 

VI. Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.

Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности; корректурная проба Бурдона, красно-черная числовая таблица Ф.Горбова, тахистоскопическая методика и ее модификация. 

VII. Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.

Методы и методики: наблюдение, задание описать предмет или человека, изучение точности глазомера методом средних ошибок; изучение скорости и точности восприятия (методика П.Кеэс). 

VIII. Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.

Методики: диагностика ведущего типа памяти, выявление объема оперативной, краткой долговременной памяти; изучение логической и механической памяти, изучение опосредованного запоминания методом пиктограмм, изучение влияния на непроизвольное запоминание эмоциональной окраски информации.

IX. Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость.

Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, определение понятий; методика Лачинса (ригидность мышления); методики А.Зака (уровень развития теоретического мышления); сравнение понятий; “4-й лишний”, классификация (операции мышления); изучение скорости протекания мыслительных процессов методом заполнения недостающих в словах букв; изучение понимания учащимися принципа сохранения (феномены Ж.Пиаже). 

X. Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых “штампов”; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи.

Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

XI. Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности.

Методики: “Круги” (А.Лук, В.Козленко), “Дорисовывание фигур” (Э.Торренс-О.Дьяченко), “Сочинение на тему...” (“Сказка про...”), фантастическое существо; сочинения и рисунки на свободную тему.

XII. Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.

Методы и методики: наблюдение, детский вариант рисуночного теста Розенцвейга.  

XIII. Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.

Методы и методики: наблюдение, изучение уровня развития волевых привычек ребенка (В.Юркевич), изучение процесса психического пресыщения (А.Карстен). 

XIV. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации.  

Исходя из этих требований, разработана «Психолого-педагогическая карта учащегося». В этой карте использован метод экспертных оценок.

Индивидуально-психологические особенности представлены в карте в виде шкал (имеющих семь делений), на полюсах которых расположены максимальная и минимальная степени выраженности этих особенностей. Один полюс шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой полюс показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. Например: «много читает — читает мало»; «открытый — скрытный». Заполняя карту, учитель должен на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от полюсов характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.

Шкалы сгруппированы в шесть блоков, фиксирующих основные психологические показатели, в которых проявляются индивидуально-психологические особенности учеников. Так, заполняя шкалу «имеет много друзей, пользуется популярностью — непопулярен», учитель оценивает социометрический статус школьника, определяющий его положение в классе (блок «Общение в школе»). Таким образом, используются одновременно и психологический, и педагогический подходы к учащемуся. Для облегчения работы педагога в названиях шкал в минимальной мере использованы специальные психологические термины.  

Оценка качеств одного человека другим, в том числе и ученика учителем, во многом зависит от того, в каких ситуациях оценивающий наблюдал оцениваемого, от частоты и близости контактов с ним, но прежде всего от субъективного эмоционального отношения к нему. С этой точки зрения, характеристика учащегося всегда субъективна. Складывающиеся у учителя позитивные или негативные установки по отношению к тому или иному учащемуся неизбежно накладывают отпечаток на составляемую характеристику, сказываются в завышении или в занижении оценок, в приписывании отрицательных или положительных (с точки зрения учителя) черт. Для того чтобы при знакомстве с характеристикой учесть эти возможные влияния, в каждый блок включена шкала отношения: в блоке «Учеба» это шкала «сильный ученик — слабый ученик»; в блоке «Поведение» — шкала «трудновоспитуем — легко поддается воспитанию в блоке «Общественная активность» — шкала «охотно выполняет общественные поручения — отлынивает от общественных поручений»; в блоке «Общение в школе» — шкала «дурно влияет на учеников — является опорой педагога»; в блоке «Личностные особенности» — шкала «вызывает симпатию — не вызывает симпатии»; в блоке «Общение в семье» — шкала «родители охотно сотрудничают с учителями — родители вступают в противоречия с учителями». Для дополнительной информации в карте оставлено свободное место, заполняемое по желанию учителя.

Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

«Психолого-педагогическая карта учащегося» рассчитана для заполнения на каждого ученика трижды в течение его школьной жизни — в конце III, VII и IX классов (при одиннадцатилетнем обучении — в IV, VIII и Х классах) — в периоды, предшествующие смене классных руководителей. III класс — обобщение сведений об ученике, накопленных учителем начальной школы и необходимых учителям средней школы, еще не знакомым с этим учеником. VII класс — выбор ПТУ, техникума, переход к дифференцированному обучению. IX класс — профессиональное самоопределение, подготовка к поступлению в вуз. Заполнение карты позволяет выделить первоочередные задачи воспитания и обучения учащегося в эти критические периоды, действительно индивидуализировать обучение, помочь новому учителю в работе с классом. Проведенная апробация методики «Психолого-педагогическая карта учащегося» показывает, что эта карта может заменить школьную характеристику, облегчая труд учителя и помогая ему индивидуализировать педагогический процесс 



Информация о работе Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка