Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 13:01, доклад
Требования к характеристикам в разные времена диктовались особенностями социально-исторического процесса и были тесно связаны с этапами развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности детей. Но при всем многообразии существовавших и существующих форм характеристик очевидно, что школе они необходимы, хотя процесс их совершенствования далек от завершения.
Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка.
Индивидуализация обучения и воспитания требует знаний об особенностях личности учащегося, которые необходимы учителю с целью создания оптимальных условий для развития школьника. С давних времен одним из широко распространенных способов фиксирования индивидуально-психологических особенностей учащихся было составление характеристик. Учитель, наблюдая ученика и активно взаимодействуя с ним, обобщал свои представления о нем в характеристике. Другой учитель, ознакомившись с этими характеристиками, быстрее, чем без них, мог получить представление о своих подопечных, установить контакт с ними, наметить педагогические задачи. Хорошо составленная характеристика помогает избежать многих ошибок, плохая же (т. е. составленная предвзято или строящаяся на превратном истолковании поведения ученика) может осложнить отношения с классом нового педагога, познакомившегося с характеристиками до начала непосредственных контактов с учащимися. Недаром написано столько инструкций по составлению характеристик с целью их улучшения.
Требования к характеристикам в разные времена диктовались особенностями социально-исторического процесса и были тесно связаны с этапами развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности детей. Но при всем многообразии существовавших и существующих форм характеристик очевидно, что школе они необходимы, хотя процесс их совершенствования далек от завершения.
Был проведен анализ характеристик, составленных разными учителями по свободной форме и по формам, рекомендуемым педагогической наукой. Эти характеристики очень различались друг от друга по выделяемым показателям. Характеристики, составленные по свободной форме одним учителем на разных учащихся, отличались и объемом, и числом выделенных психологических признаков, что отражало субъективность и избирательность отношения учителя к ученикам. Характеристики, написанные разными педагогами, порою были трудносопоставимы друг с другом, так как в них отражались еще и индивидуальные особенности самих учителей. Использование же схем для составления педагогических характеристик, увеличивая трудоемкость, ведет не просто к стандартизации процедуры, а, скорее, к стереотипизации самих характеристик, делает их похожими друг на друга. Особенно невыразительны описания так называемых средних учеников, не выделяющихся ни успеваемостью, ни нарушениями поведения, не очень активных в общественной работе. Указанные недостатки привели к тому, что в педагогической среде в последнее время часто можно встретиться с мнением о ненужности характеристик как таковых.
С психологической точки зрения, главным недостатком характеристик, составленных педагогами по свободному плану или по какой-либо схеме, является то, что в них в качестве основных критериев для описания учащихся берутся не индивидуально-психологические особенности интеллекта, личности и общения учеников, а особенности результативности их деятельности, т. е. не причины, а описание последствий. Во многом это связано с тем, что формирование оценочных суждений большинством учителей о психологических свойствах учащихся затруднено в силу сложности понимания этих свойств. А. Бине показал, что даже о сущности умственных способностей учителя имеют неопределенные и часто крайне противоречивые представления. Об интеллекте учеников они судят по поведению на уроке, по выполнению домашних заданий, по внешнему виду, по образованию родителей. Б. Г. Ананьев отмечал, что при характеристике умственных способностей своих учеников учителя пользуются своеобразной количественной шкалой, производной от оценок учебной успеваемости. А. А. Бодалев приводит в своей книге в пример педагога, который считал, что умные — это «те, кто все делает последовательно и аккуратно». Еще сложнее педагогу оценивать особенности личности учеников. В экспериментальном исследовании, в котором несколько учителей оценивали независимо друг от друга психологические качества учащихся, а затем повторяли процедуру оценивания через две недели, Ю. З. Гильбух показал, что оценочные представления педагогов о своих учениках отличаются низкой надежностью и валидностью. Педагог оказывается «слабо вооружен как раз теми знаниями, которые более всего важны ему как учителю, классному руководителю, воспитателю».
Трудности адекватной интерпретации внешних признаков поведения, наблюдаемых педагогом, в психологических терминах связаны не только с ограничительными особенностями самого метода наблюдения, не подкрепленного тестовыми исследованиями, не только с недостаточностью психологической подготовки, получаемой в педагогических учебных заведениях будущими учителями, но и с недостаточной психологизированностью мышления современных учителей, проявляющейся в различных подходах к ребенку учителя и психолога. Это подтверждает опрос, проведенный среди учителей (стаж работы не менее пяти лет) и психологов, специализирующихся в области педагогической психологии. Опрашиваемых просили составить список-минимум особенностей учащихся, необходимых для их характеристики. Всего было опрошено 15 учителей и 15 психологов. Списки выделенных признаков существенно различались, в обобщенном виде они выглядят следующим образом.
Особенности учащихся, необходимые для характеристики:
По мнению педагогов
1. Дисциплинированность (частота нарушений поведения).
2. Школьная успеваемость.
3. Способности.
4. Прилежание.
5. Интересы.
6. Общественная активность (выполнение поручений).
7. Культурный уровень, много ли читает, развита ли речь.
8. Семья — сведения о родителях, об их образовании.
9. Пользуется ли авторитетом.
10. Внешний вид.
По мнению психологов
1. Особенности мотивации, сформированность мотивов учебной деятельности.
2. Овладение навыками учебной деятельности.
3. Уровень самооценки, ее адекватность, уровень тревожности, уровень притязаний.
4. Произвольность поведения — саморегуляция.
5. Интеллектуальные особенности: сформированность понятийного мышления, психическая работоспособность.
6. Особенности общения: социометрический статус в группе, эмпатийность, направленность личности, социальная рефлексивность, экспансивность общения.
7. Отношение с родителями и с педагогами (принятие в семье и в школе).
При взгляде на эти списки возникает ощущение, что педагоги и психологи преследовали разные цели — столь различны они и терминологически, и содержательно. Тем не менее они об одном: об ученике. Педагогический список-минимум составлен в соответствии с подходом, который можно назвать симптоматическим — он выделяет те особенности учения, поведения и общения, которые проявляются в реальной жизни, но о причинах появления которых мы можем только догадываться. Психологический же подход может быть назван нозологическим, так как он направлен на выявление индивидуально-психологических особенностей, которые являются причиной симптомов, фиксируемых педагогами.
Достоинства и недостатки обоих подходов очевидны. Первый привлекает внимание к тем сторонам поведения ученика в школе, которые свидетельствуют об эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако, не раскрывая психологических особенностей школьника, этот подход не дает направления педагогических воздействий, которые могли бы скорректировать выявляемое неблагополучие. Второй подход, нацеленный на получение информации о психологических особенностях учащегося (для чего требуется проведение квалифицированного диагностического обследования по многим методикам), не всегда позволяет предсказать поведение ученика в конкретных условиях.
Проведенный анализ существующих в настоящее время форм педагогических характеристик и критериев оценки учащихся позволил сформулировать требования, которым должна удовлетворять характеристика:
1) раскрывать индивидуально-
2) дифференцировать разных
учащихся по степени
3) выявлять отношение педагога к учащемуся;
4) строиться по стандартной схеме;
5) легко «читаться», т. е. быть понятной педагогам и психологам, не знакомым с учащимся;
6) процедура составления
характеристики должна быть
Примерная схема изучения и составления психологической характеристики учащегося.
I. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет).
Методы: беседа (с учеником, учителем, школьным врачом), изучение школьной документации, наблюдение.
II. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.
Методы и методики: изучение школьной документации, беседа с учащимися (“коллизии”), учителем, родителями; опросник Э.Эйдемиллера и В.Юстицкого для изучения стиля родительского воспитания; проективный тест-рисунок “Моя семья” и его варианты (“Семья зверей”, “Кто чем занимается”); детский вариант ТАТ, “Цветопись” (“Какого цвета каждый член семьи”); неоконченные предложения (устный вариант).
III. Деятельность младшего школьника.
1. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие “школьной тревожности”.
2. Игровая деятельность:
место в жизни учащегося; преобладающие
и любимые игры; предпочтительные
роли в них; взаимоотношения в
игре со сверстниками и
3. Трудовая деятельность:
общественно-полезный и
4. Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.
Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности; беседа; сочинения “Мой класс”, “Моя семья” и аналогичные рисунки; анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности.
IV. Учащийся как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество учащихся, соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива); место учащегося в формальной и неформальной структурах группы; осознание своего положения в классе и удовлетворенность им; потребность быть членом коллектива; потребность в признании; авторитет (на чем основан); отношение к массовидным явлениям в классе.
Методы и методики: наблюдение, беседа, социометрия и ее варианты для младших школьников (метод выбора в действии, “Ракета” и т.п.); сочинение и рисунок “Мой класс”, цветопись (по А.Лутошкину); прожективный тест “В школу и из школы”.
V. Структура личности учащегося.
1. Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.
Методы и методики: анкетирование, беседа, диагностика типа направленности методом попарного сравнения, “Глазомер”, “Цветик-семицветик”, неоконченные предложения.
2. Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.
Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, рисунок человека, рисунок фантастического существа, цветовой тест Люшера, обобщение независимых характеристик.
3. Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).
Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ документации и продуктов деятельности; “Кто я?”, рисунок человека, модифицированные методики С.Будасси, Т.Дембо - С.Рубинштейна, В.Шур, детский вариант ТАТ.
4. Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция.
Методики: Ф.Хоппе, моторная проба Шварцландера, десткий вариант ТАТ, “Кубики”.
5. Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются.
Методы и методики: анализ документации и продуктов деятельности, наблюдение, беседа, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, рисунок человека (до 10 лет).
Информация о работе Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка