Соотношение понятий поведение, активность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Краткое описание

В этой работе проведен сравнительный анализ понятий поведение, аквтиность и деятельность. Раскрывается суть этих понятий.
Что же такое поведение и факты поведения?
Гиппенрейтер под поведением понимает внешние проявления психической деятельности человека. Происходит поведение во внешнем мире и обнаруживается оно с помощью внешнего наблюдения.
К поведению в первый очередь относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с деятельностью, состоянием и общением людей, это и поза, и мимика, паузы, высота и интонация голоса, взгляды, блеск глаз или их тусклость, побледнение, покраснение, дрожь, прерывистое дыхание, мышечное напряжение и другое. Кроме того это и отдельные жесты и движения, такие как поклон, кивок, поглаживание запястий, сжимание кулаков, теребение кофты и тому подобное. Естественно, это и действия как более крупные акты поведения.

Файлы: 1 файл

реферат4!.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Интеллект

   Зачатки "интеллекта" закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения. Формы поведения, которые связаны с зачатками интеллектуальной деятельности, исходят у животных из инстинктивной мотивации, связанной с биологическими потребностями.

  Автоматические компоненты, в виде частичных операций, так же включаются в выполнение интеллектуальных действий

Деятельность.

 Что же нужно, чтобы деятельность произошла?

  Гиппенрейтер утверждает, что для того, чтобы деятельность произошла, нужно, чтобы у человека возникли потребности и мотивы. Потребность есть «состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит в  не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования».

   Стоит упомянуть теорию потребностей, разработанную Абрахамом Маслоу, согласно которой, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии». Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Часто наблюдается такое явление, как полимотивированность человеческих действий. Например, человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно он удовлетворяет и другие свои мотивы - социального признания, материального вознаграждения и др.

   Процесс  "узнавания" потребностью своего  предмета получил название опредмечивание  потребности. А в акте опредмечивания  рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете.

   В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта - в довольно быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.  

    Определение  деятельности можно вывести из еще одного определения мотива. Если мотив – это то, ради чего совершается действие. А, так как для чего-то человек, как правило, производит много разных действий, тогда эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенным видом деятельности. Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельности. За этими формами активности даже в обыденной речи закрепилось слово "деятельность".

  То же понятие, однако, еще можно применить и к массе других активностей человека, например, заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной проблемы.  

   По Леонтьеву  же  человеческая деятельность  – это молярная единица его  индивидуального бытия, то есть целостная неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией. В дополнение к Гиппенрейтер, Леонтьев отмечает, что главными образующими деятельности являются цели и соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения и, наконец, те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения.

  Основными "составляющими" отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действие - это процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия. 

   Так в  чем же состоит сама теория  деятельности?  

   Начнем с характеристики строения, или макроструктуры деятельности. Представления о строении деятельности составляют основу теории деятельности, хотя и не исчерпывают её полностью.

  Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Состоит она нескольких "слоев", или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Во-первых, это уровень особенных деятельностей; затем уровень действий; следующий - уровень операций; и, наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

  Рассмотрим теперь её поподробнее. Итак, действие - это основная единица анализа деятельности. И, по определению, действие - это процесс, направленный на претворение в жизнь цели. Логично разъяснить и понятие цель. Цель - это некий сознательный образ желаемого результата, то есть того самого результата, который должен быть достигнут после выполнения действия.

 Охарактеризовывая  понятие «действие» можно выделить  некоторые его особенности.

1) Действие обязательно включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания раскрывается в процессе совершения  действия.

2) Действие - это в то же время и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность и животных и человека, однако рассматривая их в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

  Таким образом,  первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

3) Теория деятельности  с помощью понятия действия  утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.

В то же время  принцип активности и реактивности различаются по месту помещения исходной точки анализа деятельности, либо во внешней среде, либо внутри организма (субъект).

4) Понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. То есть цель действия может быть абсолютно любой, а не обязательно направленной на удовлетворение потребности в пище, к примеру, то есть потребности биологической.

 Таким образом,  понятие действия делает возможным  научный анализ человеческой жизни, воспринимая человека как социальное существо.

Такой возможности  никак не могло предоставить понятие  реакции, из которой исходил Уотсон. Он смотрел на человека, как на преимущественно биологическое существо.

   Вернемся  к структуре теории деятельности и разъясним понятие операции.

Операции образуют по отношению к действиям нижележащий уровень.

И операция есть способ выполнения действия. Операции отличаются по характеру, которые зависят от условий, в которых совершается действие.

Если действие отвечает о цели, то операция условиям, в которых эта цель дана. А под "условиями" подразумеваются как внешние обстоятельства, так и внутренние средства самого действующего субъекта. В теории деятельности цель, данная в определенных условиях, называется задачей. 

  Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом.

   В теории деятельности  под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся: способности нашего организма, такие, как способности к ощущению, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. Так же к этому уровню относятся  врожденные механизмы, и те, которые закреплены в морфологии нервной системы, и те, что развиваются впоследствии первых месяцев жизни. Одной их особенностей психофизиологических функций является их «организмический» характер, то есть они есть у субъекта от природы. Можно сказать, что психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.  

  Деятельность  делится на внешнюю и внутреннюю. Разновидностью внутренней деятельности  является деятельность умственная. А задача внутренней деятельности  состоит в подготовке деятельности  внешней.

  Теория деятельности в отношении этих форм активности выдвигает два основных тезиса.

   Во-первых, внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождаемыми эмоциональными переживаниями. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального получается мысленный результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность, естественно, произошла из внешней, путем процесса составления умственного  плана.. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.

    Стоит  отметить, что деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, считается «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью. Следовательно, та деятельность, что достигла цели называется активной.

Активность.

   Н. А. Бернштейн выступил в научной литературе как страстный защитник принципа активности - одного из тех принципов, на которых,  покоится психологическая теория деятельности.

    Один из важных пунктов теории Бернштейна есть схема рефлекторного кольца.

   Рефлекторное кольцо — это совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе

Вот в чем  состоит принцип работы рефлекторного кольца. Имеется моторный центр, из которого поступают эффекторные команды в мышцу. От рабочей точки идут сигналы обратной связи в сенсорный центр; это чувствительные, или афферентные, сигналы. В ЦНС происходит переработка поступившей информации, то есть перешифровка ее на моторные сигналы коррекции. Эти сигналы снова поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.

  Бернштейн разработал принцип активности, суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт - движение, действие - определяется внешним стимулом.

   Рассмотрим, следуя за развитием идей Н. А. Бернштейна, несколько аспектов принципа активности: конкретно-физиологический, общебиологический и философский.

   Принцип активности в конкретно-физиологическом плане связан с открытием принципа кольцевого управления движениями. Как только была осознана необходимость участия сигналов обратной связи в организации движений, прояснилась и решающая роль центральной программы: ведь сигналы обратной связи сличаются с сигналами, которые поступают из программы. Необходимое условие функционирования кольца - наличие программы; без программы и задающего устройства в кольце управления нет смысла, достаточно и дуги. Но по механизму дуги, не может совершаться целесообразный акт.

   Общебиологический  принцип активности.

   Приведу в пример соответствующие слова Бернштейна, которые являются формулировкой принципа активности на общебиологическом уровне: "Процесс жизни есть не "уравновешивание с окружающей средой", как понимали мыслители периода классического механицизма, а преодолевание этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения"

   Процесс развития организма из зародышевой клетки может быть осмыслен как процесс реализации генетической программы, что в точности отвечает принципу активности. То же происходит и с процессами регенерации утраченных органов или тканей. Влияние же внешней среды происходит по несущественным параметрам.

Активность часто определяется  как особая форма деятельности.

Информация о работе Соотношение понятий поведение, активность и деятельность