Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, реферат
В этой работе проведен сравнительный анализ понятий поведение, аквтиность и деятельность. Раскрывается суть этих понятий.
Что же такое поведение и факты поведения?
Гиппенрейтер под поведением понимает внешние проявления психической деятельности человека. Происходит поведение во внешнем мире и обнаруживается оно с помощью внешнего наблюдения.
К поведению в первый очередь относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с деятельностью, состоянием и общением людей, это и поза, и мимика, паузы, высота и интонация голоса, взгляды, блеск глаз или их тусклость, побледнение, покраснение, дрожь, прерывистое дыхание, мышечное напряжение и другое. Кроме того это и отдельные жесты и движения, такие как поклон, кивок, поглаживание запястий, сжимание кулаков, теребение кофты и тому подобное. Естественно, это и действия как более крупные акты поведения.
Интеллект
Зачатки "интеллекта" закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения. Формы поведения, которые связаны с зачатками интеллектуальной деятельности, исходят у животных из инстинктивной мотивации, связанной с биологическими потребностями.
Автоматические компоненты, в виде частичных операций, так же включаются в выполнение интеллектуальных действий
Деятельность.
Что же нужно, чтобы деятельность произошла?
Гиппенрейтер утверждает, что для того, чтобы деятельность произошла, нужно, чтобы у человека возникли потребности и мотивы. Потребность есть «состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования».
Стоит упомянуть теорию потребностей, разработанную Абрахамом Маслоу, согласно которой, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии». Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Часто наблюдается такое явление, как полимотивированность человеческих действий. Например, человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно он удовлетворяет и другие свои мотивы - социального признания, материального вознаграждения и др.
Процесс
"узнавания" потребностью
В процессе
опредмечивания обнаруживаются две важные
черты потребности. Первая заключается
в первоначально очень широком спектре
предметов, способных удовлетворить данную
потребность. Вторая черта - в довольно
быстрой фиксации потребности на первом
удовлетворившем ее предмете.
Определение деятельности можно вывести из еще одного определения мотива. Если мотив – это то, ради чего совершается действие. А, так как для чего-то человек, как правило, производит много разных действий, тогда эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенным видом деятельности. Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельности. За этими формами активности даже в обыденной речи закрепилось слово "деятельность".
То же понятие,
однако, еще можно применить и к массе
других активностей человека, например,
заботе о воспитании ребенка, увлечению
спортом или решению крупной научной проблемы.
По Леонтьеву же человеческая деятельность – это молярная единица его индивидуального бытия, то есть целостная неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией. В дополнение к Гиппенрейтер, Леонтьев отмечает, что главными образующими деятельности являются цели и соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения и, наконец, те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения.
Основными "составляющими"
отдельных человеческих деятельностей
являются осуществляющие их действия.
Действие - это процесс, подчиненный сознательной
цели. Подобно тому, как понятие мотива
соотносится с понятием деятельности,
понятие цели соотносится с понятием действия.
Так в чем же состоит сама теория деятельности?
Начнем с характеристики строения, или макроструктуры деятельности. Представления о строении деятельности составляют основу теории деятельности, хотя и не исчерпывают её полностью.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Состоит она нескольких "слоев", или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Во-первых, это уровень особенных деятельностей; затем уровень действий; следующий - уровень операций; и, наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.
Рассмотрим теперь её поподробнее. Итак, действие - это основная единица анализа деятельности. И, по определению, действие - это процесс, направленный на претворение в жизнь цели. Логично разъяснить и понятие цель. Цель - это некий сознательный образ желаемого результата, то есть того самого результата, который должен быть достигнут после выполнения действия.
Охарактеризовывая
понятие «действие» можно
1) Действие обязательно включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания раскрывается в процессе совершения действия.
2) Действие - это в то же время и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность и животных и человека, однако рассматривая их в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.
Таким образом, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.
3) Теория деятельности с помощью понятия действия утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.
В то же время принцип активности и реактивности различаются по месту помещения исходной точки анализа деятельности, либо во внешней среде, либо внутри организма (субъект).
4) Понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. То есть цель действия может быть абсолютно любой, а не обязательно направленной на удовлетворение потребности в пище, к примеру, то есть потребности биологической.
Таким образом,
понятие действия делает
Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, из которой исходил Уотсон. Он смотрел на человека, как на преимущественно биологическое существо.
Вернемся к структуре теории деятельности и разъясним понятие операции.
Операции образуют по отношению к действиям нижележащий уровень.
И операция есть способ выполнения действия. Операции отличаются по характеру, которые зависят от условий, в которых совершается действие.
Если действие
отвечает о цели, то операция условиям,
в которых эта цель дана. А под "условиями"
подразумеваются как внешние обстоятельства,
так и внутренние средства самого действующего
субъекта. В теории деятельности цель,
данная в определенных условиях, называется
задачей.
Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом.
В теории
деятельности под психофизиологическими
функциями понимаются физиологические
обеспечения психических процессов. К
ним относятся: способности нашего организма,
такие, как способности к ощущению, моторная
способность и др. Соответственно говорят
о сенсорной, мнемической, моторной функциях.
Так же к этому уровню относятся врожденные
механизмы, и те, которые закреплены в
морфологии нервной системы, и те, что
развиваются впоследствии первых месяцев
жизни. Одной их особенностей психофизиологических
функций является их «организмический»
характер, то есть они есть у субъекта
от природы. Можно сказать, что психофизиологические
функции составляют одновременно и необходимые
предпосылки, и средства деятельности.
Деятельность
делится на внешнюю и
Теория деятельности в отношении этих форм активности выдвигает два основных тезиса.
Во-первых, внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождаемыми эмоциональными переживаниями. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального получается мысленный результат.
Во-вторых, внутренняя деятельность, естественно, произошла из внешней, путем процесса составления умственного плана.. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.
Стоит отметить, что деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, считается «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью. Следовательно, та деятельность, что достигла цели называется активной.
Активность.
Н. А. Бернштейн выступил в научной литературе как страстный защитник принципа активности - одного из тех принципов, на которых, покоится психологическая теория деятельности.
Один из важных пунктов теории Бернштейна есть схема рефлекторного кольца.
Рефлекторное кольцо — это совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе
Вот в чем состоит принцип работы рефлекторного кольца. Имеется моторный центр, из которого поступают эффекторные команды в мышцу. От рабочей точки идут сигналы обратной связи в сенсорный центр; это чувствительные, или афферентные, сигналы. В ЦНС происходит переработка поступившей информации, то есть перешифровка ее на моторные сигналы коррекции. Эти сигналы снова поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.
Бернштейн разработал принцип активности, суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт - движение, действие - определяется внешним стимулом.
Рассмотрим, следуя за развитием идей Н. А. Бернштейна, несколько аспектов принципа активности: конкретно-физиологический, общебиологический и философский.
Принцип активности в конкретно-физиологическом плане связан с открытием принципа кольцевого управления движениями. Как только была осознана необходимость участия сигналов обратной связи в организации движений, прояснилась и решающая роль центральной программы: ведь сигналы обратной связи сличаются с сигналами, которые поступают из программы. Необходимое условие функционирования кольца - наличие программы; без программы и задающего устройства в кольце управления нет смысла, достаточно и дуги. Но по механизму дуги, не может совершаться целесообразный акт.
Общебиологический принцип активности.
Приведу в пример соответствующие слова Бернштейна, которые являются формулировкой принципа активности на общебиологическом уровне: "Процесс жизни есть не "уравновешивание с окружающей средой", как понимали мыслители периода классического механицизма, а преодолевание этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения"
Процесс развития организма из зародышевой клетки может быть осмыслен как процесс реализации генетической программы, что в точности отвечает принципу активности. То же происходит и с процессами регенерации утраченных органов или тканей. Влияние же внешней среды происходит по несущественным параметрам.
Активность часто определяется как особая форма деятельности.
Информация о работе Соотношение понятий поведение, активность и деятельность