Соотношение понятий поведение, активность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Краткое описание

В этой работе проведен сравнительный анализ понятий поведение, аквтиность и деятельность. Раскрывается суть этих понятий.
Что же такое поведение и факты поведения?
Гиппенрейтер под поведением понимает внешние проявления психической деятельности человека. Происходит поведение во внешнем мире и обнаруживается оно с помощью внешнего наблюдения.
К поведению в первый очередь относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с деятельностью, состоянием и общением людей, это и поза, и мимика, паузы, высота и интонация голоса, взгляды, блеск глаз или их тусклость, побледнение, покраснение, дрожь, прерывистое дыхание, мышечное напряжение и другое. Кроме того это и отдельные жесты и движения, такие как поклон, кивок, поглаживание запястий, сжимание кулаков, теребение кофты и тому подобное. Естественно, это и действия как более крупные акты поведения.

Файлы: 1 файл

реферат4!.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет 

Факультет психологии 

Реферат

По дисциплине: «общая психология» 
 

На тему:

« Соотношение  понятий поведение, активность и  деятельность» 
 
 
 
 
 

Выполнила

 студентка  183 группы

Якорева Александра Владимировна 

Проверил 

Профессор

Романова  Елена Яковлена 
 
 
 
 
 

Москва - 2011

Поведение 

Что же такое  поведение и факты поведения?

   Гиппенрейтер под поведением понимает внешние проявления психической деятельности человека. Происходит поведение во внешнем мире и обнаруживается оно с помощью внешнего наблюдения.

   К поведению в первый очередь относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с деятельностью, состоянием и общением людей, это и поза, и мимика, паузы, высота и интонация голоса, взгляды, блеск глаз или их тусклость, побледнение, покраснение, дрожь, прерывистое дыхание, мышечное напряжение и другое. Кроме того это и отдельные жесты и движения, такие как поклон, кивок, поглаживание запястий, сжимание кулаков, теребение кофты и тому подобное. Естественно, это и действия как более крупные акты поведения.

   Наконец,  поступки, то есть акты поведения покрупнее, и связанные с нормами поведения, отношениями и самооценкой, которые имеют, как правило, общественное или социальное звучание

   Таким  образом, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот весь перечень явлений, относимых к поведению. Все они непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания и свойства личности, поэтому они и являются объектами психологического интереса. 

   Дж. Уотсон на вопрос о том, что такое поведение, отвечает в научных понятиях: "Это - система реакций" или «совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется». То есть он вводит очень важное понятие "реакция".

  Дж. Уотсон начинает описание поведения с описания типов реакций. прежде всего, он выделяет реакции врожденные и приобретенные.

На основе изучения новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них есть такие как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и другие.

    Как  же расширяется список всех  реакций человека, по каким законам приобретаются новые, не врожденные реакции? Здесь Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева, опубликованным как раз незадолго до того. В них содержится описание механизмов возникновения условных, или, по тем временам, еще "сочетательных" рефлексов. Дж. Уотсон делает такой шаг: он принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории и говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

   Это все  потому, что естественнонаучная материалистическая традиция, которую вводил бихевиоризм в психологию, требовала причинных объяснений. А что же значит причинно объяснить какое-либо действие человека? Ответ Дж. Уотсона был таков: это значит найти внешнее воздействие, вызвавшее его. Он утверждает, что не существует ни одного действия человека, за которым бы не стояла причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает такую знаменитую формулу: S - R (стимул - реакция). 

    Образование условного рефлекса Дж. Уотсон описывает так. Безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество повторений одинаковых сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула окажется ненужным: безусловную реакцию начнет вызывать условный стимул.

  К примеру, мать гладит ребенка, его лицо озаряет улыбка. Прикосновение к коже - безусловный стимул, улыбка на прикосновение - безусловная реакция. Естественно, что каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери.      Теперь уже достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

   Так как же тогда образуются сложные реакции? По Уотсону - путем образования комплексов безусловных реакций.

   Скажу несколько слов о дальнейшем развитии бихевиоризма. Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S- R для объяснения поведения: как правило, "S" и "R" находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку.

   Теория Толмена имеет одновременно несколько разных названий - молярный, намеренный и операционалистический. С молярным пониманием поведения, представлявшим собой несомненный вклад в концепцию поведения, Толмен пришел к своему учение о "промежуточных переменных* как среднем звене, "вмешивавшем", между воздействующими на организм раздражителями и ответным поведением. В результате чего схема приобрела вид: S-V-R.

   Толмен предполагал, что возможно совершенно объективное определение целенаправленности. Как аспект поведения, примененное для описания поведения, намерение рассматривалось в связи с объектами-целями.

   В качестве детерминантов поведения Толмен ввёл два типа переменных: отдаленные или первоначальные и постоянные, включающие в себя промежуточные и вмешивающиеся переменные. Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как "цели", "намерения", "гипотезы", "познавательные карты" (образы ситуаций) и тому подобное. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как "конструкты", о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

  Важно подчеркнуть, что все промежуточные переменные, о каких только ни говорил Е. Толмен, - намерение или сознание, идеация или сознание, - были обусловлены, с одной стороны, биологическими потребностями организма, с другой стороны, теми физическими объектами, вроде объекта-средства, которые ведут организм к объекту-цели, который имеет непосредственное отношение к органическим потребностям. Понятие поведения и здесь не вышло за рамки непосредственной связи стимул-реакция.

  Понятия, заимствованные Толменом у субъективной психологии для обозначения "вмешивающихся детерминантов", были целиком включены в построенную им на бихевиористических основаниях концепцию. 
 

Формы поведения 

   Рубинштейн  различает три формы поведения, это инстинкт, навык и интеллект. Разберём каждый из них.

Инстинкт

Основными механизмами, посредством которых осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).

   На основании этого была сделана попытка свести инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, то есть как цепь прилаженных друг к другу рефлексов. Таким образом, ответная часть предшествующего рефлекса служит раздражителем для следующего.

  Эта попытка несостоятельна по нескольким причинам. Прежде всего, эта концепция подвержена дискуссии еще в генетическом аспекте. Проведенные Г.Э.Когхилла и Дж. Хэррика исследования эмбриона одного вида саламандры дают экспериментальные основания предполагать, что рефлекс, то есть дифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не является такой генетически первичной формой, из которой путем суммирования смогли бы получится сложные целостные реакции организма. Сначала имеются малодифференцированные целостные реакции организма, из которых потом выделяются отдельные рефлекторные дуги. Вместе с этим усложняется и структура целостной реакции. Из этого можно сделать вывод о том, что генетически инстинкт не является просто суммой или цепью рефлексов.

  Кроме того, инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов и потому, что как форма поведения он не только состоит из совокупности механизмов, посредством которых он осуществляется, а так же предполагает определенную "мотивацию", с помощью которой определяется или регулируется действие этих самых механизмов. Главная особенность инстинктивного действия заключается в том, что источником его мотивации является определенное органическое состояние или изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в организме (в частности, эндокринной системой, обусловливающей деятельность половых желез при половом созревании). Это органическое состояние делает особо значимыми для животного только определенные раздражители и направляет его действия. С изменением этого состояния изменяется и отношение животного к объектам окружения; одни раздражители утрачивают свою значимость, другие, прежде безразличные, ее приобретают (пища перестает привлекать и начинает привлекать самка).

   Зависимость от органического состояния, той или иной значимости раздражителей, направленности деятельности и объединения различных реакций в целое отличает инстинктивное действие как форму поведения от простой суммы рефлексов. Ограниченность "мотивации" поведения органическими состояниями и изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм поведения.

   Итак, инстинктивное поведение характеризуется: специфическим способом мотивации и специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – сложное действие, исходящее из биологических потребностей и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

   Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

  Хотя инстинкт отличается от индивидуально-изменчивых форм поведения (от навыка и интеллекта), он все-таки связан с ними теснейшим образом. В поведении каждого животного, взятом в его конкретной реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированный навык. Так, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, уже готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и маленькие камешки, бисер. Лишь затем он учится отличать зерна и клевать только их. Таким образом, биологически важный акт питания осуществляется посредством реакций, в которых инстинкт и навык сплетены воедино. В этом конкретном примере навык функционирует как бы внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать и элементы интеллекта.

   У живых существ инстинкты имеются на разных уровнях развития. Инстинктивные действия наблюдаются в весьма специфической форме у высших беспозвоночных, у членистоногих: в частности известно, какую большую роль инстинктивные формы поведения играют у пчел и муравьев. Яркие примеры инстинктивного поведения у позвоночных наблюдаются у птиц. Об инстинктах говорят и применительно к человеку. Инстинкты на столь различных ступенях или уровнях развития – это, очевидно, разные инстинкты. Различие в характере и уровне инстинктивного поведения связано как с особенностями рецепции, с тем, как дифференцируются раздражители инстинктивных действий, так и со степенью обыденности и стереотипности инстинктивного действия. Теснейшим образом взаимосвязаны характер рецепции и характер действия.

Навыки

   Наблюдая поведение животных, мы уже на ранних ступенях развития, встречаем индивидуально-изменчивые формы поведения, которые, в отличие от инстинктивных действий, могут быть охарактеризованы как навыки. Навыки - такие новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют автоматически.

  Навыки и инстинкты генетически  имеют один общий корень, из которого они затем развились по расходящимся линиям в порядке "раздвоения единого". В процессе этого развития по расходящимся линиям все больше заостряется противоположность между наследственно фиксированными (инстинкт) и изменчивыми формами поведения (навык и интеллект).

   Всякий навык – это автоматизм. Существуют же два коренным образом отличающихся вида автоматизма: первичный автоматизм действия, которое с самого начала протекает определенным образом, и вторичный автоматизм действия, которое поначалу происходит не автоматически, а затем закрепляется и автоматизируется путем повторения. Соответственно этому существуют два коренным образом отличающихся вида навыка: навыки как первично автоматические действия, которые непроизвольно складываются на основе инстинктивной мотивации, и навыки, которые сознательно вырабатываются в процессе учебы посредством преднамеренного закрепления первоначально не совершающихся автоматическим путем действий.

Информация о работе Соотношение понятий поведение, активность и деятельность