Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть содержание и сущность социализации личности.
Задачи: раскрыть содержание понятия «Социализация личности», рассмотреть процесс социализации личности, рассмотреть источников социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………... 3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.…………..4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….18
Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида.
Этот процесс охватывает
все аспекты приобщения личности
к культуре, обучению и воспитанию,
с помощью которых человек
приобретает способность
Успешной социализации способствует
действие таких факторов, как ожидание,
изменение поведения и
Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные качества, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности.
В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащению содержания взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я-концепции» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.
Под способами социализации ученые преимущественно понимают конкретные виды взаимодействия индивида со средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт. Способы зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой индивид оказывается.
Вышесказанное позволяет говорить о внешнем и внутреннем проявлении отношения личности к условиям жизнедеятельности, которые не всегда совпадают, т.е. содержание социализации не будет полным, если его оценивать только по внешним признакам. Речь идет также о внешних и внутренних критериях процесса социализации.
Среди критериев социализированности личности выделяют:
В условиях демократических форм взаимодействия возможны такие способы социализации, как :индивидуализация; актуализация «Я»; самореализация (проявление собственного «Я», превращения потенциальных возможностей в актуальные, удовлетворение потребности в самореализации, уверенность в высказывании мнений, самостоятельность в решении проблем, инициативность ); интеграция (приобщение личности к нормам и ценностям сообщества, мировых социальных институтов и к цивилизации за счет развития и обогащения национальной культуры); конструктивное взаимодействие (усвоения индивидом идеалов, ценностей социальной жизни путем саморазвития и воспитания и содействия прогрессу социального окружения).
При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм( отказ от собственного «Я», унификация «Я»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе написания данной работы были обозначены следующие аспекты процесса социализации: подходы к процессу, формы, институты, агенты, стадии социализации.
Рассмотрена взаимосвязь между понятиями «социализация», «становление» и «развитие» в контексте социального роста личности.
Делая выводы, можно сказать, что личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденные данные сами по себе не играют определяющей роли в жизни человека. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность - это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На почве этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002
2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970
3. Бернс Э.Я. Концепция и воспитание. (перевод) М., 1968
4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.,1971
5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994
8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2004
9. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994
10. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984