Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть содержание и сущность социализации личности.
Задачи: раскрыть содержание понятия «Социализация личности», рассмотреть процесс социализации личности, рассмотреть источников социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………... 3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.…………..4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….18
Благодаря активности человека его
жизненный путь, отражение его
социально-психологической
С точки зрения социальной психологии
активность индивида обусловлена человеческой
потребностью принадлежать к социуму,
воспринимать, оценивать и осмысливать
его, идентифицировать себя со своим
народом, конкретной социальной группой.
На стадии перехода взаимоотношений
и связей стереотипные требования группы
к поведению индивида побуждают
его к выработке
Итак, основа социально-психологического
понимания социализации личности основывается
на характеристике социально-психологического
типа личности как специфического образования,
обеспечения социально-
Социально-психологическая
реальность, социально-психологические
явления возникают как
Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.
Итак, двусторонний процесс
социализации предполагает усвоение индивидом
социального опыта путем
Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.
Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.
Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.
Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.
Социализация как единичный
процесс связана с
Хоть бы какая отрасль научного знания исследовала феномен социализации, в нем постоянно раскрывают новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.
Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.
С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.
Пользуясь случаем, следует
отметить, что наиболее полную и
объективную характеристику социализации
можно получить лишь в результате междисциплинарного
исследования этого процесса, проведение
которого требует соблюдения основных методологических
принципов: социальной детерминации
(социально-экономическое развитие общества
детерминирует условия существования
ближайшего окружения и влияет на процесс
социализации);самодетерминации
Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и разделение в нем двух взаимосвязанных направлений: содержательной и функциональной, где первый представлен личностными достояниями и образованиями, а второй характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.
Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм.
Поэтому различается два вида адаптации - психофизиологическая и социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это - конкретный процесс социализации.
Адаптация является лишь одним из элементов социализации наряду с другим, не менее важным - активностью личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм.
Итак, социализация предстает как единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида.
Относительно понятия «формирование», то до недавнего времени в педагогике доминировали явления о формировании человека как совокупность процессов взаимодействия личности и общества, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества.
В таком широком смысле данное понятие приравнивалось с социализацией и между ними признавалось определенное равенство. Причем воспитание здесь выступало как часть этого процесса, а именно – осознанное , целенаправленное влияние на индивида.
Узкое толкование понятия
«формирование» сводилось к копированию
индивидом внешних
Именно поэтому формирование личности и ее социализация могут направляться по траекториям, которые не совсем совпадают. Ведь социализация осуществляется как под воздействием целенаправленных усилий, так и в результате непосредственного воздействия среды, что имеет элементы стихийности, неорганизованности.
Этот вывод является достаточным
и для разграничения понятий
«социализация» и «воспитание» (под
воспитанием понимается целенаправленный
и сознательно осуществляемый процесс
влияния на личность всего общества
и его социальных институтов с
целью организации и
Есть взаимосвязь
между понятиями «социализация»
С другой стороны, развитие личности, приравнивая к социализации, подают как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса.
Сужает понятие социализации ограничения этого процесса определенным возрастным периодом, приближая его к понятию «рост». Характеризуя реальные биологические, социальные, моральные и другие процессы, следует рассматривать что-то одно (развитие или становление) в качестве приоритетного, ведущего.
Так, с точки зрения физиологического
роста индивида, этот процесс рассматривается
прежде всего как развитие -- моменты
становления новообразований
Такая логика изложения материала
может быть приемлема и в рассмотрении
соотношения дефиниций «
Развитие
- это процесс непрерывных
изменений в психике и
Таким образом, общим признаком социализации и развития является их обусловленность социальными, внешними факторами, а различия заключаются в том, что для развития свойственно еще и наличие внутренних движущих сил (противоречий, которые возникают на границе внутреннего и внешнего мира индивида, за несоответствия потребностей и возможностей , ожидаемого и получаемого, желаемого и реального т.п.) и психофизиологических изменений.
В целом понятие «социализация»
и «развитие» не противопоставляются
и не отождествляются, а взаимно
дополняются друг другом: именно психологические
особенности развития детерминируют
процесс избирательности
Что касается самого понятия «становление», то оно широко используется учеными в современной философской, исторической, социологической, социально-психологической и психолого-педагогической литературе. Так, в философской справочной литературе оно представлено как единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения.
Выражая состояние незавершенности
существования, становление раскрывает
переход возможности в
Другое значение становления, имеет конкретное содержание, связанное с обозначением развития таких явлений, феноменов, качеств, образований, процессов отличающихся от определенного начального состояния относительно завершенности. Именно такое понимание становления используется в этике, социальной психологии, социологии, педагогике и т.д.
Характеризуя процесс направления становления, акцент делается прежде всего на том, что это - процесс диалектического взаимодействия человеческого индивида, наделенного определенными задатками и способностями, с социальным окружением, с учетом его саморазвития, самодвижения.
Происходит индивидуальная
трансформация социального
Такое понимание данной дефиниции
снимает в принципе всякую разницу
между понятиями «социализация»
и «становление». Одновременно в
рамках общего процесса социализации
становления выступает как
Целенаправленное воспитание
в идеале предполагает максимально
управлять процессом