Социокультурные и этнопсихологические особенности общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Причастность человека к конкретной социокультурной среды, в котором она развивается, формируется и становится индивидуальностью, очевидный факт единства личности и социума. Еще одним неоспоримым фактом является то, что в этой взаимосвязи речь идет не об абстрактном индивида, а о конкретном человеке с определенной системой национально-психологических особенностей. Итак, этнопсихологический (от гр. Этнос - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (лат. natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностного взаимодействия. Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в этнопсихологических литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-псих

Файлы: 1 файл

Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

  Как элемент культуры ценности являются своеобразным социальным механизмом, что воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все то полезное, что накопилось в обществе, охватывают не всегда четко осознаны, но устойчивые представления о добре и зле, красивом и искаженное, истинное или лживое, справедливое или несправедливое. В общении ценность понимают как способность индивида удовлетворять человеческую потребность в социальных контактах, как осознание своего места в системе социальных и межличностных связей. Если определяется значимость субъектов общения друг для друга в качественных и количественных показателях, если отбор и использование нужных коммуникативных свойств характеризуется интересами и потребностями людей, то ценность является объективной. Среди субъективных ценностей выделяют оценки, установки, нормы, закрепленные в сознании как способы и критерии, на основе которых оценивается действительность и организуется общения. В культуре общения заложена совокупность исторически выработанных ценностей, ценностей духовно-нравственного мира людей, что позволяет оценить потребности человека, в том числе и потребность в общении, способы их удовлетворения, понять общение как подтверждение «Я» другими, постичь мир социальных и межличностных связей, в котором живет индивид. Составляющей культурного освоения человеком реальных взаимосвязей являются социальные ценности, характеризующие значимость для общества или индивида определенных особенностей взаимодействия.

  Известны  различные способы проявления  ценностей, в общении имеют свою конкретизацию и специфику. Остановимся на некоторых из них.

S Ценности как  общественный идеал, как выработанное  общественным сознанием и убеждениями  абстрактное представление об  атрибутах необходимого в различных  сферах общественной жизни. Это - так называемые общечеловеческие, «вечные» ценности, такие как истина, красота, добро, справедливость, а также конкретно-исторические ... (общественный строй, демократия). В общении идеал - то наиболее обобщенное представление о максимально возможном уровне развития личности в социуме и реализации ее коммуникативного потенциала в процессе взаимодействия. А каким образом влияют на культуру общения основные категориальные ценности? Категория Справедливости (Изобилия) своеобразно регламентирует нормы общения, возможность и права участников коммуникативного процесса пользоваться теми или иными достижениями в сфере установления взаимосвязей. Следующая категория - категория Добра - хотя и функционирует как регламентирующий регулятор отношений участников общения, но не так заметно как предыдущая. Эта категория базируется в своем проявлении на господствующей «общественном мнении», на принципах, выраженных в понятиях «доброго» или «плохого» в общении, общественно приемлемого для взаимодействия или неприемлемого. Она может регламентировать процесс общения, основываясь на выработанных в обществе этических нормах, которые имеют разную степень эмоциональной окраски. Категория Красоты распространяется на стиле общения, манеру речи, содержит четкие требования о представлении хорошего, красивого или уродливого во взаимоотношениях с другими. Категория Истины, с одной стороны, является по своей природе чрезвычайно абстрактной и вроде бы не имеет прямого отношения к взаимодействию, а с другой - она достаточно четко регламентирует наше сознание, определяет возможность человека рационально мыслить, утверждает и в значительной степени закрепляет действия и проявления трех предыдущих категорий .

S Ценности как  объекты материальной и духовной  культуры или как образцы человеческих поступков, которые олицетворяют конкретное воплощение общественных ценностных идеалов (этических, культурных, эстетических, политических, коммуникативных, правовых и т.д.). Например, ценности китайской культуры общения олицетворяют конкретное предметное воплощение этнопсихологических, социокультурных особенностей и общественных ценностных идеалов страны:

• уважение в  общении с возрастом и более  высокой позиции в иерархии статусов;

• ориентация на групповые, а не индивидуальные ценности в общении;

•консерватизм и прагматизм в общении;

• влияние на особенности установления контактов  групповых эталонных моделей  общения;

• значимость долговременного  сохранения отношений и взаимосвязей;

• сдержанность в разговоре с малоизвестными людьми и вежливость во время беседы.

  Социальные  ценности, которые, преломляясь сквозь  призму индивидуальной жизнедеятельности,  входят в психологическую структуру  индивида в форме личностных  ценностей и становятся одним  из источников мотивации общения.  Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения и приобретения коммуникативного опыта, они могут проявиться в конкретных целях общения, убеждениях, интересах и других проявлениях действий и поведения личности. Формальные и неформальные отношения людей в социальных группах создают групповые ценностные ориентации. То есть между членами группы выстраиваются на совпадении ценностных ориентаций, который обеспечивает их сплоченность, единство.

  Приводя  в пример китайский стиль общения,  обращалось внимание на то, что  для китайцев характерна ориентация в общении на систему групповых, а не индивидуальных ценностей. Речь идет об индивидуальном или коллективный самоконтроль, который является одним из распространенных критериев и согласно которому различаются культуры вообще и культуры общения в частности. Попутно отметим, что индивидуализм свойствен обществам, которые характеризуются свободными связями между индивидуумами, т.е. приоритет отдается личным целям по сравнению с группой, самоидентификация осуществляется на основе личностных черт, а не через отождествление себя с группой.

Относительно  коллективизма, то это характерная  черта тех обществ, в которых  индивиды с момента рождения интегрированы  в сплоченные группы, т.е. превалируют  групповые цели. Считается, что для  западного общества характерны ценности индивидуализма. По общению, то он проявляется в собственном мнении, самостоятельности суждений, индивидуальном принятии решений, удовлетворении собственных интересов и др. Вместе азиатские культуры больше ценят коллективизм, который в общении проявляется в повышенной уважении к собеседнику, коллективном обсуждении и принятии решения . Известно немало исследований, в которых подчеркивается тот факт, что в коллективиста могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, однако эти связи более глубокие и более длительные. Для представителя индивидуалистской культуры хорошо самоощущение связано с единоличными положительными чувствами, например, с чувством гордости. Коллективист хорошее самоощущение связывает с межличностными отношениями, в частности, с дружественными чувствами. В коллективистских культурах общения ценится социальная солидарность, гармония, демонстрация уважения, скромность, избегание острых тем. Для этой культуры важно знать, к какой группе относится человек и какие ценности этого групповой ячейки. Если в общении участвуют представители различных культур, важно учитывать различий между системами социальных отношений, что помогает свести к минимуму моменты недразумений. В таких ситуациях ИССЛЕДОВАТЕЛИ проблем общения советуют индивидуалиста, оказавшихся в коллективистской культуре, избегать конфронтации, культивировать долгосрочные отношения, скромнее себя подавать, интересоваться местом людей в групповой иерархии, определять собственное социальное становише и др. Зато, коллективисты, попавших в страну с индивидуалистской культурой, стоит свободнее, чем обычно, критиковать, переходить прямо к делу, демонстрировать свои умения и достижения, придавать большее значение личным качествам собеседника, чем его социальному положению или принадлежности к определенной группе. В контексте анализа ценностей индивидуалистской и коллективистской культур общения важно указать на наличие альтернативной концепции, которая пытается объединить все лучшее из коллективистских и индивидуалистских ценностей и называется комунитарианизму. Речь идет прежде всего о сбалансировании права индивидуальности (уважение основных прав человека) и коллективного права на благополучие общества (забота о благе семьи и общества).

  Относительно  России, то здесь основой формирования культурных ценностей общения были разные источники и различные факторы. Речевые ценностные стоимости формировались под влиянием народных традиций. В фольклоре (в Коломые, поговорках, пословицах, исторических песнях, балладах, легендах), в образах народного мировоззрения, мифологических представлениях содержатся данные о поведении людей, их настроения и взаимоотношения. Интересную информацию о культуре общения можно почерпнуть из памятников истории и литературе. В частности, важное влияние на культуру общения имела древняя книжная творчество. В летописях есть не только достоверные исторические повествования, изложенные в хронологической последовательности, но и дидактические советы, наставления, которые воспроизводят особенности общения в тогдашнем обществе. Особенность древнего общения заключалась в том, что оно было вербально-символическим, поскольку имело целью привлечь внимание собеседника «мудрым словом». Показательным в нем плане Галицко-Волынская летопись, язык которого символична, в нем использовано много пословиц, поговорок. Кроме вербально-символического общения здесь, например в рассказе о евшан-зелье, применяется предметно-вербальное общение: кроме того, что певец песнями, словами напоминает о родной земле, он еще и дает собеседнику понюхать зелье с родной земли. Как видим, в этом случае важную роль сыграло не словесное общение, не могло достигнуть согласия, а общение посредством знаков, которое оказалось лучше слова. В сборнике полесских памятников V-IX веков «Скрижсы бытия украинского народа» можно почерпнуты знания о том, как люди жили в те времена, что делали, как защищали свою землю, общались друг с другом. Общение было для них весомой частью жития: через слово они приходили к согласию.

Информация о работе Социокультурные и этнопсихологические особенности общения