Социокультурные и этнопсихологические особенности общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Причастность человека к конкретной социокультурной среды, в котором она развивается, формируется и становится индивидуальностью, очевидный факт единства личности и социума. Еще одним неоспоримым фактом является то, что в этой взаимосвязи речь идет не об абстрактном индивида, а о конкретном человеке с определенной системой национально-психологических особенностей. Итак, этнопсихологический (от гр. Этнос - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (лат. natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностного взаимодействия. Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в этнопсихологических литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-псих

Файлы: 1 файл

Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Социокультурные и этнопсихологические особенности  общения 

25.10.2010 20:02 Рейтинг: 0 

 Причастность  человека к конкретной  социокультурной  среды, в котором она развивается,  формируется и становится индивидуальностью,  очевидный факт единства личности  и социума. Еще одним неоспоримым фактом является то, что в этой взаимосвязи речь идет не об абстрактном индивида, а о конкретном человеке с определенной системой национально-психологических особенностей. Итак, этнопсихологический (от гр. Этнос - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (лат. natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностного взаимодействия. Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в этнопсихологических литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-психологические явления, как специфические формы функционирования общечеловеческих свойств психики. Близкими к данной дефиниции есть такие понятия, как «национальный характер», «психологический склад нации», «менталитет», изучение и анализ которых свидетельствует о том, что они опираются на ряд общих констант и особенностей, а именно: совокупность умственных установок, привычек мышления; определенный общий мыслительный инструментарий, психологическое оснащение; социально-психологическое состояние субъекта, группы, нации; качество ума, характеризующее отдельного индивида или группу; образ мышления, свойственный индивиду или группе; особенности социокультурного и этнопсихологических развития; национальное самосознание.

   Система  национально-психологических особенностей  индивида базируется на нескольких  сферах: мотивационной (своеобразие  мотивов, побудительных сил деятельности  представителей той или иной  национальной общности); интеллектуально-познавательный  (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающаяся в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств , позволяющие особенно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели способов достижения ее результатов); эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности); коммуникативно-поведенческой (эта сфера охватывает информационную и межличностное взаимодействие, взаимоотношения и общение, показывает разницу подобных проявлений у представителей различных национальных культур). Исследовать эти особенности в межличностные взаимодействия - значит выявлять существенные характеристики конкретной культуры общения, видеть прежде всего ее национальное своеобразие. Однако нужно при этом учитывать, что специфика национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-либо неповторимых психологических чертах и особенностях общения, а скорее в их неповторимом сочетании, проявлении в определенных обычаях, исторических традициях, поведении, поступках и т.д. Чрезвычайно важно объективно оценивать социокультурные и этнопсихологические особенности общения: их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов. Необходимо также учитывать и тот факт, что свойства национальной культуры общения и свойства индивидов, составляющих этнос, не тождественны, а это вызывает определенные разногласия между культурологическими и психологическими исследованиями. Известно, что абстрактные, необоснованные выводы с обеих сторон могут оскорбить национальные чувства того или иного народа.

  Учитывая  перечисленные проблемы большой  интерес представляет собой комплекс  задач, связанных с воздействием традиционных этнокультурных норм общения на деловую взаимодействие людей. Прежде всего в сфере группового менталитета, о важной роли группы в реализации потребностей индивида, о ценности принадлежности человека к конкретной группе. Исследователи предостерегают от возможной в этом случае психологической склонности воспринимать все жизненные события с позиций своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона (явление етноцентризму). С одной стороны, сам факт осознания национально-психологических особенностей своей группы не содержит в себе предубежденности против других этнических групп, однако, если от констатации этих различий перейти к оценке другой группы, то возможны искажения в оценке последней. Хотя согласно «гипотезы контакта» непосредственная деловое взаимодействие и общение между представителями разных этнических групп снижает этноцентризм и оценочную стереотипность, а порой и разрушает межэтнические стереотипы, далеко не все деловые контакты способствуют улучшению отношений. Именно поэтому эффекта взаимного непонимания можно избавиться только при условии соблюдения определенных требований во взаимодействии: признание равноправия сторон, обстановки открытости и доверия в общении, уважения к традиционным нормам, образу жизни и т.д. Все приведенные выше рассуждения можно считать основой в характеристике социокультурного и этнопсихологических контекста общения.

  Общение  неотъемлемо от социокультурной  ситуации, по-разному влияет на  его структуру, функции, способы  проявления. Относительно содержания понятия «культура» (лат. cultura - уход, образование, развитие), то оно является многогранным и рассматривается в широком и узком смысле. Крупный план культуры охватывает все, свойственное человеку, приобретенное воспитанием, все то, шо ее формирует и с помощью чего она становится социально активной, целостной личностью. Вместе к культуре относятся и общественно санкционированные способы деятельности и поведения индивидов. То есть культура - это противоположность природе, совокупность результатов человеческой деятельности; это процесс и результат выделения человека из природы, создание новой реальности и способа своего существования. Культура воплощает стиль мышления человека, она охватывает все аспекты общественной житгя, характеризует широту и глубину знаний личности, ее воспитанность, умение выразить свое мнение, выслушать другого человека и сделать правильные выводы. Именно такое понимание культуры предполагает, шо ее содержанием становится историческое изменение природных и социальных условий жизни, развитие социальных сил и способностей, то есть становление и раскрытие как сущности самого человека, так и всего богатства и разнообразия создаваемой ею действительности. Узкое значение культуры связывают с образом человеческой деятельности и общения, с организацией этих процессов, выявлением той почвы, позволяющий способствовать эффективной жизнедеятельности общества и личности в целом.

  Составляющей  культуры человека и той социальной  среды, в котором происходит  ЕЕ взаимодействие с себе подобными, есть культура общения. В ней отражаются ценностные ориентации, позиции, социальные роли, которые выполняет индивид в обществе. Культура общения определяет способы взаимодействия людей в конкретных ситуациях, исходя из норм, традиций, национального своеобразия общества. Каждая эпоха отмечена определенным своеобразием культуры общения, которая, с одной стороны, отвечает людским ценностям, а с другой - этнопсихологических специфике конкретного социума. Можно выделить два уровня контекстов культуры. Относительно культуры высокого контекста, то она характеризуется тем, что в ней информация подается в неявной форме: она поняла только тем, кто имеет опыт пребывания в данной культурной среде. Сущность культуры низкого контекста заключается в том, что в ней между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, поэтому информация, которая доходит до субъектов, должна иметь открытый характер.

Культура общения  зависит не только от личности, ее коммуникативных  возможностей, но и от приобретенных человеком знаний, умений и навыков устанавливать контакты. Важное значение имеют также коммуникативные установки личности на общение с другим человеком, который рассматривается как высшая ценность общества. Культура общения связана с культурой речи, т.е. способностью индивида использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые средства, этические нормы. Согласно современным представлениям культура общения может определяться такими показателями и характеристиками:

• степень совершенства в овладении коммуникативной системой знаний;

• совокупность условий, обеспечивающих высокую коммуникативную  компетентность, а также уровень  коммуникативной подготовки человека;

• язык и другие вспомогательные средства коммуникации (жестикуляция, искусство, а на высшей ступени развития культуры - письмо), степень соответствия языка литературным нормам;

• коммуникативная  установка на общение с другим человеком как высшей ценностью;

• совокупность нравственных требований, которые становятся для человека составляющей его привычек и навыков, которые проявляются в ее повседневной манере общения;

• умение применять  этические нормы общения, коммуникативные  знания согласно этнопсихологических  особенностей индивида, норм морали конкретного  общества и на основе общечеловеческих ценностей;

• система общественно  признанных категорий, установок, предрассудков, обычаев, традиций, регламентирующих межличностные  отношения.

  Перечисленные  характеристики будут полными,  если к ним добавить обычаи  и предписания, касающиеся таких  аспектов общественной жизни, как структура семьи, половая нравственность, разделение труда, отношения собственности, структура политической власти, общительный этика, магическая практика, вера, религиозные символы, представление о мир, природу и место человека в ней. Знание выделенных особенностей и характеристик культуры общения, а также ее элементов (символов, ритуалов и ценностей) можно использовать на практике как неформального, так и делового общения.

   В целом,  культуру общения можно определить  как совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков взаимодействия, этико-психологических положений, принципов и норм, имеющих общий характер в конкретном обществе. Это система коммуникативных знаний, обслуживающий практику общения как социокультурный и этнопсихологический феномен, совокупность науки и искусства общаться, различного рода рекомендаций, обобщений относительно построения коммуникативного процесса, которые имеют научно-практическую ценность и органично, системно взаимосвязаны. Недаром культуру общения считают одним из решающих факторов успеха в налаживании социальных контактов. Она ничего не имеет общего с бескультурьем (нечестность в передаче определенной информации, грубость в общении, безразличие к собеседнику и его проблемы, давление на партнера по взаимодействию и т.п.). Высокая культура общения - это гармония профессиональных знаний, коммуникативных и морально-психологических возможностей, что, безусловно, зависят вол интеллектуально-культурных способностей личности, находящейся в состоянии взаимодействия. Она представляет собой систему знаний о способах передачи информации, особенности восприятия друг друга в процессе взаимодействия, строится на основании методичных принципов общения и возможностей конкретных участников коммуникации.

  Каждый конкретный  человек или группа имеет свою  специфическую культуру общения,  складывается на протяжении всей  их развития и учитывает общественно-исторический, социокультурный, социально-психологический,  политико-экономический, правовой, международный, экологический воздействия. О культуре общения в группе, то она не ограничивается особым морально-психологическим климатом или ценностями, которые заложены в основу взаимодействия, она формируется в течение определенного времени и не поддается простому манипулированию. Например, составляющими культуры делового общения в организации могут быть: этикопсихологичных система норм и ценностей общения; средства, содержащие технологии общения и стиль взаимодействия, способы внутренней сплоченности и т.д. Влияние культуры общения в организации на становление занятых в ней работников проявляется в усвоении ими коммуникативных особенностей взаимодействия, этико-психологических норм общения, ценностей и способов поведения, видов и форм общения, способов влияния на партнеров и др. Культура общения в организации влияет на поведение и сферу взаимодействия как руководителя, так и всех других работников, в частности на: выбор формы и стиля общения; использования тактических средств взаимодействия с точки зрения морально-психологических и эстетических ценностей; личную манеру общения, степень такта, культуре речи и речевой этикет; сферу и уровень общения соответствующими моральными нормами. На уровень культуры общения в группе (организации) влияют следующие факторы:

• уровень общекультурного развития страны, ее материальный, духовное состояние в конкретный период становления, шо определяет коммуникативную культуру конкретной группы и ее субъектов;

• уровень развития конкретной личности, состояние ее коммуникативного потенциала, связи с социумом;

• коммуникативный  уровень развития группы, состояние  ее социально-психологического пространства;

• система внешних связей, наличие внешних партнеров по взаимодействию, внешних каналов доступа посторонней культуры общения, степень интенсивности таких связей, их объективный или субъективный характер;

• коммуникативно-правовой и организационно-культурный порядок  в группе, в учреждении или учебном заведении;

• общие, национальные, отраслевые, конкретно групповые  схемы взаимодействия участников общения, обеспечивающих запрограммирован уровень  культуры общения членов группы.

  Учитывая  важность культуры общения в  жизнедеятельности индивида или группы людей, подробно рассмотрим те основные элементы культуры, которые непосредственно касаются процесса общения. Относительно символов, то под ними понимают слова, вещи и жесты, которые имеют чисто конвенциональное значение. К символам на уровне национальной культуры относятся весь языковой спектр, специфическая группа понятий по истории этноса и его традиционной эмблематики, а на уровне ассоциативного контекста - аббревиатуры, жаргон, устоявшиеся выражения, манера одеваться и признаки принадлежности к определенному определенного общественного круга, что позволяет выделять друг друга членам той или иной социальной группы. Как видим, язык является одним из основных признаков этноса, первоосновой любой культуры. В культуре общения язык является средством коммуникации, делового взаимосвязи участников коммуникативного процесса. Вместе провозглашено собеседником слово становится отражением психического состояния индивида, его культуры в общении. На сегодня культура общения и язык оказались объединенными в области духовных ценностей. Культура речи - это надежная опора участников общения в выражении мнения, выработке этических норм делового взаимодействия. Вот как пишет Тарас Шевченко о значении слова в жизнедеятельности человека:

Ну что, казалось, слова ... Слова и голос - больше ничего. А сердце бьется – о жива Как их услышит! .. Знать от Бога И голос тот, и слова Идут границ люди!

Другой элемент  культуры - ритуалы (от лат. Ritualis - обрядовый) характеризуется как совокупность обрядов, церемоний, обычаев, шо применяются в общении как коллективные действия, которые не имеют технического значения, хотя в той или иной культуре общения соответствуют определенным социальным потребностям. В общении ритуалы прежде используют в проведении собраний, деловой переписке, обсуждении планов, подведении итогов т.д. Ритуалы в общении осуществляются в соответствии с традициями (от лат. Traditio - передача; форма передачи социального опыта, идей, обычаев, норм от поколения к поколению), которые являются элементом общей социальной и культурного наследия народа, что передается от поколения к поколению и хранится в обществах на протяжении длительного времени. В общении традиции выступают в форме обычаев, воспроизводящие нормы взаимодействия и обеспечивают устойчивость коммуникативной культуры. В той или иной культуре этноса традиции играют большую или меньшую роль. В частности, англичане имеют твердую привычку решать любые дела, в том числе и те, которые связаны с установлением взаимосвязей, согласно традициям.

Информация о работе Социокультурные и этнопсихологические особенности общения