Социокультурные
и этнопсихологические особенности
общения
25.10.2010 20:02 Рейтинг:
0
Причастность
человека к конкретной социокультурной
среды, в котором она развивается,
формируется и становится индивидуальностью,
очевидный факт единства личности
и социума. Еще одним неоспоримым фактом
является то, что в этой взаимосвязи речь
идет не об абстрактном индивида, а о конкретном
человеке с определенной системой национально-психологических
особенностей. Итак, этнопсихологический
(от гр. Этнос - народ) контекст общения
требует учета национально-психологических
(лат. natio - народ) особенностей проявления
поведения людей в сфере межличностного
взаимодействия. Относительно понятия
«национально-психологические особенности»,
то оно в этнопсихологических литературе
толкуется как реально существующие в
общественном сознании социально-психологические
явления, как специфические формы функционирования
общечеловеческих свойств психики. Близкими
к данной дефиниции есть такие понятия,
как «национальный характер», «психологический
склад нации», «менталитет», изучение
и анализ которых свидетельствует о том,
что они опираются на ряд общих констант
и особенностей, а именно: совокупность
умственных установок, привычек мышления;
определенный общий мыслительный инструментарий,
психологическое оснащение; социально-психологическое
состояние субъекта, группы, нации; качество
ума, характеризующее отдельного индивида
или группу; образ мышления, свойственный
индивиду или группе; особенности социокультурного
и этнопсихологических развития; национальное
самосознание.
Система
национально-психологических особенностей
индивида базируется на нескольких
сферах: мотивационной (своеобразие
мотивов, побудительных сил деятельности
представителей той или иной
национальной общности); интеллектуально-познавательный
(своеобразие восприятия и мышления носителей
национальной психики, выражающаяся в
наличии специфических познавательных
и интеллектуальных качеств , позволяющие
особенно воспринимать окружающую действительность,
оценивать ее, строить планы деятельности,
модели способов достижения ее результатов);
эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных
и волевых качеств, от которых во многом
зависит результативность деятельности);
коммуникативно-поведенческой (эта сфера
охватывает информационную и межличностное
взаимодействие, взаимоотношения и общение,
показывает разницу подобных проявлений
у представителей различных национальных
культур). Исследовать эти особенности
в межличностные взаимодействия - значит
выявлять существенные характеристики
конкретной культуры общения, видеть прежде
всего ее национальное своеобразие. Однако
нужно при этом учитывать, что специфика
национальной психологии того или иного
народа выражается не в каких-либо неповторимых
психологических чертах и особенностях
общения, а скорее в их неповторимом сочетании,
проявлении в определенных обычаях, исторических
традициях, поведении, поступках и т.д.
Чрезвычайно важно объективно оценивать
социокультурные и этнопсихологические
особенности общения: их переоценка, так
же, как и недооценка, лишь препятствуют
успешному налаживанию контактов. Необходимо
также учитывать и тот факт, что свойства
национальной культуры общения и свойства
индивидов, составляющих этнос, не тождественны,
а это вызывает определенные разногласия
между культурологическими и психологическими
исследованиями. Известно, что абстрактные,
необоснованные выводы с обеих сторон
могут оскорбить национальные чувства
того или иного народа.
Учитывая
перечисленные проблемы большой
интерес представляет собой комплекс
задач, связанных с воздействием традиционных
этнокультурных норм общения на деловую
взаимодействие людей. Прежде всего в
сфере группового менталитета, о важной
роли группы в реализации потребностей
индивида, о ценности принадлежности человека
к конкретной группе. Исследователи предостерегают
от возможной в этом случае психологической
склонности воспринимать все жизненные
события с позиций своей этнической группы,
рассматриваемой в качестве эталона (явление
етноцентризму). С одной стороны, сам факт
осознания национально-психологических
особенностей своей группы не содержит
в себе предубежденности против других
этнических групп, однако, если от констатации
этих различий перейти к оценке другой
группы, то возможны искажения в оценке
последней. Хотя согласно «гипотезы контакта»
непосредственная деловое взаимодействие
и общение между представителями разных
этнических групп снижает этноцентризм
и оценочную стереотипность, а порой и
разрушает межэтнические стереотипы,
далеко не все деловые контакты способствуют
улучшению отношений. Именно поэтому эффекта
взаимного непонимания можно избавиться
только при условии соблюдения определенных
требований во взаимодействии: признание
равноправия сторон, обстановки открытости
и доверия в общении, уважения к традиционным
нормам, образу жизни и т.д. Все приведенные
выше рассуждения можно считать основой
в характеристике социокультурного и
этнопсихологических контекста общения.
Общение
неотъемлемо от социокультурной
ситуации, по-разному влияет на
его структуру, функции, способы
проявления. Относительно содержания
понятия «культура» (лат. cultura - уход, образование,
развитие), то оно является многогранным
и рассматривается в широком и узком смысле.
Крупный план культуры охватывает все,
свойственное человеку, приобретенное
воспитанием, все то, шо ее формирует и
с помощью чего она становится социально
активной, целостной личностью. Вместе
к культуре относятся и общественно санкционированные
способы деятельности и поведения индивидов.
То есть культура - это противоположность
природе, совокупность результатов человеческой
деятельности; это процесс и результат
выделения человека из природы, создание
новой реальности и способа своего существования.
Культура воплощает стиль мышления человека,
она охватывает все аспекты общественной
житгя, характеризует широту и глубину
знаний личности, ее воспитанность, умение
выразить свое мнение, выслушать другого
человека и сделать правильные выводы.
Именно такое понимание культуры предполагает,
шо ее содержанием становится историческое
изменение природных и социальных условий
жизни, развитие социальных сил и способностей,
то есть становление и раскрытие как сущности
самого человека, так и всего богатства
и разнообразия создаваемой ею действительности.
Узкое значение культуры связывают с образом
человеческой деятельности и общения,
с организацией этих процессов, выявлением
той почвы, позволяющий способствовать
эффективной жизнедеятельности общества
и личности в целом.
Составляющей
культуры человека и той социальной
среды, в котором происходит
ЕЕ взаимодействие с себе подобными,
есть культура общения. В ней отражаются
ценностные ориентации, позиции, социальные
роли, которые выполняет индивид в обществе.
Культура общения определяет способы
взаимодействия людей в конкретных ситуациях,
исходя из норм, традиций, национального
своеобразия общества. Каждая эпоха отмечена
определенным своеобразием культуры общения,
которая, с одной стороны, отвечает людским
ценностям, а с другой - этнопсихологических
специфике конкретного социума. Можно
выделить два уровня контекстов культуры.
Относительно культуры высокого контекста,
то она характеризуется тем, что в ней
информация подается в неявной форме:
она поняла только тем, кто имеет опыт
пребывания в данной культурной среде.
Сущность культуры низкого контекста
заключается в том, что в ней между индивидами
постоянно поддерживается определенная
психологическая дистанция, поэтому информация,
которая доходит до субъектов, должна
иметь открытый характер.
Культура общения
зависит не только от личности, ее коммуникативных
возможностей, но и от приобретенных
человеком знаний, умений и навыков устанавливать
контакты. Важное значение имеют также
коммуникативные установки личности на
общение с другим человеком, который рассматривается
как высшая ценность общества. Культура
общения связана с культурой речи, т.е.
способностью индивида использовать оптимальные
для конкретной ситуации языковые средства,
этические нормы. Согласно современным
представлениям культура общения может
определяться такими показателями и характеристиками:
• степень совершенства
в овладении коммуникативной системой
знаний;
• совокупность
условий, обеспечивающих высокую коммуникативную
компетентность, а также уровень
коммуникативной подготовки человека;
• язык и другие
вспомогательные средства коммуникации
(жестикуляция, искусство, а на высшей
ступени развития культуры - письмо), степень
соответствия языка литературным нормам;
• коммуникативная
установка на общение с другим
человеком как высшей ценностью;
• совокупность
нравственных требований, которые становятся
для человека составляющей его привычек
и навыков, которые проявляются в ее повседневной
манере общения;
• умение применять
этические нормы общения, коммуникативные
знания согласно этнопсихологических
особенностей индивида, норм морали конкретного
общества и на основе общечеловеческих
ценностей;
• система общественно
признанных категорий, установок, предрассудков,
обычаев, традиций, регламентирующих межличностные
отношения.
Перечисленные
характеристики будут полными,
если к ним добавить обычаи
и предписания, касающиеся таких
аспектов общественной жизни, как структура
семьи, половая нравственность, разделение
труда, отношения собственности, структура
политической власти, общительный этика,
магическая практика, вера, религиозные
символы, представление о мир, природу
и место человека в ней. Знание выделенных
особенностей и характеристик культуры
общения, а также ее элементов (символов,
ритуалов и ценностей) можно использовать
на практике как неформального, так и делового
общения.
В целом,
культуру общения можно определить
как совокупность теоретических знаний
и практических умений и навыков взаимодействия,
этико-психологических положений, принципов
и норм, имеющих общий характер в конкретном
обществе. Это система коммуникативных
знаний, обслуживающий практику общения
как социокультурный и этнопсихологический
феномен, совокупность науки и искусства
общаться, различного рода рекомендаций,
обобщений относительно построения коммуникативного
процесса, которые имеют научно-практическую
ценность и органично, системно взаимосвязаны.
Недаром культуру общения считают одним
из решающих факторов успеха в налаживании
социальных контактов. Она ничего не имеет
общего с бескультурьем (нечестность в
передаче определенной информации, грубость
в общении, безразличие к собеседнику
и его проблемы, давление на партнера по
взаимодействию и т.п.). Высокая культура
общения - это гармония профессиональных
знаний, коммуникативных и морально-психологических
возможностей, что, безусловно, зависят
вол интеллектуально-культурных способностей
личности, находящейся в состоянии взаимодействия.
Она представляет собой систему знаний
о способах передачи информации, особенности
восприятия друг друга в процессе взаимодействия,
строится на основании методичных принципов
общения и возможностей конкретных участников
коммуникации.
Каждый конкретный
человек или группа имеет свою
специфическую культуру общения,
складывается на протяжении всей
их развития и учитывает общественно-исторический,
социокультурный, социально-психологический,
политико-экономический, правовой,
международный, экологический воздействия.
О культуре общения в группе, то она не
ограничивается особым морально-психологическим
климатом или ценностями, которые заложены
в основу взаимодействия, она формируется
в течение определенного времени и не
поддается простому манипулированию.
Например, составляющими культуры делового
общения в организации могут быть: этикопсихологичных
система норм и ценностей общения; средства,
содержащие технологии общения и стиль
взаимодействия, способы внутренней сплоченности
и т.д. Влияние культуры общения в организации
на становление занятых в ней работников
проявляется в усвоении ими коммуникативных
особенностей взаимодействия, этико-психологических
норм общения, ценностей и способов поведения,
видов и форм общения, способов влияния
на партнеров и др. Культура общения в
организации влияет на поведение и сферу
взаимодействия как руководителя, так
и всех других работников, в частности
на: выбор формы и стиля общения; использования
тактических средств взаимодействия с
точки зрения морально-психологических
и эстетических ценностей; личную манеру
общения, степень такта, культуре речи
и речевой этикет; сферу и уровень общения
соответствующими моральными нормами.
На уровень культуры общения в группе
(организации) влияют следующие факторы:
• уровень общекультурного
развития страны, ее материальный, духовное
состояние в конкретный период становления,
шо определяет коммуникативную культуру
конкретной группы и ее субъектов;
• уровень развития
конкретной личности, состояние ее
коммуникативного потенциала, связи с
социумом;
• коммуникативный
уровень развития группы, состояние
ее социально-психологического пространства;
• система внешних
связей, наличие внешних партнеров по
взаимодействию, внешних каналов доступа
посторонней культуры общения, степень
интенсивности таких связей, их объективный
или субъективный характер;
• коммуникативно-правовой
и организационно-культурный порядок
в группе, в учреждении или учебном
заведении;
• общие, национальные,
отраслевые, конкретно групповые
схемы взаимодействия участников общения,
обеспечивающих запрограммирован уровень
культуры общения членов группы.
Учитывая
важность культуры общения в
жизнедеятельности индивида или группы
людей, подробно рассмотрим те основные
элементы культуры, которые непосредственно
касаются процесса общения. Относительно
символов, то под ними понимают слова,
вещи и жесты, которые имеют чисто конвенциональное
значение. К символам на уровне национальной
культуры относятся весь языковой спектр,
специфическая группа понятий по истории
этноса и его традиционной эмблематики,
а на уровне ассоциативного контекста
- аббревиатуры, жаргон, устоявшиеся выражения,
манера одеваться и признаки принадлежности
к определенному определенного общественного
круга, что позволяет выделять друг друга
членам той или иной социальной группы.
Как видим, язык является одним из основных
признаков этноса, первоосновой любой
культуры. В культуре общения язык является
средством коммуникации, делового взаимосвязи
участников коммуникативного процесса.
Вместе провозглашено собеседником слово
становится отражением психического состояния
индивида, его культуры в общении. На сегодня
культура общения и язык оказались объединенными
в области духовных ценностей. Культура
речи - это надежная опора участников общения
в выражении мнения, выработке этических
норм делового взаимодействия. Вот как
пишет Тарас Шевченко о значении слова
в жизнедеятельности человека:
Ну что, казалось,
слова ... Слова и голос - больше ничего.
А сердце бьется – о жива Как их услышит!
.. Знать от Бога И голос тот, и слова Идут
границ люди!
Другой элемент
культуры - ритуалы (от лат. Ritualis - обрядовый)
характеризуется как совокупность
обрядов, церемоний, обычаев, шо применяются
в общении как коллективные действия,
которые не имеют технического значения,
хотя в той или иной культуре общения соответствуют
определенным социальным потребностям.
В общении ритуалы прежде используют в
проведении собраний, деловой переписке,
обсуждении планов, подведении итогов
т.д. Ритуалы в общении осуществляются
в соответствии с традициями (от лат. Traditio
- передача; форма передачи социального
опыта, идей, обычаев, норм от поколения
к поколению), которые являются элементом
общей социальной и культурного наследия
народа, что передается от поколения к
поколению и хранится в обществах на протяжении
длительного времени. В общении традиции
выступают в форме обычаев, воспроизводящие
нормы взаимодействия и обеспечивают
устойчивость коммуникативной культуры.
В той или иной культуре этноса традиции
играют большую или меньшую роль. В частности,
англичане имеют твердую привычку решать
любые дела, в том числе и те, которые связаны
с установлением взаимосвязей, согласно
традициям.