Социально-психологические аспекты развития профессиональных качеств личности специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования вытекает из социальных требований общества, демократизации всех сфер деятельности, развития творческого потенциала личности и профессиональной компетентности. Профессионализм человека адекватен уровню культуры в процессе осуществления им деятельности. Высокий уровень культуры - одно из условий профессионального роста личности. Именно эмоциональная культура дает возможность человеку самосовершенствоваться, определять свое положение в обществе, устанавливать контакты с другими людьми в группах и получать определенное удовлетворение от этих контактов.

Файлы: 1 файл

аспекты.doc

— 67.00 Кб (Скачать)
  1. Психологический обмен.

Отмечая данный механизм, авторы считают, что «развитие группы происходит через реально разворачивающуюся совместную деятельность, в результате чего через оценку вкладов в общее дело происходит дифференциация индивидуальных групповых позиций, то есть статусная дифференциация».

Выделяя групповую динамику в качестве одного из аспектов профессионального становления специалиста, важно отметить, что реально формирование структуры группы - процесс достаточно растянутый во времени и тесно связан с другими динамическими процессами. В частности с развитием группы, как психологической общности.

А.К. Маркова [3] считает, что способность человека к работе в профессиональной общности включает в себя: реальный профессионализм в предметной деятельности, глубокое проникновение в целостные ориентации и менталитета профессиональной общности, приоритетное внимание к духовным ценностям сообщества. Соблюдение профессиональной чести и достоинства сообщества, широту и гибкость профессионального сознания и мышления, мотивационную готовность к профессиональному саморазвитию, определение степени своего индивидуального вклада с учетом возможной дополнительности с коллегами, быструю ориентировку в нестандартных профессиональных ситуациях, мотивацию к развитию профессиональной общности, содействие к переходу ее от атмосферы профессиональной группы к профессиональному сообществу и сотрудничеству, члены которых объединены близкими гуманистическими и творческими целями.

Обращая внимание на профессиональные сообщества, на наш взгляд, важно  выделить вопрос о совместной деятельности специалистов.

Социальные психологи  выделяют критерий результативности совместной деятельности различных групп:

1. Результативность совместной  деятельности оценивается по  ее конечному продукту.

2. Результат совместной  деятельности - развитие группы.

3. Результат совместной  деятельности - индивидуальное развитие.

Говоря о профессиональном сообществе нельзя забывать и о роли конкретной личности, как взаимодействующего и общающегося субъекта.

Известно, что качества, непосредственно проявляющиеся  в совместной деятельности, в своей  совокупности обуславливают эффективность деятельности личности в группе. В процессе взаимодействия с членами группы проявляются определенные качества личности, причем, по мнению Г.М. Андреевой [6], они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях.

Важно отметить, что именно группа в ходе совместной деятельности вырабатывает собственные критерии эффективности деятельности каждого  ее члена и с их помощью либо принимает, либо не принимает эффективно действующую личность. Таким образом, позиция группы влияет на эффективную деятельность каждого ее члена. Этого же мнения придерживается и B.C. Мерлин[4], считая, что «характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива».

Говоря о социально-психологических  качествах личности, важно отметить, что они находятся в постоянном изменении. И как считает Г.М. Андреева [6], все приобретенное личностью, все сформированное у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергающиеся постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Автор отмечает, что очень важно определить какова зависимость формирования отдельных качеств личности от «качеств» группы, в которой актуально разворачивается ее деятельность. При этом, по мнению Г.М. Андреевой, существует другая проблема: какова зависимость формирования отдельных «качеств» группы от психологических качеств личности, входящей в нее.

В этой связи становятся важными социально-психологические качества личности, которые традиционно рассматриваются как «вторичные» по отношению к базовым свойствам, изучаемым в общей психологии. Давая определение социально-психологическим качествам Андреева Г.М. [6] называет их «качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними», причем « и тот и другой ряд качеств формируется в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность». Причем автор отмечает, что проблема выделения социально-психологических качеств находится на самых начальных этапах ее разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Е. М. Борисова «Индивидуальность и профессия», М.: Знание , 1991 г.
  2. Поваренков, Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей: в кн. «Развитие и диагностика способностей / Под ред. Б.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. -М., 1991 г.
  3. Маркова А.К. «Психология профессионализма», М.: "Знание", 1996 г.
  4. Мерлин В.С. «Очерк интегрального иследования индивидуальности», М.: Педагогика, 1986 г.
  5. Крический Р.Л., Дубовская Е.М. «Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов» – М.: Аспект Пресс, 2001 г.
  6. Г. М. Андреева «Социальная психология», м., 2007 г.
  7. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2000 г.
  8. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982 г.

Информация о работе Социально-психологические аспекты развития профессиональных качеств личности специалиста