Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:56, контрольная работа
Актуальность темы исследования вытекает из социальных требований общества, демократизации всех сфер деятельности, развития творческого потенциала личности и профессиональной компетентности. Профессионализм человека адекватен уровню культуры в процессе осуществления им деятельности. Высокий уровень культуры - одно из условий профессионального роста личности. Именно эмоциональная культура дает возможность человеку самосовершенствоваться, определять свое положение в обществе, устанавливать контакты с другими людьми в группах и получать определенное удовлетворение от этих контактов.
Введение
Современный этап развития демократического общества проходит в сложных социальных, экономических, политических, научно-технических условиях, что вызывает необходимость развития личности с набором интегральных характеристик. Современный специалист должен строить свою личность, учитывая те социально-психологические условия, в которых он будет жить и работать. В связи с этим возрастают требования к профессионально значимым качествам личности специалиста, основным из которых является развитая эмоциональная культура. В новой общественной ситуации у многих людей нарастают негативные состояния, связанные с переживанием чувства неуверенности, незащищенности, неопределенности, тревоги, потери опоры и смысла существования, которые выражаются в девиантном и асоциальном поведении, нервно-психических и психосоматических расстройствах.
Польский гуманист А.К.Кемпинский
предсказывает, что следующий шаг,
который должно совершить человечество,
чтобы соответствовать
Актуальность темы исследования вытекает из социальных требований общества, демократизации всех сфер деятельности, развития творческого потенциала личности и профессиональной компетентности. Профессионализм человека адекватен уровню культуры в процессе осуществления им деятельности. Высокий уровень культуры - одно из условий профессионального роста личности. Именно эмоциональная культура дает возможность человеку самосовершенствоваться, определять свое положение в обществе, устанавливать контакты с другими людьми в группах и получать определенное удовлетворение от этих контактов.
Основная часть
В контексте рассмотрения
проблемы успешности деятельности, на
наш взгляд, необходимо обратиться
к вопросу
В частности, понятие
«профессиональное становление» и
«профессиональное развитие»
В этом контексте наиболее
близким к нему по смыслу выступает
понятие профессионального
Вхождение в профессиональную деятельность означает для личности новую социальную ситуацию развития, которая оказывает важное формирующее влияние на человека, существенно изменяет' и обогащает его мотивационно - потребностную сферу, интересы, способности, качества и свойства личности.
Деятельность специалиста не может осуществляться без развития профессионально обусловленных личностных качеств. Качества же воплощаются в профессиональной деятельности, оцениваются и получают развитие с позиций требований деятельности. Деятельность не получает успешного, продуктивного результата без готовности личности ее выполнять. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая
свойственные представителям
той или иной социально-профессиональной
группы типичные свойства, качества, личность
оказывает преобразующее
Процесс вхождения человека в профессию часто называют профессионализацией. Поваренков Ю.Ф. [2] определил профессионализацию как целостный, непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека, завершаясь при прекращении профессиональной деятельности. Этот процесс включает в себя:
- выбор человеком профессии, с учетом своих возможностей и способностей;
- освоение правил и норм профессии;
- формирование и осознание
себя как профессионала,
В целом профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности.
«Строя» себя в деятельности, личность формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование социальной работы, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий социальной помощи и поддержки, реабилитации как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.
В то же время, взаимосвязь и взаимовлияние личности и деятельности специалиста показывают их относительную самостоятельность и не сводимость друг к другу.
Для этого существует ряд причин:
- личность выражается,
прежде всего, в совокупности
профессионально необходимых
- все проявления личности,
в том числе индивидуальные, не
покрываются деятельностью,
- личность специалиста
как человека сама по себе
представляет высшую
По мере профессионализации личности соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессионально-личностном развитии меняется в сторону активности самой личности. Создание оптимальных внешних предпосылок усиливают внутренние предпосылки активности личности, повышая ее субъективность, рефлексивность, креативность, что обуславливает ее профессионально-личностное развитие, саморазвитие как специалиста-профессионала.
Таким образом, процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. А деятельность, в свою очередь, создает предпосылки ее развития как профессионала.
Рассматривая процесс становления специалиста, разные авторы выделяют разные этапы профессионализации, в частности:
1. Формирование профессиональных намерений - основной выбор личностью профессии на основе учета человеком своих индивидуальных психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии, осознания необходимости профессиональной подготовки, формирования первичных профессиональных целей и пути их достижения, ориентации и самоопределения в мире профессионального труда.
2. Профессиональная подготовка - освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально-важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Он включает:
- психологический уровень - формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности;
- интеллектуальный уровень - усвоение
теоретических знаний, умений и
навыков в соответствии с
- социальный уровень - Формирование представлений о социальном статусе специалиста, востребованность профессии на рынке труда, ее престижность и оплачиваемость.
3. Профессионализация - вхождение (адаптация) и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалификационного выполнения профессиональной деятельности.
4. Мастерство - данный процесс характеризуется: творческим выполнением профессиональной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянное совершенствование методик и технологий собственной профессиональной деятельности.
Рассматривая становления профессионала, Маркова А.К.[3] выделяет следующие уровни профессионализма, как процесса:
1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, еще не обладая качествами, свойственными профессионалу; не овладев нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов.
2. Профессионализм. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала, формируя навыки профессиональной деятельности. По мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно повышает свое профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя средствами профессии.
3. Суперпрофессионализм. Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является творческое обогащение ее своим личным вкладом. Как считает А.К. Маркова «Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества».
4. Послепрофессионализм. На этом уровне специалист может оказаться советчиком, наставником, экспертом в своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.
5. Отдельно можно выделить непрофессионализм (псевдопрофессионализм), как уровень, который характеризуется отсутствием необходимых знаний и умений в своей сфере. На этом уровне человек осуществляет достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдается деформация в становлении его профессионализма, которая может быть в следующей форме:
- выполнение неэффективной, не соответствующую нормам деятельность;
- осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма;
- зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и, тем самым, искажая свое профессиональное и личностное развитие;
- исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личностного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям, и т.п.
3. Влияние социально – психологического климата на профессионализацию специалиста.
Естественно, на взаимодействие людей в профессиональной общности существенно виляет профессиональная среда. Среди ее характеристик можно выделить: совместимость группы, ее сплоченность, сработанность, стабильность, организованность, удовлетворенность членов группы сотрудничеством и ориентация на раскрытие и самореализацию членов группы на раскрытие и самореализацию в ходе совместной деятельности.
Огромное влияние на
успешность профессиональной деятельности
специалистов, конечно, оказывает и
социально-психологический
Выделяя социально-психологический климат, в качестве фактора, влияющего на успешную профессиональную деятельность нельзя игнорировать и динамику профессиональной группы, в которой находится специалист.
Е.М. Дубовская и P.Л. Кричевский [5] выделяют следующие механизмы групповой динамики:
1. Разрешение групповых противоречий.
Авторы рассматривают противоречия как движущую силу становления малой группы как психологической общности.
Под ним авторы понимают ситуацию, когда лидером нарушаются групповые нормы, причем другим членам группы этого не позволяется. Данный механизм, возможно, не является основным в групповом развитии, но он, несомненно, создает предпосылки перехода группы на другой уровень развития.