3. Антиалкогольное
воспитание, проводимое социальным педагогом
и направленное на формирование у подростка
твёрдых антиалкогольных убеждений: о
необходимости трезвого образа жизни,
о недопустимости употребления алкоголя
в период формирования организма, о безнравственности
пьянства и алкоголизма, о формировании
антисоциальной личности подростка злоупотребляющего
алкоголем. Важно для социального педагога
обращать внимание не сколько на вред
употребления алкоголя для здоровья пьющего,
сколько на вред его в социальном плане
- в плане взаимоотношений школьника с
окружающим миром.
4. Антиалкогольное
просвещение педагогического коллектива
школы тоже является функцией
социального педагога. На основе
знакомства с образовательными
программами учреждения социальный
педагог может предложить включить
элементы антиалкогольного воспитания
во все предметы школьного цикла. Благодаря
этим дополнениям будут расширены знания
учащихся о вредном воздействии алкоголя
на здоровье человека и его потомство,
о несовместимости употребления алкоголя
с социальным образом жизни. Социальному
педагогу необходимо стремиться к тому,
чтобы все учителя следовали антиалкогольным
установкам, были примером трезвого образа
жизни, отрицательно относились к алкоголю
во всех ситуациях школьной и внешкольной
жизни.
5. Посредническая
деятельность социального педагога- подключение
к профессиональной работе не только родителей,
учащихся, но и сотрудников милиции, врачей,
работников ближайших предприятий, общественности.
6. Преодоление
социально- педагогической запущенности
школьника, проявляющегося в виде ограниченного
словарного запаса, бедности знаний об
окружающем мире, недостаточной усвоенности
различных навыков.
4.
Профилактика алкоголизма.
«Легче предупредить
болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно
говорил М.Я. Мудров.
Профилактика-
это целая система комплексных
государственных, общественных, социально-экономических,
медико-санитарных,
психолого-педагогических
и психологических мероприятий.
Перечислим их кратко:
- Ограничить
доступ к алкоголю и уменьшить
спрос на него, особенно для подрастающего
поколения.
- При выявлении
ранних изменений личности человека,
испытывающего тягу к алкоголю,
попытаться «установить» психологический
заслон.
- Регулярно,
ненавязчиво проводить антиалкогольную
пропаганду всеми доступными
средствами массовой информации (ЦТ, радио,
пресса) с привлечением специалистов и
«потерпевших», вышедших из данного состояния
(болезни).
- Дифференцированный
индивидуальный подход к комплексному
лечению алкоголизма.
- Принять юридически
обоснованные меры ограждения детей
алкоголиков от пагубного влияния их родителей.
Успех борьбы с
пьянством и алкоголизмом в значительной
мере зависит от их профилактики, одно
из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская
работа.
Однако на современном
этапе мало только «просветить» человека,
рассказать ему об общих гигиенических
правилах, его надо научить определенному
режиму труда, отдыха, быта в конкретных
условиях жизни.
Поэтому цель противоалкогольного
санитарного просвещения в настоящее
время заключается в следующем:
- разъяснить
населению причины возникновения
пристрастия к алкоголю и распространенности
злоупотребления спиртными напитками;
- на убедительных
примерах показать последствия
пьянства и алкоголизма;
- воспитывать
у населения отношение к алкоголику
как к больному, требующему лечения;
- воспитывать
нетерпимое отношение к пьянству;
- широко информировать
население о мерах профилактики
и методах лечения алкоголизма;
- способствовать
формированию гигиенически правильного
поведения человека;
- помочь в
организации режима труда, досуга.
В настоящее
время нужна пропаганда, которая
не ограничивалась бы сообщением общеизвестных
правил, а строилась на доказательных
научных данных, воздействовала не
только на разум, но и на чувства
слушателей. Очень важно, чтобы она
была психологически ярко окрашенной,
эмоциональной.
Антиалкогольной
пропагандой должны быть охвачены самые
широкие слои населения и в
первую очередь те, кто любит выпивать
по поводу и без повода и при
этом не считает себя пьяницей. Очень
важно разъяснить, к каким опасным последствиям
для здоровья приводит злоупотребление
алкогольными напитками, как из пьянства
развивается грозное заболевание- алкоголизм
со всеми присущими ему симптомами. Особое
внимание следует уделить необходимости
раннего выявления и лечения алкоголизма,
воспитывать непримиримое отношение к
любому проявлению пьянства. Необходимо
также раскрыть связь алкоголизма с преступностью.
Особо следует
остановиться на вопросе о том, как
алкоголизм разрушает семью, как
от этого страдают дети.
Антиалкогольное
воспитание должно проводится не только
среди школьников, но и среди их родителей
на родительских собраниях.
Очень важно
разъяснить родителям, что отношение
детей к жизни, их отношение к
пьянству во многом зависит от того,
как к ним относятся сами родители.
Дети, как правило, во всем стараются подражать
родителям. Последние должны помнить об
этом и не подавать детям дурных примеров.
Родители иногда
бывают инициаторами выпивок своих
детей. Во многих «благополучных» семьях
подчас не считается преступным дать
ребенку сухого вина или пива, а иногда
потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет
пить дома», - говорит иной отец, наливая
своему сыну-подростку. Да и сами дети,
подражая взрослым, нередко наливают себе
в рюмку, находясь за общим столом. Такое
подражание взрослым может закончиться
плачевно.
Родителям, особенно
молодым, следует разъяснить вредное
влияние алкоголя на потомство, на растущий
организм ребенка. Необходимо убедительно
показать, что истоки употребления
алкоголя детьми в неблагополучии семьи,
неправильных взаимоотношений родителей,
их ссорах, пьянстве и др.
Наоборот, дружная
семья, общие увлечения любимым
делом, правильный режим работы- факторы,
препятствующие пьянству, равно как
и другим отрицательным наклонностям.
Необходимо не только разъяснить все это
родителям, но и научить тому, как правильно
направлять интересы и деятельность ребенка.
Наряду с
проведением антиалкогольной пропаганды
среди родителей, ею необходимо охватывать
и детей. Причем дети сами должны в
ней активно участвовать, бороться
за трезвую окружающую среду.
Начинать антиалкогольное
воспитание молодежи надо с момента
поступления их на работу. Содержание
бесед имеет другую направленность,
чем со старшими школьниками. В них
в первую очередь следует подчеркнуть
опасность систематического употребления
спиртного, показать, как случайные выпивки
вызывают пристрастие к алкоголю. Показать
отрицательное влияние алкоголя на трудоспособность.
В беседах с
учащейся молодежью внимание следует
акцентировать на вопросах влияния
алкоголя на память, внимание и другие
психические функции.
Надо постараться
выработать у детей собственное
отрицательное отношение к употреблению
алкоголя. Ребенок не только должен
твердо знать, что алкоголь вреден и
употребление его опасно. Он еще
должен обладать определенными моральными
и волевыми качествами, позволяющими ему
отстоять свои убеждения в компании, где
его будут уговаривать выпить подчас весьма
уважаемые им старшие друзья или сверстники.
Некоторые родители
воспитывают своих детей в
оранжерейных условиях, выполняя все их
желания и капризы, не приучая их к умению
сдерживать свои порывы и желания. В результате
из таких детей нередко вырастают черствые
эгоисты. И такие люди, попадая в компанию
пьющих, легче попадают под их влияние
Заключение.
В ходе проделанной
нами работы, мы рассмотрели такую проблему,
как деятельность социального педагога
по решению проблемы злоупотребления
алкоголем среди школьников.
В процессе работы
мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема алкоголизма
имеет глубокие исторические корни.
Алкоголь насильно прививался населению.
Борьбу с алкоголизмом начали вести почти
с момента его появления, но пока безуспешно.
На современном этапе проблема алкоголизма
стоит очень остро, особенно подросткового
алкоголизма.
2. Алкоголь негативно
влияет на все органы человека. Он нарушает
деятельность сердечно- сосудистой системы,
функцию дыхания, деятельность пищеварительной
системы, деятельность почек, деятельность
иммунной системы, деятельность нервной
системы.
3. Алкоголь не
появляется сразу, он проходит ряд стадий.
Всего выделяют три стадии развития алкоголизма.
С каждой стадией человек деградирует,
организм всё больше истощается, что может
привести к смерти.
4. Выделяют ряд
особенностей подросткового алкоголизма:
быстрое привыкание к алкоголю;
быстрое развитие алкоголизма; злокачественное
течение алкоголизма; низкая эффективность
лечения.
5. Целью социально-
педагогической деятельности со
школьниками, склонными к алкоголизму,
является устранение негативных
факторов, способствующих алкоголизации:
индивидуально-психологического, индивидуально-соматического,
социально-внешкольного, социально- школьного.
Содержание социально-педагогической
деятельности со школьниками склонными
к употреблению алкоголя, реализуется
в следующих направлениях:
А) Деятельность
по повышению уровня социальной адаптации
школьника склонного к употреблению спиртных
напитков.
Б) Деятельность
по профилактике алкоголизма включающая
противоалкогольное обучение и воспитание
школьников с формированием у них отрицательного
отношения к употреблению алкоголя.
В) Деятельность
по просвещению родителей.
Г) Деятельность
по реабилитации школьников, имеющих психическую
или физическую зависимость.
Д) Посредническая
деятельность между школьником и окружающим
его социумом.
Доказано, что социально-педагогическая
деятельность по решению проблемы алкоголизации
среди школьников приводит к уменьшению
уровня употребления алкогольных напитков
среди школьников.
Литература
1. Социальная педагогика: теория, методика,
опыт исследования. — Свердловск, 1988.
2. Куликов В.П. Педагогическая антропология.
— Свердловск, 1988.
3. Кавашкина О.Д. Семейное воспитание в
России (развитие идей от Древней Руси
до начала XX века) // Семья в России. — 1994.
— №2. — С.69-79.
4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения
России. — М., 1993.
5. Актуальные проблемы социального воспитания
/ Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой, В.Е.
Львова. — М. — Запорожье, 1990.
6. Бим-Бад Б.М., Салимова К.И. и др. Очерки
истории школы и педагогики за рубежом.
— Ч. I: С древнейших времен до Великой
французской революции. — М., 1988.
7. Бим-Бад Б.М., Салимова К.И. и др. Очерки
истории школы и педагогики за рубежом:
1917—1989. — М., 1982.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения
в начале двадцатого века.—М.,1994.
9. Антология педагогической мысли Древней
Руси и Русского государства XVI—XVII в.в.
— М.,1985.
10. Антология педагогической мысли России
XVIII в. — М., 1985.
11. Антология педагогической мысли России
первой половины XIX в. — М., 1989.
12. Антология педагогической мысли России
второй половины XI в. — начала XX в. — М.,
1990.
13. Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР: с древнейших времен
до конца XVII в. — М., 1978.
14. Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР: XVIII — первая половина
XIX в. — М.,1978.
15. Малофеев Н.Н. Становление и развитие
государственной системы специального
образования в России. — М., 1996.
16. Васильева Ю.В. Лекции по социальной
педагогике. — М., 1997