Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:34, контрольная работа
Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. По официальным данным, подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………2
1. Проблема алкоголизации ………………………………. 3
2. Методы и основные направления работы с детьми, склонными к алкоголизму …………… ……………………..…4
3. Основные функции социального педагога……………... 6
4. Профилактика алкоголизма ………………….................9
Заключение………………………………………………………………….13
Дополнительная литература………………………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
РГСУ в г. Серпухове
Кафедра
Социальной работы
Контрольная работа по курсу: Содержание и методика педагогической деятельности
на тему
: «Социально-педагогическая деятельность
с детьми, склонными к алкоголизму».
Введение ……………………………………………………………………2
1. Проблема алкоголизации ………………………………. 3
2. Методы и основные направления работы с детьми, склонными к алкоголизму …………… ……………………..…4
3. Основные функции социального педагога……………... 6
4. Профилактика алкоголизма ………………….................9
Заключение……………………………………………………
Дополнительная
литература………………………………………………..
Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. По официальным данным, подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю.
Однако, как отмечают
в своём докладе специалисты
Общественной палаты РФ, несмотря на это,
«распространённость
1.Проблема
алкоголизации
По данным Росстата, объём розничной продажи алкогольных напитков в России в январе —- сентябре 2011 года составил 96,4 млн декалитров, что на 3,5 % больше, чем за тот же период 2010 года. Ежегодное потребление алкогольных напитков и пива в России в расчёте на душу населения составляет около 10 литров в год,а вместе с учётом иной потребляемой спиртосодержащей продукции (парфюмерно-косметической, товаров бытовой химии и т. п.) — около 18 литров. Между тем, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, опасный для здоровья уровень потребления чистого алкоголя — 8 литров на человека в год. Из числа потребителей ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, включая пиво, 33 % юношей и 20 % девушек, а доля регулярно потребляющих пиво людей составляет 76 %.В декабре 2009 года правительство России одобрило Концепцию по профилактике и снижению уровня алкоголизма в стране, в соответствии с которой потребление алкоголя на душу населения к 2013 году должно быть не выше 15, а к 2020 году — не выше 8 литров в год. Главными инструментами достижения цели были названы пропаганда здорового образа жизни, поддержка усилий различных организаций, законодательные ограничения розничной продажи, запрет скрытой рекламы, прекращение винных и пивных фестивалей
. На совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно - нравственного развития и гражданского образования молодежи» Д. А. Медведев отметил: «Профилактика пагубных привычек и популяризация здорового образа жизни - это та работа, которой должны заниматься все силы в обществе, причем заниматься не формально, а заниматься по существу». Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве - все это говорит о необходимости такой работы, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
2.Методы и основные направления работы с детьми, склонными к алкоголизму
Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
1. Индивидуально - психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.
2. Индивидуально
- соматический: предполагает наличие
у ребёнка, склонного к
3. Социальный, внешкольный:
включающий нарушение прав
4. Социально
школьный, где в качестве составляющих
включены следующие
Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.
Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:
1. Создание форм
активной, действенной социально-
2. Формирование
у подростка позитивных
3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
6. Формирование
основ правовой культуры
7. Формирование
навыков «выживания» в
Второй компонент структуры деятельности - это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.
Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.
Четвёртый компонент
- функции деятельности.
3.Основные функции социального педагога
Основными функциями социального педагога являются :
1. Социально
- педагогическая, заключающаяся в
оказании помощи ребёнку и
в процессе социального
2. Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.
3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.
Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.
Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.
Методы социально-
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму