Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. По официальным данным, подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю.

Оглавление

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2
1. Проблема алкоголизации ………………………………. 3
2. Методы и основные направления работы с детьми, склонными к алкоголизму …………… ……………………..…4
3. Основные функции социального педагога……………... 6
4. Профилактика алкоголизма ………………….................9
Заключение………………………………………………………………….13
Дополнительная литература………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Документ контрольная.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Филиал  РГСУ в г. Серпухове 
 

Кафедра Социальной работы 
 
 
 

Контрольная работа по курсу: Содержание и методика педагогической деятельности

на тему : «Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму». 
 
 

                                                    Выполнила:

                                                    студентка 3 курса

                                                    специальности:

                                                    «Социальная работа»

                                                    заочного отделения

                                                    Рощенюк Наталья 

                                                    Проверил:

                                                    Бирюкова М.В.

                                                Серпухов 2011

                                                  Содержание 
 

Введение ……………………………………………………………………2

       1. Проблема алкоголизации ………………………………. 3

       2. Методы и основные направления работы с детьми,       склонными к алкоголизму …………… ……………………..…4

       3. Основные функции социального педагога……………... 6

       4. Профилактика алкоголизма ………………….................9

Заключение………………………………………………………………….13

Дополнительная  литература………………………………………………..15 
 
 
 
 

Введение

   Проблема  борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. По официальным данным, подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю.

Однако, как отмечают в своём докладе специалисты  Общественной палаты РФ, несмотря на это, «распространённость употребления алкоголя среди детей резко выросла».По данным Минздравсоцразвития, на начало 2006 года официально были признаны алкоголиками около 40 тыс. детей. За пять лет уровень потребления алкоголя среди подростков увеличился на 65 %. Около 40 % школьников регулярно употребляют алкогольные напитки. Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется растущий научный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

  

1.Проблема алкоголизации 

 По данным  Росстата, объём розничной продажи алкогольных напитков в России в январе —- сентябре 2011 года составил 96,4 млн декалитров, что на 3,5 % больше, чем за тот же период 2010 года. Ежегодное потребление алкогольных напитков и пива в России в расчёте на душу населения составляет около 10 литров в год,а вместе с учётом иной потребляемой спиртосодержащей продукции (парфюмерно-косметической, товаров бытовой химии и т. п.) — около 18 литров. Между тем, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, опасный для здоровья уровень потребления чистого алкоголя — 8 литров на человека в год. Из числа потребителей ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, включая пиво, 33 % юношей и 20 % девушек, а доля регулярно потребляющих пиво людей составляет 76 %.В декабре 2009 года правительство России одобрило Концепцию по профилактике и снижению уровня алкоголизма в стране, в соответствии с которой потребление алкоголя на душу населения к 2013 году должно быть не выше 15, а к 2020 году — не выше 8 литров в год. Главными инструментами достижения цели были названы пропаганда здорового образа жизни, поддержка усилий различных организаций, законодательные ограничения розничной продажи, запрет скрытой рекламы, прекращение винных и пивных фестивалей

. На совместном  заседании Госсовета и Совета  по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно - нравственного развития и гражданского образования молодежи» Д. А. Медведев отметил: «Профилактика пагубных привычек и популяризация здорового образа жизни - это та работа, которой должны заниматься все силы в обществе, причем заниматься не формально, а заниматься по существу». Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве - все это говорит о необходимости такой работы, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

2.Методы и основные направления работы с детьми, склонными к алкоголизму

Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

1. Индивидуально - психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

2. Индивидуально  - соматический: предполагает наличие  у ребёнка, склонного к алкоголизму,  наследственных соматических заболеваний,  ведущих к отставанию в физическом развитии.

3. Социальный, внешкольный:  включающий нарушение прав ребёнка  со стороны взрослых, отсутствие  опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные  действия, низкий социальный статус  семьи, неадекватные взаимоотношения  в семье.

4. Социально  школьный, где в качестве составляющих  включены следующие составляющие: негативно влияющий социально  - психологический климат учебной  группы, низкий статус группы.

Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к  развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

Цель социально- педагогической деятельности может  быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм  активной, действенной социально-педагогической  помощи и защиты для конкретного  ребёнка.

2. Формирование  у подростка позитивных ценностных  ориентацией в процессе социально-педагогической  и коррекционной работы.

3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание  активной личности, привитие ей  качеств гражданина, семьянина, формирование  положительной самооценки.

5. Укрепление  физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

6. Формирование  основ правовой культуры ребёнка.

7. Формирование  навыков «выживания» в условиях  кризиса современного общества.

Второй компонент  структуры деятельности - это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

Четвёртый компонент - функции деятельности.  

3.Основные функции социального педагога

Основными функциями  социального педагога являются :

1. Социально  - педагогическая, заключающаяся в  оказании помощи ребёнку и  в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей  и отношений, создании благополучной  социальной среды для развития  ребёнка, осуществление контроля  за ребёнком.

2. Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.

3. Правозащитная,  предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Воспитательную  функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Следующим компонентом  деятельности являются методы. Они  зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны  с организацией, мотивацией и осмыслением  деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Основной  акцент работы социального педагога со склонными к алкоголизму - это  работа с группой через следующие  направления деятельности:

1. Профилактика  причин и последствий алкоголизма.  Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

2. Организация  свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму