Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, реферат
По мере возникновения благоприятных социально-политических условий социально-психологическая теория из мифологии, стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо изменение взглядов на жизнь и отношение к человеку, понимание его ценности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Социальная психология личности
1.1 Понятие личности………………………………………………………….5
1.2 Социальная установка личности………………………………………….7
1.3 Социализация личности (механизмы, факторы и стадии,
адаптация личности)…………………………………………………………...9
1.4 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности…………15
ГЛАВА 2 Социально-психологические теории личности
2.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию
Личности……………………………………………………………………….18
2.2 Характеристика социально-психологических теорий личности……….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………31
На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность – это персона.
Этимология слова «личность»
помогает разобраться в
Специфика социально-
- он объясняет механизмы
- раскрывает ее социально-
- позволяет диагностировать
Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.
2.2 Характеристика
социально-психологических
Существуют различные
Американский психолог А.
Для первого, по наблюдениям Э.Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго – кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего – холодная расчетливость, для четвертого – имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого – терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого – разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого - демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого – лицемерное разыгрывание роли защитника, но опять с целью получения желаемого от них.
Выдающийся немецко-
Ролью называется ожидаемое
Психоаналитический подход З.
Австрийский психиатр Зигмунд
Фрейд, родоначальник
Я (Эго), с одной стороны, следует
бессознательным инстинктам, а с
другой – подчиняется
Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.
Для того чтобы вытесненный
материал не проник снова в
сознание, «Я» использует разнообразные
способы защиты. Фрейд указывал
в основном на такие формы
защиты, как рационализация, сублимация,
проекция и избегание. Однако,
несмотря на наличие защиты, вытесненные
желания (в основном они
Огромное значение Фрейд
Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.
Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)
Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальном бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации, человечество в целом.
Юнг выделяет несколько
Персона – это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.
Эго – это центр сознания, он создает ощущение последовательности в нашей сознательной жизни.
Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.
Самость – центральный архетип
порядка и целостности
Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)
Основные принципы
А.Адлер ввел термин
«комплекс неполноценности», полагая,
что все дети испытывают
Чувство неполноценности
Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные работы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровым развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни.
Каждый человек выбирает свой
жизненный стиль, т.е.
Бихевиористский подход к пониманию личности.
Слово «бихевиоризм»
Американский психолог, лидер бихевиоризма
Б. Скиннер рассматривает
Сам И. Павлов открыл механизм
образования условных реакций
при сочетании безусловного
Автономный человек, свобода,
достоинство, творчество, с точки
зрения Б. Скиннера, - только фикции,
также он отрицает
Понимание личности с позиций гуманистической психологии.
Основательной гуманистической психологии К. Роджерс полагал, что решающую роль в жизни и развитии человека, играет, его представление о самом себе думает, тем более что он не поможет судить о том каков он на самом деле. Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона.