Соціально-психологічні чинники виникнення стресових ситуацій та засоби їх подолання

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 00:54, реферат

Краткое описание

Цель данной работы изучить природу стресса как аффективного состояния, возникающего под воздействием определенных социально-психологических факторов, и пути его преодоления.
Задачи данной работы:
- рассмотреть стресс как реакцию человека на фрустрирующие факторы;
- определить факторы влияющие на формирование стресса;

Оглавление

1 Глава
Стресс как социально-психологическое явление
1.1 Понятие стресса 5
1.2 Стрессовые ситуации и причины их возникновения 8
2 Глава
Адаптация и способы преодоления стрессовых ситуаций
2.1 Адаптация 12
2.2 Способы преодоления стрессовых ситуаций 15
Заключение 19
Литература 20

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать)


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

ЛУГАНСЬКИЙ ОБЛАСНИЙ ІНСТИТУТ

ПІСЛЯБИПЛОМНОЇ ПЕДАГОГИЧНОЇ ОСВІТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра управління освітою

(Кафедра педагогіки та психології)

 

 

Соціально-психологічні чинники виникнення стресових ситуацій та засоби їх подолання

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Радченко Ганни Олександрівни,

Слухача курсів підвищення

Кваліфікації психологів,

Психолога СШ №37

м. Луганська

 

 

 

 

 

 

ЛУГАНСЬК

2011

План

 

 

 

 

Введение                                                                                                                  3

1 Глава

Стресс как социально-психологическое явление

1.1 Понятие стресса                                                                                                   5

1.2 Стрессовые ситуации и причины их возникновения                                 8

2 Глава

Адаптация и способы преодоления стрессовых ситуаций

2.1 Адаптация                                                                                                         12

2.2 Способы преодоления стрессовых ситуаций                                               15

Заключение                                                                                                               19

Литература                                                                                                               20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

В переводе с английского стресс -- это давление, нажим, напряжение, а дистресс -- горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Актуальность темы обусловлена наличием в обществе действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека.             

Деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является психологический стресс . Развитие стресса в экстремальных условиях деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и информационной природы.

Цель данной работы изучить природу стресса как аффективного состояния, возникающего под воздействием определенных социально-психологических факторов, и пути его преодоления.

Задачи данной работы:

- рассмотреть стресс как реакцию человека на фрустрирующие факторы;

- определить факторы влияющие на формирование стресса;

- раскрыть пути психологической адаптации в условиях стрессовой ситуации.

Впервые в психологии понятие стресса было введено согласно Лазарусу в 1944 году. Предпосылками к созданию теории стресса является открытие И.П. Павловым условных рефлексов.

Особый вклад в развитие понятия, связанного со стрессовыми состояниями личности, внес Ганс Селье в своих работах «Очерки об адаптационном синдроме», «На уровне целого организма» «Стресс без дистресса». Исследования Ганса Селье раскрыли, что степень стресса в небольшом количестве - является полезным для человека и способствует его приспособлению к окружающей действительности. Однако если мы имеем дело с сильным стрессовым состоянием и оно продолжается длительное время, то он перегружает возможности адаптации человека и приводит к так называемым «поломкам» в организме человека.

 

1 Глава Стресс как социально-психологическеое явление

1.1 Понятие стресса

Термин «стресс» (от англ. stress -- давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния. Селье выявил следующие стадии развития стресса:

1. Стадия тревоги - на этой стадии происходит мобилизация внутренних ресурсов организма. Организм практически не ощущает особых сложностей, вызывающих состояние напряжения. В целом, человек может на этой стадии чувствовать себя вполне нормально.

2. Стадия (при наличии стрессогенного фактора) наступает фаза резистентности или сопротивления. Здесь осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. На этой стадии человек уже ощущает усталость, растерянность перед трудностями.

3. Если стрессовый фактор действует длительное время, то наступает фаза истощения, когда человек исчерпал запасы основной энергии и физиологические и психологические механизмы защиты являются сломленными. На этой стадии личность уже не в состоянии защищаться и в отличие от первоначальной стадии проявления стресса, когда развиваются резервные возможности организма, то на этой стадии у человека уже идет «призыв о помощи».

Существует также травматический стресс - это особая форма стрессовой реакции личности, она представляет собой состояние человека, когда стресс перегружает и психологические и физиологические адаптационные возможности личности и в целом разрушает защиту. При этом стрессовом состоянии человек имеет психологическую тревогу, однако не каждое состояние способно вызывать травматический стресс.

Основные черты психического стресса:

1) стресс —  состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как  стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

 

 

 

 

1.2 Стрессовые ситуации и причины их возникновения

 

В современной психологии трудно найти точные границы понятия психологического стресса. Некоторые авторы пользуются термином «экстремальные ситуации», «конфликтные ситуации» и др.

Стрессовые ситуации рассматриваются как факторы, вызывающие чрезмерную нагрузку на систему психологического саморегулирования и приводящие к развитию эмоционального напряжения. Состояние стресса определяется как эмоциональное возбуждение и сопутствующие ему изменения в других сферах психологического функционирования. К последствиям стресса относятся также временные или постоянные изменения в поведении человека.

Ситуации, вызывающие психологический стресс, имеют чрезвычайно разнообразный характер. К ним относятся, в частности, экстремальные условия в особенности у не привыкших к последним людей, опасности физической природы, катастрофы, землетрясения, ураганы, наводнения, пожары. Длительные, часто повторяющиеся фрустрации могут вызвать состояние стресса. Следует иметь в виду, что стрессогенный характер того или иного воздействия обусловливается часто не только его содержанием, но и психологическими особенностями человека. Степень сопротивляемости человека к различным воздействиям неодинаков.

Стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, делятся на четыре группы:

Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры
(боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед-шей деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.

Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф-ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор-ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Лазарус выделил три типа стрессовых ситуаций. Первый тип – ситуация утраты, представляет собой травмирующую потерю, утрату кого–либо или чего–либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы). Второй тип – ситуации угрозы, требующие от человека больших копинг–усилий, активизации адаптационных возможностей. Третий тип – ситуации вызова, требующие для адаптации сложных и потенциально рискованных стратегий преодоления.

Ф. Е. Василюк предложил классифицировать стрессовые ситуации по характеру фрустрирующих мотивов и по характеру «барьеров». К внутренним барьерам относятся личностные препятствия достижения цели, к внешним – барьеры, которые не дают возможность субъекту выйти из ситуации или изменить ее. В качестве содержательных параметров стрессовой ситуации рассматривается тип фрустраторов. Главным признаком критической жизненной ситуации как разновидности стрессовой ситуации является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преодолеть препятствующие этому достижению преграды .

Причины, вызывающие стрессовые нарушения очень разнообразны и охватывают множество различных ситуаций. Например, стресс может быть причиной угрозы физическому здоровью человека, угрозы жизни близкого, угрозы как физическому, так и образу «Я», то есть психическому состоянию личности.

Нарушения, которые возникают вследствие этого, затрагивают все уровни человеческих функций: физиологический, личностный и уровень межличностного и социального взаимодействия личности. Посттравматические нарушения личности ведут к нарушению семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю деятельность человека.

Информация о работе Соціально-психологічні чинники виникнення стресових ситуацій та засоби їх подолання