Смысл жизни в различных концепциях психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: сущность смысла жизни.
Предмет исследования: проблема смысла в психологии.
Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла в психологии и философии.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Философский и психологический анализ смысла жизни
Подходы к пониманию смысла жизни…………………………………..5
Пути, методы, средства поиска смысла жизни……………………….....9
Заключение……………………………………………………………………12
Библиографический список…………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Курсач оконч вариант.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

      Идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, легла у В.Франкла в основу теории личности и была разработана им весьма детально в гуманистическом подходе к смыслу жизни.

      Стремление  к поиску и реализации человеком  смысла жизни Франкл рассматривает  как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

      По  Франклу смысл для каждого  человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических “нусогенных неврозов”, и разных видов отклоняющегося поведения. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциального вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение в нашем столетии чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямое следствие которого – рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических нусогенных неврозов – неврозов смыслоутраты. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека. (8;186) Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:  с помощью того, что мы даем жизни;  с помощью того, что мы берем от мира и посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. (8;188) Основной тезис третьего учения Франкла – учения о свободе воли – гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Таким образом, мы видим, что понятие смысла жизни давно изучается в различных  психологических теориях. В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг еще раньше, чем Адлер, отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии.

      В. Франкл рассматривает стремление к  смыслу жизни как врожденную мотивационную  тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным механизмом поведения и развития личности.

      Д. Леонтьев определяет смысл жизни  как переживание интенциональной  направленности собственной жизни. Л. Выготский для понимания внутренних психических процессов анализировал специфику человеческого в человеке. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов. 
 
 
 
 

      Библиографический список 

      1.       В. Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия, Психология личности. Тексты / Под редакцией Гиппенрейтер

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и  нем. — М.: Прогресс, 1990. — С. 24—43.
  2. В. Данченко.  Психологический механизм духовного развития и проблемы духовной практики.
  3. Жизнь и судьба. Л.С.Выготский (1896 - 1934). / Сергей Степанов
  4. Э. Фромм. Бегство от свободы
  5. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 т., М., 1984. Т.2.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  8. А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в общую психологию. Лекция 6.
  9. Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.
  10. Кузнецова С. В. Проблема «смысла жизни» в историософских построениях Е. Н. Трубецкого // Философские исследования. 1996. — № 2. — С. 160—171
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.,1999.
  12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.
  13. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.
  14. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.

Информация о работе Смысл жизни в различных концепциях психологии