Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа
Объект исследования: сущность смысла жизни.
Предмет исследования: проблема смысла в психологии.
Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла в психологии и философии.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Философский и психологический анализ смысла жизни
Подходы к пониманию смысла жизни…………………………………..5
Пути, методы, средства поиска смысла жизни……………………….....9
Заключение……………………………………………………………………12
Библиографический список…………………………………………………..13
Идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, легла у В.Франкла в основу теории личности и была разработана им весьма детально в гуманистическом подходе к смыслу жизни.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.
По
Франклу смысл для каждого
человека в каждый конкретный период
времени уникален и единственен.
Отсутствие смысла порождает у человека
состояние, которое Франкл называет
экзистенциальным вакуумом. Отсутствие
смысла выступает причиной многих психических
заболеваний, в том числе специфических
“нусогенных неврозов”, и разных видов
отклоняющегося поведения. Смыслоутрата
приводит к попыткам заполнения "экзистенциального
вакуума" и поиска счастья с помощью
псевдосмыслов - стремления к успеху, власти
или потребления и т.д. Фундаментальным
психологическим фактом является широкое
распространение в нашем столетии чувства
смыслоутраты, бессмысленности жизни,
прямое следствие которого – рост самоубийств,
наркомании, насилия и психических заболеваний,
в том числе специфических нусогенных
неврозов – неврозов смыслоутраты. Смысл
не субъективен, человек не изобретает
его, а находит в мире, в объективной действительности,
именно поэтому он выступает для человека
как императив, требующий своей реализации.
В психологической же структуре личности
Франкл выделяет особое «ноэтическое
измерение», в котором локализованы смыслы.
Это измерение несводимо к измерениям
биологического и психологического существования
человека. (8;186) Положение об уникальности
смысла не мешает Франклу дать также содержательную
характеристику возможных позитивных
смыслов. Для этого он вводит представление
о ценностях – смысловых универсалиях,
кристаллизовавшихся в результате обобщения
типичных ситуаций, с которыми обществу
или человечеству пришлось сталкиваться.
Это позволяет обобщить возможные пути,
посредством которых человек может сделать
свою жизнь осмысленной: с помощью
того, что мы даем жизни; с помощью того,
что мы берем от мира и посредством позиции,
которую мы занимаем по отношению к судьбе,
которую мы не в состоянии изменить. Выделяются
три группы ценностей: ценности творчества,
ценности переживания и ценности отношения.
(8;188) Основной тезис третьего учения Франкла
– учения о свободе воли – гласит, что
человек свободен найти и реализовать
смысл жизни, даже если его свобода заметно
ограничена объективными обстоятельствами.
Заключение
Таким
образом, мы видим, что понятие смысла
жизни давно изучается в
В. Франкл рассматривает стремление к смыслу жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным механизмом поведения и развития личности.
Д.
Леонтьев определяет смысл жизни
как переживание
Библиографический
список
1. В. Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия, Психология личности. Тексты / Под редакцией Гиппенрейтер
Информация о работе Смысл жизни в различных концепциях психологии