Смысл жизни в различных концепциях психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: сущность смысла жизни.
Предмет исследования: проблема смысла в психологии.
Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла в психологии и философии.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Философский и психологический анализ смысла жизни
Подходы к пониманию смысла жизни…………………………………..5
Пути, методы, средства поиска смысла жизни……………………….....9
Заключение……………………………………………………………………12
Библиографический список…………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Курсач оконч вариант.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

      Московский  государственный университет им. М. В. Ломоносова

      Филиал  МГУ в г. Севастополе

      Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Смысл жизни в различных  концепциях психологии. 
 

      Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

      Автор работы:

      Лаптева Виктория Константиновна,

      факультет психологии, 2 курс 
 

      Научный руководитель:

      Кулиш О.И.,

      преподаватель 
 
 
 

      Севастополь - 2011 
 
 
 

      Содержание 

      Введение………………………………………………………………………..3

      Глава 1. Философский и психологический  анализ смысла жизни

    1. Подходы к пониманию смысла жизни…………………………………..5
    2. Пути, методы, средства поиска смысла жизни……………………….....9

        Заключение……………………………………………………………………12

        Библиографический список…………………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 

      Еще с древних времен человечество задается вопросом о смысле жизни. На этот вопрос многие века пытается ответить философия. Но прежде, чем искать ответ на этот вопрос, необходимо познать самого себя. А в познании человеком самого себя не обойтись без психологии.

      Учение  о душе является первой формой психологической мысли, и идея души как объяснительного принципа сущности человека явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли. Это «событие», произошедшее еще в VI-V веках до нашей эры, является по сути дела революционным моментом в истории наук. Человек наконец-то отважился перевести свой научный взгляд с окружающего мира на себя самого. Огромными завоеваниями этого периода психологии можно назвать потрясающие метафоры и образы психической жизни людей.

      Но  в XIV веке произошло новое революционное  событие: одновременно с появлением термина «психология» происходит отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа. И связано это с изменением научного мышления человека: анатомо-физиологические знания и великие открытия во всех науках не позволяли изучать нечто непонятное и неведомое, что нельзя увидеть и потрогать руками. Другими словами, наука требовала более объективного изучения человеческого бытия. Предметом психологии стал внутренний опыт, явления сознания, психика, и главной метафорой психологии стала метафора человека как машины. Главный вопрос психологии стоял так: «Как происходит функционирование человека?». Как раз эту парадигму и можно назвать «человек в мире».

      Новый виток психологии задает и новый  вопрос: «Ради чего человек функционирует в этом мире? Как мир представлен в сознании человека? Как связано то, что вокруг меня, и то, что во мне?».

      На  современном этапе развития общества значение смысла и смысловых образований  личности возросло, происходит осмысление внутреннего мира личности, ее внутреннего стержня, нравственных и этических проблем личности и мотивационно-смысловых образований. Поиск смысла жизни рассматривается с точки зрения движущей силы развития человека, его личности. Исследованием и изучением понятия смысла жизни занимались такие психологи и ученые как Э. Фромм, В. Франкл, Л. С. Выготский, К. Г. Юнг, А. Адлер, Д. А. Леонтьев и многие другие.

      Объект  исследования: сущность смысла жизни.

      Предмет исследования: проблема смысла в психологии.

      Цель  исследования: исследование понятия и проблемы смысла в психологии и философии.

      Задачи:

      1. Проанализировать подходы к смыслу жизни в работах философов и психологов;

      2. Раскрыть особенности путей, методов и средств поиска смысла жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Философский и психологический анализ смысла жизни

      Глава 1.1. Подходы к пониманию  смысла жизни 

      Во  времена Античности понятие смысла жизни связывали со счастьем, добродетелью, получением удовольствия. Согласно учениям Аристотеля, мышление и познание, стремление к саморазвитию делает человека независимым от внешнего мира, что рождает в нем нравственность и искореняет невежество.

      Представители иррационализма полагали, что жизнь  человека есть проявление некой мировой воли. По словам А. Шопенгауэра, человек только думает, что поступает по собственному желанию. На самом деле поступками человека движет чужая воля - мировая. Глупец будет стремиться к наслаждениям и придет к разочарованию, а мудрец, осознавая неизбежность бедствий, обуздывает свои страсти. Жизнь человека, по мнению иррационалистов, это постоянная борьба со смертью, и все усилия избавиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, а удовлетворение потребностей заканчивается лишь пресыщением и скукой.

      Рационалисты  признавали разум решающим или даже единственным источником истинного знания. Его можно противопоставить эмпиризму, считающему опыт необходимым условием приобретения знания. С точки зрения Б. Спинозы, идеи носят врожденный характер, а с точки зрения эмпирики — они приобретаются.

      Философы  экзистенционализма утверждали, что жизнь полна абсурда, а люди были «выброшены» в существование. Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

      В психологию понятие о смысле жизни  пришло из философии. В основном, из экзистенционализма - из работ Камю и Сартра, а также из наук о  языке. Заняв главенствующее положение в экзистенциальной психологии и лингвистике, понятие смысла обогатило и многие другие теоретические и методологические подходы в психологии.

      Первой  системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. В работах Фрейда впервые встречается  понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. Он обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл). В тех или иных контекстах Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".

      Первое  альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Адлер признает: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным.  Адлер утверждает, что смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира.

      Юнг обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазии и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья.  Если согласно Адлеру тот или иной смысл жизни автоматически складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться, то для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Смысл жизни для Юнга не является чем-то сугубо субъективным. Юнг прямо называет архетипы и в особенности символы источниками, придающими смысл нашей жизни.  Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным".(12;228-234)

      Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

      В российской психологической науке  проблематика смысла детально разрабатывается  в рамках "вершинной психологии" Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции  деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов. (12;237)

      Д.А.Леонтьев определяет смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее  адекватное переживание интенциональной  направленности собственной жизни. С психологической точки зрения  главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью.

      Мысль Л. С. Выготского развивалась в совершенно новом для тогдашней психологии направлении: она складывалась на основе марксистской философии диалектического материализма. Тезис Выготского был таким: чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Другими словами, анализ специфики человеческого в человеке. Он любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадают в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1.2. Пути, методы, средства поиска смысла жизни 

      В философии существует множество  учений о том, что реализация смысла жизни сделает человека совершенным, то есть – счастливым. Для достижения этого состояния необходимо было приобретать знания, бороться со смертью, преодолевать трудности. 

      Главной характеристикой психоаналитического  подхода была направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека. З. Фрейд утверждал, что симптомы болезни содержатся в бессознательных процессах, а их осознание приводит к исчезновению симптомов.

      В экзистенциально-гуманистическом направлении  психологии (А. Адлер) факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Именно смысл жизни – правильный или ложный – находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла.

      Представители мифологических теорий психологии (К. Юнг) выдвигали положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья.  Поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам.

Информация о работе Смысл жизни в различных концепциях психологии