Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:28, лекция

Краткое описание

Слухи (Ольшанский) – это особая, обычно недостоверная информация (и\или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов.

Оглавление

1. Феномен слухов и его изучение
2. Механизмы искажения в процессе циркуляции слухов
3. Классификация слухов
4. Причины возникновения слухов
5. Профилактика и оперативное устранение слухов

Файлы: 1 файл

Слухи.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Второй  фактор — дефицит надежной информации. Для слуха нужен не просто интерес, но интерес неудовлетворенный. Те, кому наличная информация представляется достаточной, — почва для слуха неплодотворная.

     Зависимость между вероятностью возникновения  слуха (точнее, вероятной интенсивностью его распространения) и указанными факторами можно выразить простой  схемой (закон Г. Олпорта -Л. Постмана): 

     С = И*Д 

     где С — слух, И — интерес, Д  — дефицит; знак умножения демонстрирует, что при нулевом значении одного из сомножителей произведение также равно нулю.

     Подчеркнем, что под надежностью информации понимается не объективная характеристика, а субъективное отношение аудитории. Так, ложное сообщение из вызывающего доверие источника устраняет дефицит, тогда как достоверная информация из источника, которому данная аудитория доверять, не склонна, дефицит сохраняет. Разумеется, информационный дефицит может быть обусловлен и совсем тривиальным обстоятельством — отсутствием, недостаточностью или противоречивостью официальных сообщений.

     Условно говоря, дефицит надежной информации обратно пропорционален количеству непротиворечивых официальных сообщений (на данный момент времени) — к.с.(в.) — и доверием к источнику — д.и.:

 

      Д = 1 / (КС*ДИ) 

     Иначе, вероятность (или интенсивность) слуха  прямо пропорциональна силе общественного  интереса к предмету и обратно  пропорциональна количеству официальных  сообщений на данный момент и уровню доверия к источнику.

     Схема /III/ помогает при разработке мер, направленных на повышение «слухоустойчивости» информационной среды (см. далее). Она основана на системно-экологической модели, суть которой в том, что информационные процессы в обществе представляют собой относительно замкнутую систему, в чем-то подобную биоценозу и подчиняющуюся общесистемным закономерностям.

     Мы  рассмотрим этот вопрос подробнее после  того, как ознакомимся с сопутствующими факторами распространения слухов (Назаретян). Их также выявлено два.

     Первый  — фактор личностного статуса. Сообщая интересные сведения, человек привлекает к себе внимание, демонстрирует близость к предмету общего интереса (политику, актеру и т.д. ), к референтной группе или к органам, принимающим решение, поддерживает свой статус неформального лидера мнения; короче, повышает или подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих, а тем самым и в собственных глазах.

     Второй  — фактор эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух способен временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе, т. е. понижать или повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня. Если группа продолжительное время живет в напряжённом ожидании, люди испытывают непреодолимое желание обсуждать «между собой возможные опасности». Парадоксальным образом, даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение — срабатывает эффект афилиации, ощущение принадлежности к общине. В конечном счете, однако, это чаще всего приводит к дисфункциональным последствиям: циркулирующий слух нагнетает страхи и усиливает панические настроения.

     Примеры:

     1.По наблюдению гештальт-психологов, те фронтовики, чьё подразделение долго пребывало во втором эшелоне, так и не дождавшись выхода на передовую (незавершенная ментальная структура), сохраняют более страшные воспоминания о войне, чем их соратники, прошедшие самое пекло, получившие боевые ранения и т.д. А самые страшные воспоминания о блокаде — у тех, кто долго прожил в напряжённом ожидании голода, но настоящего голода так и не испытал…

     2. Благоприятную почву для слухов образует и противоположное эмоциональное состояние — скука. Циркулирующие слухи насыщают жизнь социума виртуальными псевдособытиями, которые способны частично компенсировать событийную разреженность и дефицит эмоционального возбуждения. Пенсионеры. Но такая форма психологической компенсации (другие формы — злоупотребление алкоголем и т.д.), со своей стороны, влечет опасность непредсказуемых действий и потери контроля и часто становится первым признаком разложения группы.

     Среди причин возникновения и живучести слухов наиболее значимыми являются (Караяни):

     1. возможность удовлетворения с  помощью слухов актуальных потребностей  людей;

  1. недостаток информации, необходимой для организации деятельности по удовлетворению актуальной потребности;
  2. многомерность, субъективная неоднозначность событий.

     Слухи стихийно возникают  или целенаправленно  фабрикуются и  распространяются для  удовлетворения конкретных потребностей людей. Известный специалист в области военной  психологии и психологии пропаганды Э. Боринг подчеркивал: «Люди повторяют слухи только тогда, когда они способствуют удовлетворению какой-либо их потребности»].

     В перечень основных потребностей, удовлетворяемых  посредством слухов, включают:

  1. утилитарные потребности,
  2. потребности в престиже,
  3. в познании,
  4. эмотивные потребности.

     Утилитарные потребности связаны с достижением людьми (социальными группами) определенных целей (овладение объектом информации, укрепление позиций в группе, ослабление или вывод из борьбы конкурента, формирование у людей определенных мнений, настроений, побуждение их к конкретному выбору, поведению и т.д.).

     Механизмом  реализации данной потребности может  выступать агрессия: человек сознательно  распространяет слухи, чтобы причинить  боль другому, говорит неправду и сплетничает, делая из кого-либо «козла отпущения».

     Другой  целью распространения может  быть желание помочь другим людям (родным, близким, знакомым, случайно оказавшимся  рядом), предупредить их о надвигающихся  опасностях и неприятностях, дать возможность самим или совместно подготовиться к неблагоприятным событиям.

     Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда владение информацией (раньше других либо информацией эксклюзивного характера) повышает престиж человека. В основе стремления к престижу, как считает Э. Боринг, лежит потребность обратить на себя внимание. Другими словами, сплетником движет обычное желание выделиться, похвастаться. Поэтому распространителями слухов являются даже те люди, которые не верят в их содержание.

     Сообщая другому сведения, составляющие содержание слуха, человек поднимает себя в  своих глазах («никто не знает, а  я знаю!»). У окружающих создается  впечатление о некой «принятости», «вхожести» носителя эксклюзивной информации в референтные группы, формируется мнение о нем как о человеке осведомленном. В данном случае слух рассматривается в качестве товара.

     Не  случайно, пересказав даже самую нелепую  «байку» от своего имени, человек, чтобы  оставаться последовательным, начинает изобретать аргументы в ее пользу, клянется в ее правдивости, вступает в спор с окружающими, всеми силами стремится убедить их в достоверности слуха. Это происходит потому, что распространитель информации связывает доверие к сообщению с доверием к себе самому. В случае если ему не верят, он испытывает дискомфорт.

     В процессе групповой дискуссии может  возникать своеобразное соперничество, провоцирующее стремление каждого  участника к достижению первенства в скорости, подробности, красочности  изложения содержания слуха.

     Эмотивные потребности удовлетворяются за счет того, что слухи, как правило, порождают сильные эмоции позитивной или негативной модальности. Человек, распространяющий слухи, может испытывать наслаждение, удовольствие от их содержания, от реакций на них людей. Причиной их распространения может быть личное озлобление, ненависть по отношению к конкретным людям (социальным группам).

     Благодаря слухам могут разряжаться сильные  негативные переживания людей (стремление «выплеснуться», «хоть немного облегчить  душу»). В данном случае действует механизм проекции. Распространяя слухи, человек неосознанно выражает свои страхи, желания и враждебные чувства и надеется, что сомнения и беспокойства будут развеяны окружающими. Здесь важную роль играет стремление к получению эмоциональной поддержки. Распространяя тревожные слухи, он надеется на их опровержение другими, что, в свою очередь, помогает снизить его собственную тревогу. Человек получает подсознательное облегчение от того, как адресат реагирует на сообщение — удивлением, испугом, восхищением, благодарностью; для усиления впечатления информация нередко «творчески» обогащается неприятными подробностями. Такой механизм особенно силен у людей, неудовлетворенных своим социально-психологическим статусом и не нашедших достойного места в жизни.

     В контексте реализации данной потребности срабатывает механизм оказания услуги. Распространяя слухи, человек может стремиться сделать приятное другому, выдавая желаемое за действительное.

     Поэтому слухи повторяются и теми, кто  в них не верит, но благодаря им выражает свои чувства или отношение к кому-либо или чему-либо.

     Познавательные потребности и интересы удовлетворяются слухами тогда, когда информация об интересующих человека событиях отсутствует или некачественна. Ряд авторов указывает на то, что важной причиной для возникновения слухов является искажение информации при устной ее передаче «из уст в уста». Чем длиннее цепочка, чем большее количество людей участвует в коммуникативном процессе, тем значительнее искажаются сведения [1, с. 163].

     Слух, если и не удовлетворяет полностью любопытство человека, его интерес к конкретному предмету, событию, то в значительной мере приглушает его.

     В литературе (Столяренко А.М.) выделяются социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи. К таким обстоятельствам прежде всего относятся:

     1. Тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.

     2. Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.

     3. Наличие психологического заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

     4. Уверенность в достоверности сообщения. Не зная откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.

     5. Психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов, Здесь, во-первых, следует выделить высокую внушаемость части людей, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Во-вторых, особой подверженностью слухам отличаются люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору, каким бы далеким он от них ни был. Наконец, в большей степени восприимчивыми к слухам оказываются люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, не занятые какой-либо деятельностью, находящиеся в состоянии длительного ожидания Пенсионеры, безработные.

     6. Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Отмечается, что слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.

     При большом спектре причин распространения  и принятия слухов главным является информационный вакуум в значимой для  людей сфере, который заполняется  стихийно или целенаправленной вражеской  пропагандой.

     5. Профилактика и оперативное устранение слухов
 

     Отношение к феномену слухов как таковому существенно  зависит от типа политической власти.

     Тоталитарный  режим нетерпим ко всякому генератору неопределенности в экономической, политической или идеологической сфере. Обычно он ориентирован на идеал централизованного сквозного контроля, воспринимает спонтанность как досадную ошибку управления и стремится выстроить полностью «прозрачную» информационную (равно как политическую и экономическую) систему. В системе такого типа, которая названа командно-административной, слухи — такое же безусловно негативное явление, как, например, частная собственность или предпринимательская инициатива, и задача состоит в том, чтобы освободить общество от этих вредных «пережитков».

Информация о работе Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы