Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:29, доклад
Рассмотрение массовых форм коммуникации, в том числе рекламной, может быть определено как изучение набора различных типов социального взаимодействия. При этом подходе всякая общественная коммуникация характеризуется как явление символического взаимодействия.
Прогресс в развитии новейших средств массовых коммуникаций привел к серьезным изменениям в социокульт
СКРЫТАЯ РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассмотрение массовых форм коммуникации, в том числе рекламной, может быть определено как изучение набора различных типов социального взаимодействия. При этом подходе всякая общественная коммуникация характеризуется как явление символического взаимодействия.
Прогресс в развитии новейших средств массовых коммуникаций привел к серьезным изменениям в социокультурном пространстве и фактически сделал рекламу одним из важных общественных институтов, влияющих как на индивидуальное развитие личности, так и на процессы социальной коммуникации.
Невозможно не согласиться с тем, что реклама стала неотъемлемой частью социальной жизни человека. Современные средства массовой информации, чье развитие определяющим образом повлияло на процессы концентрации, переработки и изменения способов передачи информации, изменили всю систему общественной коммуникации в целом.
Коммерческая реклама за все время своего существования претерпела значительные изменения как функционального, так и формального характера. Сложность разграничения понятий «реклама», «пропаганда», «паблик рилейшнз», а также обилие разновидностей рекламных коммуникаций – вот основные проблемы изучения рекламы с социокультурной точки зрения.
Скрытая
реклама – явление для нашей
страны относительно новое, и до последнего
времени она рассматривалась
в основном с практической точки
зрения. Проблема скрытой рекламы, ее
взаимосвязи с социальными
Уточним, что под скрытой рекламой понимается подача ее под видом объективной информации как редакционного материала. Проблема скрытой рекламы возникает с момента использования СМИ с целью продвижения, т.е. рекламы, товаров1.
1 Черных, А.И. Социология массовых коммуникаций. - М., 2008. - С. 401.
Кроме того, к категории скрытой рекламы может быть отнесена практика публикации или трансляции журналистских материалов, которые выглядят как обычные новости или комментарии, но на самом деле являются оплаченной рекламой, но в данной статье анализируется в первую очередь первый, классический вариант скрытой рекламы2. Наумова, А.В. Основные этапы развития регионального рынка рекламы // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 1. -С. 171-176.
Разработка этой проблемы имеет не только весомое теоретическое, но и большое практическое значение.
Являясь,
с одной стороны, производной
от обычной рекламной
Для наиболее полного раскрытия темы представляется необходимым определить место, роль и специфику скрытой рекламы среди других видов социокоммуникативных процессов.
Скрытая реклама, являясь разновидностью рекламной деятельности, занимает особое место в ряду других видов рекламной коммуникации. Она основана на использовании радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также иной продукции, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Как феномен массовой культуры скрытая реклама – это одна из производных современного информационного общества. Сложность и неоднозначность процессов развития современной скрытой рекламы, неустойчивость терминологии (в том числе и юридической), касающейся этого явления, порождают проблему разграничения понятий, по крайней мере, в том, что касается взаимоотношений скрытой рекламы и паблик рилейшнз. Напомним, что Федеральный закон РФ «О рекламе» определяет скрытую рекламу как один из видов ненадлежащей рекламы, который «оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие». С другой стороны, демонстрация тех или иных торговых марок в кино- или телепродукции, а также в иных художественных произведениях законом не преследуется. Что же касается скрытой рекламы в печатных СМИ, то в основном этим термином называют материалы, имеющие прямое отношение к практике паблик рилейшнз. «Если разделить печатную рекламу на две большие группы – рекламные объявления и рекламные статьи, – то тексты скрытой рекламы по структурно-содержательным признакам соответствуют статьям, однако ориентированы на восприятие их аудиторией в качестве журналистских (публицистических) произведений»3.
3 Журналист. - 2004. - №9. - С. 74.
В силу особенностей своего происхождения и развития скрытая реклама тесным образом связана с целым рядом других рекламных коммуникаций, а также с системой маркетинга и паблик рилейшнз, что придает ее функционированию особую специфику. Сложность и неоднозначность процессов развития современной скрытой рекламы, неустойчивость терминологии (в том числе и юридической), касающейся этого явления, порождают проблему разграничения понятий, по крайней мере в том, что касается взаимоотношений скрытой рекламы и паблик рилейшнз. Обозначим наиболее убедительные точки зрения на то, в чем состоят различия рекламных и PR-материалов: паблик рилейшнз – инструмент менеджмента, а реклама – маркетинга; реклама отличается от PR тем, что открыто спонсируется и оплачивается; эффект паблик рилейшнз, в отличие от рекламного, отсрочен во времени; реклама монологична, паблик рилейшнз диалогичны; цель, достигаемая рекламой, – создание образа фирмы или товара, информирование о них потенциальных покупателей; цель паблик рилейшнз – создание высокой общественной репутации фирмы; в рекламе в качестве канала коммуникации выступает рекламная часть СМИ, а в паблик рилейшнз – редакционная часть4.
Практика упоминания продуктов или их использование до сих пор остается одной из самых распространенных технологий в индустрии product placement. Скрытой рекламой пронизаны все фильмы про агента 007 Джеймса Бонда, считающиеся классикой применения скрытой рекламы в кинематографе. Скрытая реклама самого широкого спектра товаров позволил зрителям узнать все о привычках и вкусах агента британской разведки, исподволь прививая эти же вкусы им. Любая домохозяйка и школьник знают, что Джеймс Бонд водит BMW, носит часы Omega и костюмы от Brioni, предпочитает смешанный, но невзболтанный коктейль из водки с Martini, водку Finlandia, радиотелефоны марки Ericsson, авиакомпанию British Airways, снегоходы SkiDoo, электронику Philips, дорожные аксессуары Samsonite.
4 Гуров, Ф. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети. - М., 2008. - С. 74. 5 Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. - СПб., 2005.
Анализ
теоретических оснований
Следует отметить, что многие практики современного рекламного дела выделяют четыре основные задачи скрытой рекламы: собственно реклама (формирование положительного имиджа), антиреклама, контрреклама и «отстройка» от конкурентов5. Обычно объект такой рекламы - не столько товары или услуги, сколько имидж фирмы в целом, некого деятеля.Скрытая реклама на телевидении «близка к обычному спонсорству, ресурсы его дальнейшего развития ограничены самим форматом телепередачи (все-таки товарные предпочтения того или иного ведущего носят очевидно рекламный характер, в то время как предпочтения того же Джеймса Бонда зомбируют зрителя не так навязчиво и куда более успешно)»6.
6 Ходорыч, А. Телевизионный локомотив // Коммерсантъ-Деньги, 05.06.2004. 7 Мамедов, О.Ю. Невидимые тени «олимпийского солнышка» // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 3. - С. 65-69.
Многочисленность и многовариантность типов, видов и каналов распространения скрытой рекламы, специфика ее функционально-целевой направленности, разнообразие возможных форм и способов применения говорят о несомненной перспективности этого вида рекламы по сравнению с обычной. При более близком рассмотрении функционирования скрытой рекламы в сфере массовой культуры и коммуникации мы обнаруживаем любопытную закономерность. С одной стороны, скрытая реклама возникает для того, чтобы наиболее эффективно в создавшихся социокультурных условиях выполнять только одну функцию – экономическую7. С другой стороны, будучи внедрена в произведения массовой культуры и являясь, в ряде случаев, их неотъемлемой частью, скрытая реклама берет на себя ряд функций, несвойственных другим видам коммерческой рекламной коммуникации. Эти функции она приобретала постепенно, на разных этапах своего развития.
Мировой рынок прямой рекламы во всех видах СМИ близок к достижению пределов роста. Виной тому законодательные ограничения на размещение рекламы, принятые в большинстве развитых стран, а также негативная в целом реакция потребителей на обилие рекламных роликов. Место прямой рекламы занимает реклама скрытая, основным видом которой и выступает продакт плейсмент. По своей сути это явление вполне укладывается в рамки рекламной коммуникации и может быть рассмотрено в качестве одной из ее составных частей. При существующих темпах эволюции и развития массовой культуры и средств массовых коммуникаций этот вид рекламы может стать наиболее масштабным.
Скрытая реклама взаимосвязана с процессами социальной коммуникации. Функциональная направленность и типологические характеристики скрытой рекламы тесно связаны как с аналогичными особенностями других видов рекламной коммуникации, так и с теми социальными и психологическими факторами, которые оказывают влияние на развитие массовой культуры. Развитие рекламного бизнеса в России вызвало возникновение достаточно обширной исследовательской литературы, а также переводных изданий по рекламе, направленных на распространение рекламных технологий. Вместе с тем, следует отметить, что повышение эффективности рекламной деятельности предполагает исследование специфики становления рекламного дела в конкретной стране, а также ее функционирования в социокультурных условиях переходного общества (экономики с незавершенными рыночными преобразованиями)8.
8
Ильясов, Ф.Н. Возможен ли
9 Юсипова, Л. Первые дивиденды российского кино// Время новостей. - №196. - 26.10.2004.
Согласно проведенным исследованиям9, скрытую рекламу в фильме замечают около 80% зрителей. При этом около 70% заявили, что такая реклама их не раздражает. Примерно столько же зрителей смогли восстановить по памяти сюжет, связанный с тем или иным брендом.
Распространение
скрытой рекламы в российском
социально-коммуникативном
10 Ческис, М. Российские режиссеры полюбили снимать коммерческие фильмы // Версия. - №4. - 30.01.2006. 11 Степанов, Е. Скрытая социальная и антисоциальная реклама. // Футурум АРТ. - 2005. - №9. - С. 45.
Отдельные исследователи выделяют и такой вид советской скрытой рекламы, как скрытая социальная реклама. «Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню «Пусть всегда будет солнце!» можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы, например, «Высота», «Девчата», рекламируют новые профессии, образ жизни простого советского гражданина, его характер и основные ценности»11.