Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
 анализ литературы на предмет причин появления дефицита внимания с гиперактивностью;
 рассмотреть этиологию данного синдрома и возможные его проявления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Анализ синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………….…5
1.1 Понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………5
1.2 Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………….6
1.3 Этиология…………………………………………………………………..7
1.4 Критерии диагноза и клинические проявления………………………….9
2. Экспериментальное исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников......................………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СДВГ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности - импульсивности приводят к тому, что ребенок младшего школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/ гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто - с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.).

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как "хулиганское" и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня "гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные" дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/ гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов - антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.


2. Экспериментальное исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников

 

Экспериментальное исследование проводилось у учеников первых классов за три учебных года (2004-2005гг., 2005-2006гг. и 2007г.)

В 2004-2005 учебном году было протестировано два класса общей численностью 45 человека. Общий протокол диагностического исследования на адаптацию представлен в таблице 1 (приложение 1). По результатам исследования диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был выявлен у 12 детей, что составляет 26,7%.

В 2005-2006 учебном году тестирование проводилось в трех классах общей численностью 64 человека. Результаты приведены в таблице 2 (приложение 2). По результатам исследования 19 детей имеют диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», что составляет 29,7%.

В 2007 учебном году обследование проводилось в двух классах численность 44 человека. Результаты обследования приведены в таблице 3 (приложение 3). Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» поставлен 19 детям, что составляет 43,2 %.

По данным результатам можно судить о том, что с каждым годом гиперактивность возрастала.

По итогам проделанной работы можно сказать, что причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть  несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.


список литературы

 

1.      Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Современное состояние вопроса о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Детский доктор. - 1999. - № 5. - С.21-23.

2.      Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.

3.      Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М., 2004.

4.      Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. - 2002. - № 3.

5.      Кучма В. Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 1994.



Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности