Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
 анализ литературы на предмет причин появления дефицита внимания с гиперактивностью;
 рассмотреть этиологию данного синдрома и возможные его проявления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Анализ синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………….…5
1.1 Понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………5
1.2 Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………….6
1.3 Этиология…………………………………………………………………..7
1.4 Критерии диагноза и клинические проявления………………………….9
2. Экспериментальное исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников......................………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СДВГ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)


16

 


содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

1. Анализ синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………….…5

1.1 Понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………5

1.2 Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности……………….6

1.3 Этиология…………………………………………………………………..7

1.4 Критерии диагноза и клинические проявления………………………….9

2. Экспериментальное исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников......................………………….14

Список литературы……………………………………………………….16

приложение………………………………………………………………….17


Введение

 

Актуальность работы: В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем - синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Для нашей страны данный диагноз является достаточно новым, и появился он в связи с вводом в действие Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра. Ранее детей с этим синдромом относили к одной из двух малодифференцированных рубрик пограничной психопатологии -задержка психического развития (ЗПР) или минимальная мозговая дисфункция (ММД) В западных странах и, особенно в США, проблемой СДВГ занимаются давно, и на феноменологическом уровне данный синдром является достаточно хорошо изученным и описанным. Но причины СДВГ и нейродинамические механизмы данного расстройства, как и других сходных с ним состояний остаются до конца не выясненными.

По данным отечественных и зарубежных исследователей распространенность СДВГ среди младших школьников равняется 4-5% от общего количества детей, то есть 1-2 человека в каждом классе общеобразовательной школы.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, страдает школьная успеваемость. Вследствие чего им часто выставляется диагноз ЗПР, в связи с чем, дети с СДВГ имеющие нормальный и даже высокий коэффициент интеллекта (IQ), оказываются в классах коррекции. Не смотря на то, что при создании соответствующих условий, например, при индивидуальном обучении, они способны показывать высокую академическую успеваемость в отличие от детей с ЗПР.
Патопсихологические и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе низкой школьной успеваемости при вышеуказанных состояниях различны. Недостатки внимания, оперативной памяти, повышенные
отвлекаемость и слабость волевого контроля, не смотря на сохранный интеллект, не позволяют детям с СДВГ учиться наравне со сверстниками. У детей же с ЗПР, в частности церебрально-органического генеза, которые составляют основной контингент классов коррекции, страдают не только предпосылки интеллектуальной деятельности (оперативная память, внимание, регуляция произвольной деятельности), но в той или иной мере и непосредственно мыслительные функции (аналитико-синтетические, способность к обобщению, абстрагированию).

Цель работы - исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

      анализ литературы на предмет причин появления дефицита внимания с гиперактивностью;

      рассмотреть этиологию данного синдрома и возможные его проявления;

      на основе анализа провести исследование у детей младшего школьного возраста;

      сделать выводы по результатам исследования.


 


1. Анализ синдрома дефицита внимания и гиперактивности

 

1.1 Понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности

 

Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции".

В 1980г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), - согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием "синдром дефицита внимания/гиперактивности".

Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей младшего школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5% детей младшего школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием.

 

1.2 Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности

 

Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

- синдром дефицита внимания без гиперактивности;

- синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

1.3 Этиология  

 

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно "амнезируются". В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен - гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина. S. Faraone, J. Biederman обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.

Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с нехваткой в ней норадреналина. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов - серотонина и норадреналина.

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе - лишь у 5%.

1.4 Критерии диагноза и клинические проявления

 

Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/ гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:

- наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

- раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

- некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

- симптомы не являются проявлением других заболеваний;

- нарушение обучения и социальных функций.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания/гиперактивности". Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает то, что ему говорят;

- не в состоянии следовать инструкциям;

- не может организовать игру или деятельность;

- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

- часто теряет вещи;

- часто и легко отвлекается;

- бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

- не может играть в "тихие" игры;

- всегда находится в движении;

- очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

- отвечает на вопрос, не выслушав его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности