Школьные проблемы детей: что может НЛП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:49, автореферат

Краткое описание

Школьный психолог осуществляет консультирование представителей педагогического коллектива, родителей, учащихся относительно психологических, психолого-педагогических и управленческих проблем. Типичные вопросы для консультирования — это специфические сложности ученика в обучении, адаптация ребенка к школьным требованиям, коммуникативные конфликты, преодоление синдромов сгорания и угасания у педагогов и т.п. Школьный психолог также оказывает содействие решению вопросов родительской педагогики, иногда занимается семейным консультированием.

Файлы: 1 файл

Школьные проблемы детей.docx

— 31.34 Кб (Скачать)

     Школьные проблемы детей: что может НЛП

     Статья  опубликована в журнале Вестник  НЛП №29.

     Авторы: Наталья Тимофеевна Лобова

     Темы, затрагиваемые в статье: Психотерапия,   Обучение,   Техники НЛП

     Очерчивание проблемы.

     Кому и в каких ситуациях необходимы методы краткосрочного психологического консультирования детей?           

     Школьный  психолог осуществляет консультирование представителей педагогического коллектива, родителей, учащихся относительно психологических, психолого-педагогических и управленческих проблем. Типичные вопросы для консультирования — это специфические сложности  ученика в обучении, адаптация  ребенка к школьным требованиям, коммуникативные конфликты, преодоление  синдромов сгорания и угасания у  педагогов и т.п. Школьный психолог также оказывает содействие решению  вопросов родительской педагогики, иногда занимается семейным консультированием.

       Результатом решения психологом  и его клиентом этих вопросов  должен быть диагностический  вывод относительно особенностей  клиента и сформированной ситуации, а также  положительные изменения  в эмоциональном состоянии и   в  поведении клиента.

     Тем не менее, среди этих вопросов периодически появляются такие, которые требуют  медико-психологической компетенции. Вдобавок для решения части консультативных  вопросов необходимо намного больше времени, чем психолог школы может  на это  выделить.

       Допустим, здоровый ребенок, способный  к обучению в  общеобразовательной  школе, начинает обнаруживать  неврозоподобный или психосоматический симптом. Это может быть школьная тревожность, навязчивые действия, страх и т.п.

     Например,  первокласснику  Саше сразу же «не  понравился» спортивный зал школы, расположенный на 4-м этаже и  имеющий высокие окна. Ребенок  заявил растерянному учителю,  что  помещение зала может обрушиться, и наотрез отказался ходить в  зал на уроки физкультуры. А позднее  Саша даже перестал подниматься на 4-й этаж школы. 

       Изучение вопроса учителем и  школьным психологом показало, что  симптом касается исключительно  школьного помещения. Мальчик  живёт на 3-м этаже, а его  бабушка — на 9-м. Там есть  балконы, Саша выглядывает из  окон и т.п. 

     «Это  «школьный симптом», — объяснил детский психолог в кабинете психоневрологического  диспансера, — ребенок психически здоров, а  страхом мог бы заняться психолог в школе».

     Школьный  психолог, имея специальную подготовку и опыт, оказался несостоятельным  перед этой ситуацией. Родители посчитали, что также исчерпали варианты. Симптом отправлен на «созревание»?  Психотерапевтам известна особенность  психоневрологических  отклонений. Они со временем обрастают дополнительными  симптомами, как снежный ком...

     Таким образом, перед психологом в школе  периодически  возникает проблема дифференцированной диагностики в  направлении: или консультирование здесь и теперь, или же рекомендации  родителям относительно посещения  специалиста или лечебного  учреждения. А второй вариант может вызвать сопротивление со стороны семьи. Ситуация затягивается.  Теряется время, усиливается симптом и т.п.

     Понятной  становится позиция школьного психолога, который старается уменьшить  часть консультативной работы среди  других видов своей деятельности. Он может начать избегать консультирования или проводить его формально, т.е. после диагностической беседы направлять клиента к специалисту-психотерапевту даже тогда, когда симптом является в сущности недавно появившейся реакцией здоровой психики на травмирующую ситуацию.

       В подобных случаях детский  психиатр или психотерапевт   не находит признаков для лечения  ребенка с временными психологическими  отклонениями. Он констатирует психическое  здоровье ребенка и то, что  помощь этому ребенку является  компетенцией практического психолога  или социального педагога. Далее  начинается подключение специалиста  социально-психологической службы, которому также необходимы в  консультировании краткосрочные  методы.

     Еще пример. Школьные медработники и учителя  начальных классов периодически встречаются с проблемой детского страха перед проведением медицинских  процедур. Нам известен случай излечения  от этого симптома на основе способности  ребёнка к подражанию. Учительница  невозмутимо проходила все процедуры  вместе с испуганной ученицей, придерживая  девочку за руку. На избавление ребёнка  от фобии  (способом неявного моделирования)  ушло около двух лет.

     Итак, у  пятиклассника  Вадика появился  навязчивый физиологический симптом. Ученик начал имитировать кашель. Это была реакция на болезненное  медицинское вмешательство. Она  имела защитную функцию. Имитация простуды стала для мальчика средством  избегнуть медицинских процедур.

       Позже покашливание стало проявляться   как внешний признак  любого  неблагоприятного эмоционального  состояния ребенка.  Проходило  время, и покашливание стало  превращаться в защитную реакцию  ученика против критики со  стороны взрослых и педагогических  требований.

     Симптом практически не затронул учебные  и спортивные достижения ученика. И  поведение Вадика оставалось в пределах нормы. Симптом продолжал беспокоить только родителей  и  самого мальчика. Родители, ища помощи, странствовали  от школьного психолога к медицинскому и обратно.  А тем временем Вадик лишь приобретал опыт  общения «вокруг симптома». Понятно, что акценты, сделанные на проблеме, могли сильнее зафиксировать ее в сознании ребенка

     В целом очевидной  становится потребность  психолога школы и практического  детского психолога  как в методах оперативной диагностики временных психологических отклонений, так и в методах оперативного (краткосрочного) консультирования в этих случаях.

       Пути решения проблемы.

     Известно, что нейро-лингвистическое программирование как направление практической психологии отличается технологичностью. В НЛП разработаны универсальные алгоритмы для работы с неблагоприятными психическими состояниями, неврозоподобными симптомами, мотивационными проблемами, вредными привычками и т.п..

     Особенностями психотерапевтических  НЛП-алгоритмов является  следующее:

     ·    последовательность шагов-операций алгоритма  отвечает признакам симптома, его  построению;

     ·  учитываются все временные периоды  жизни клиента: настоящее, прошлое, будущее;

     ·  объединяется работа осознаваемых (язык) и несознаваемых (сенсорные образы) подструктур опыта;

     ·  используется   ресурсный опыт клиента,

     ·    психотип клиента является ориентиром для консультанта при использовании психотерапевтического алгоритма и др.

     Эти особенности и обеспечивают краткосрочность (эффективность) НЛП-консультирования.

     Основой для  консультирования  в НЛП, как известно, является  модель S.C.O.R.E. Происходит анализ симптома в его  развитии и возможностях преобразования: от причины — к положительному результату [3], [5].  Эта система  вопросов дает возможность отделить в опыте клиента патологический симптом от желаемого  положительного результата, т.е. положительных психологических  и поведенческих изменений.

     Вместо  копания в симптоме консультант  с помощью специально выстроенной  беседы  помогает клиенту прожить  полярное (положительное) психо-эмоциональное состояние и тем самым дает ему понимание его собственной способности к саморегуляции. И это происходит на обоих уровнях: осознаваемом  и несознаваемом.

     Важно и то, что технология «причина –  результат» может быть использована  в консультировании в двух вариантах: можно задействовать  полную структуру  или же  лишь «положительную»  часть алгоритма.

     Иначе говоря, психологу доступно вместе с клиентом исследовать симптом как в настоящем времени, так и в прошлых событиях, т.е. историю симптома. Например, покашливание у пятиклассника Вадика впервые появилось в третьем классе перед очередным медицинским обследованием.

     В то же время  консультант может  не исследовать период появления  симптома, а определить проекцию здоровья, благополучия и т.д. в будущем.

     Какими  станут самочувствие и жизнь ребенка  без симптома? [5].

     Как результат оба варианта примененного алгоритма устойчиво переводят  клиента в  ресурсное  эмоциональное  состояние.

     К краткосрочным технологиям, которые  применяет НЛП-консультант, также  относятся: 

     · регуляция психических состояний  человека  с помощью свойств  визуальных, аудиальных и кинестетических  образов (субмодальностей); 

     · положительное и нестандартное переформулирование проблемы  (рефрейминг);   

     · «наложение» полярных  эмоциональных  состояний (коллапс); 

     · объединение в модели поведения  клиента разнообразных ресурсов из других видов деятельности для  восстановления  работоспособности (цепочка якорей) и многие другие [2], [4], [5].

     Нейро-лингвистическое программирование, как известно, описывает и использует психотипы людей как типичные ментальные программы (фильтры восприятия мира и себя в нем), а именно:

     · избирательное  отношение к миру — виды установок;

     · способы мышления, когнитивный стиль;

     · критерии относительно самомотивирования;

     · критерии относительно самооценивания;

     · отношение ко времени;

     · ведущие сенсорные системы;

     · вид активности: проактивность (инициативность) или реактивность;

     · и другие.

     У детей устойчиво проявляются  лишь некоторые из метапрограмм. Большинство  метапрограмм (фильтров) сформируется позже: в подростковом и юношеском  периодах. Понятно, что метапрограммы  будут обнаруживать себя  по-разному, в зависимости от контекста. Скажем, в материально-природных ситуациях  у человека могут работать одни фильтры, а в социальных  ситуациях —  другие.

       Консультант учитывает сформированные  метапрограммы ребенка для уточнения  применяемой технологии. Универсальность  способов НЛП реализуется   с помощью  тщательного приспособления  работы консультанта к особенностям  клиента [5], [6].

     У дошкольников и младших школьников можно продиагностировать методами наблюдения и ситуативного тестирования следующие метапрограммы: ведущую  сенсорную систему,  вид активности (проактивность или реактивность) и др. Это знание помогает сделать консультативную сессию для ребенка эффективной.

     Опыт  применения технологий НЛП в консультировании детей.

     Для работы с детьми дошкольного и  младшего школьного возраста была создана  на основе технологий НЛП и применялась  как  метод (инструмент) игровая  театрализованная метафора.

     В практической детской психологии нового поколения все шире применяется  метод сказкотерапии [1], [7]. Терапевты составляют сказки относительно типичных осложнений у детей.

       В технологиях нейро-лингвистического программирования и недирективного (эриксоновского) гипноза сказки-метафоры не являются унифицированными. Они оказываются уникальными потому, что создаются для отдельного клиента и по его особой жизненной ситуации [1], [3].

     Метафорами  в НЛП являются история, сказка, пример, которые отображают в образной форме  события и ситуации, важные для  человека. Для ребенка полезна  такая  форма метафоры, в которой  задействовано большинство сенсорных  систем. [4], [6].

     Описываемое  игровое театрализованное представление  метафоры в консультационной сессии для ребенка  осуществлялось с  помощью  игрушек, «кукольного театра». Маленький клиент был не столько  зрителем, сколько участником и творцом  процесса. Он, как правило, создавал и маркировал игровое пространство, подбирал героев на семейные и другие  роли, обустраивал места действия,   развивал сюжет. Спектакль, как правило,  охватывал все временные периоды  жизни «героя» (игрушки):  теперешнюю проблему, историю проблемы, желаемое положительное будущее.

Информация о работе Школьные проблемы детей: что может НЛП