Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:13, реферат
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия, нашего “авось само пройдёт”. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье. Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Введение___________________________________________________3
1.Школьная неуспеваемость__________________________________5
Причины возникновения школьной неуспеваемости______________11
2. Способы коррекции школьной неуспеваемости________________12
Заключение_________________________________________________19
Список литературы_____________
3. Преодоление неуспеваемости
осуществляется на основе
Заключение
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Нами выявлены следующие причины школьной неуспеваемости младших школьников: неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.
Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.
Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:
Дифференцированное восприятие;
Аналитическое мышление;
Рациональный подход к действительности;
Логическое запоминание;
Интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
Развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.
И третье: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:
Развитие у детей потребности в общении с другими;
Умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
Способность справляться с ролью школьника.
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:
1) отсутствие существенных
недостатков умственного
2) достаточный культурный
уровень семьи или хотя бы
стремление к достижению
3) материальные возможности
удовлетворения важнейших
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Список литературы.
1. Ананьев
Б.Г. Человек как предмет
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1971.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на Дону., 1973.
4. Бабановский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, № 1
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968
6. Баранов М.Т. Русский язык. Учебник для V-V1 классов. – м., 1984.
7. Богоявленский
Н.Д. Психология усвоения
8. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1989.
9. Вахрушев
С.В. Психодиагностика
10. Выготский Л.С. Проблемы изучения и умственного развития. – Избр. Исслед. – М., 1974.
11. Выготский Л.С. Собр. Соч. Том «Детская психология». – М., 1984.
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// «Психология мышления» (под.ред. А.М. Матюшкина). – М., Прогресс. 1965.
13. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы. – «Известия», 1965, № 2.
14. Гарунов М.Г. Самостоятельная работа учащихся как средство накопления опыта творческой деятельности. – «Советская педагогика». – 1983, № 4.
15. Гильбух Ю.З Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам. – Киев, 1985.
16. Давыдов
В.В. Проблемы развивающего