Школьная успеваемость

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:13, реферат

Краткое описание

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия, нашего “авось само пройдёт”. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье. Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Оглавление

Введение___________________________________________________3
1.Школьная неуспеваемость__________________________________5
Причины возникновения школьной неуспеваемости______________11
2. Способы коррекции школьной неуспеваемости________________12
Заключение_________________________________________________19
Список литературы_____________

Файлы: 1 файл

реферат по ПР.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

    Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.

Таким образом, под неуспеваемостью  понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать психологические  особенности неуспевающих школьников.

Причины школьной неуспеваемости.

Причины неуспеваемости ребенка  в школе могут быть самые разнообразные. И необязательно предполагать главной  причиной "ненормальность" ребенка  или его не старательность. Порой  причины неуспеваемости могут быть обусловлены поведением окружающих, а не самого ребенка или определенная ситуация. В любом случае к вопросу  неуспеваемости надо подходить индивидуально  и решать его не напором, а внимательным изучением причин и их устранением.

Одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению, которая выражается в  трёх разных аспектах.

Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении  ребёнка к школе, к учебной  деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной  устойчивостью.

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:

Дифференцированное восприятие;

Аналитическое мышление;

Рациональный подход к  действительности;

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной  речью и способностью к пониманию  и применению символов;

Развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.

И третье: социально-психологическая  готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:

Развитие у детей потребности  в общении с другими;

Умение подчиняться интересам  и обычаям детской группы;

Способность справляться  с ролью школьника.

 

2. Способы коррекции школьной неуспеваемости

    Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических  систем, в том числе применение  активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного  обучения, информатизация педагогической  деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Педагогическая диагностика  - систематический контроль и  оценка результатов обучения, своевременное  выявление пробелов. Для этого  применяются беседы учителя с  учениками, родителями, наблюдение  за трудным учеником с фиксацией  данных в дневнике учителя,  проведение тестов, анализ результатов,  обобщение их в виде таблиц  по видам допущенных ошибок. Ю.  Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия  - меры по устранению отставаний  в учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На  Западе - группы выравнивания. Преимущества  последних в том, что занятия  в них проводятся по результатам  серьезной диагностики, с подбором  групповых и индивидуальных средств  обучения.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

    Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач  психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У  человека существует врожденная потребность "извлекать смысл из окружающего  нас мира и делать это при произвольном контроле".

    Эта потребность у ребенка может снижаться. Причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто только с точки зрения взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения.

    Бывает, что человек боится осознать свою ошибку, старается защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности.

    Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической коррекции - поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата. Как это сделать - решает специалист (или просто очень заинтересованный взрослый) в каждом случае индивидуально.

   Иногда в качестве программы психологической коррекции предлагаются различные системы развивающих занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Однако более эффективным представляется включение тренинговых упражнений в игровой форме непосредственно в процесс обучения, особенно это важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых учебных предметов.

   Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

   На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

   Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

   При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

   Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.

   Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

    Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

   В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

   Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

   Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные "проработки" со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

    Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии "неуспеваемость" не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

    Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уровне урока, так и вне урока (дополнительные занятия).

     На уроке для неуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.

    На дополнительных занятиях можно предоставлять учащихся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.

   Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты школьной неуспеваемости, ее причины и пути их устранения, можно сделать вывод, что:

1. Неуспеваемость - это как  несоответствие подготовки учащихся  обязательным требованиям школы  в усвоении знаний, развитии умений  и навыков, формировании опыта  творческой деятельности и воспитанности  познавательных отношений.

2. Неуспевающие ученики,  как правило, имеют пробелы  в фактических знаниях и специальных  для данного предмета умениях,  которые не позволяют охарактеризовать  существенные элементы изучаемых  понятий, законов, теорий, а также  осуществить необходимые практические  действия. Наличие пробелов в  навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько,  что ученик не может за отведенное  время овладеть необходимым объемом  знаний, умений, навыков. У неуспевающего  ученика недостаточный уровень  развития и воспитанности личностных  качеств, не позволяющих ученику  проявлять самостоятельность, настойчивость,  организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Информация о работе Школьная успеваемость