Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:44, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;

- рассмотреть исторические корни гуманной педагогики;

- рассмотреть Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики;

- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни»;

- рассмотреть понятия - гуманность учителя, ученика. Идею гуманизации школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики

2. Исторические корни гуманной педагогики

3. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

4. О сущности образования в «Школе жизни»

5. Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

амонашвили.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать, у подростков - в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира - своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении (выборе решений).

В тоже время известно: все прогрессивные образовательные системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться, в первую очередь, духовно. Духовно - значить гуманно. Ведь сама гуманизация не что иное, как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.

Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в  совершенствовании, возрастании внешних  на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. - с. 21 При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.

Идеи гуманизации  затронула школы, вызвав в ней  существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.

Наряду с этим принцип открытости придает школе новый облик и, зачастую, новую структуру. В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа становится более гибкой, разнообразной и адаптированной к потребностям детей.

Одним из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания была М.Монтессори, которая считала, что ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект. Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. - с. 19.

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный  для реализации. Он требует от педагогов  и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности  детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”.

Заключение

Очевидно, что  гуманно-личностный подход к детям  в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как  стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

Именно на грани  тысячелетий в России наступили  эти исторические условия, настал «Момент  истины». И именно сейчас наступило  время подлинно Великой дидактики, время торжества мудрости классики.

Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России -- ее подрастающих поколений.

Понятия Образование  и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.

Список  литературы1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140. 2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

3. Амонашвили  Ш.А. Размышления о гуманной  педагогике. - М., 2001.

4. Амонашвили  Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.

              Если  мы решились устремиться к такой  возвышенной цели – воспитывать  в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.

              Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.

                      Ш.А. Амонашвили 
                       
                       

Учитель начальных классов.

1. Заинтересовалась  гуманной педагогикой, буду больше  изучать. Я стала или точнее  стану немного другим человеком,  по-другому буду мыслить.

2. Я совсем другими глазами теперь взглянула на окружающую себя жизнь, свою педагогическую деятельность. Я теперь буду больше работать над собой.

3. Появился энтузиазм  и желание попытаться реализовать  идеи гуманной педагогики. Огромное  спасибо за эти 5 дней!!! Они повернули мою жизнь в другую сторону!   

      Сказано: «Свет есть невидимое Пламя, которое не горит, но зажигает все, к чему оно прикасается, и дает жизнь». Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили зажигает «лампады» духа в душах людей, пробуждает в них веру, надежду, любовь. И в этом ее истина, сила и жизнь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Харьков: семинар "Гуманно-личностный подход Ш.А.Амонашвили..."  

Источник  
 
05.05.2009 в лекционном зале Харьковского областного Культурного Центра имени Н.К.Рериха Харьковской областной организацией «Центр Гуманной педагогики» (далее Центр) при поддержке Харьковского научно-методического педагогического центра управления образования Департамента по гуманитарным вопросам Харьковского городского совета, с участием методиста ХНМПЦ Н.А. Додусенко, был проведен городской научно-практический семинар для учителей начальных классов: «Гуманно-личностный подход Ш. А. Амонашвили к ученикам в общеобразовательном процессе». Это четвертый семинар, который был проведен Центром для педагогов дошкольного и школьного образования. Основная задача семинаров: раскрытие основных идей, понятий, принципов гуманно-личностного подхода к детям в организации учебно-воспитательного процесса в школе и, прежде всего, - это признание духовного начала в человеке и выстраивание процесса воспитания и образования в соответствии с этим положением. Ш.А. Амонашвили считает главной задачей при этом - преображение учителя. Учитель должен начать изменение с себя, с расширения собственного сознания. Тогда появятся и качественно иные подходы к образованию, новые программы и учебники.  
 
Участниками семинара были учителя начальных классов всех районов города. С докладами выступили: председатель Харьковской областной организации «Центр Гуманной педагогики» Надточий Т.Л.: «Новое научное направление «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе академика Ш.А. Амонашвили»; заместитель председателя Центра Шкутова Н.В.: «Целостное мировоззрение – источник творческого потенциала учителя». Семинар начался с видеопоказа обращения Ш.А. Амонашвили к учителям Украины и закончился просмотром мастер-класса Шалвы Александровича: «Слова-подарки», проведенном с детьми на авторском семинаре в феврале 2009 года в г. Харькове. 
 
 
 
Методист ХНМПЦ Додусенко Н.А. в своём выступлении говорила о больших возможностях использования принципов Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили в реформировании общеобразовательного процесса и отметила роль учителя в становлении личности ребенка в философии Культуры образования Ш.А. Амонашвили. Наталья Алексеевна предложила «Центру Гуманной педагогики» продолжить проведение семинаров в новом учебном году.  
Участники семинара также получили возможность ознакомиться с литературой по Гуманной педагогике и просмотреть открывшуюся выставку репродукций работ уникальной художницы Нади Рушевой. 
 

КУРСЫ «ОСНОВЫ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА  К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 

 
С 8 декабря  по 18 декабря 2008 года состоялись курсы  «Основы гуманно-личностного подхода  к развитию ребенка. «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили» с участием профессора, члена РАО МГПУ, доктора психологических наук Шалвы Александровича Амонашвили (количество слушателей - 55, руководитель курсов Белькович В.Ю.).  

 

Шалва Александрович  познакомил слушателей курсов с авторской  Системой «Школа жизни», способствующей личностному развитию ребенка.

Содержание лекционных занятий включало вопросы, направленные на развитие гуманистически ориентированного профессионального мировоззрения педагогов дошкольного образования и начальной школы:

- Природа в  ребенке. Школа. Воспитание. Образование.

- Общение - сердце  педагогического процесса. Принципы  гуманной педагогики.

- Воспитание  мысли. Авторитет истинный и  мнимый.

- Универсалии  и содержание образовательных  курсов.           

 Практическая  часть включала:

- собственные  импровизации профессора с учащимися  1, 2 и 4 классов                                  МОУ «Лицей № 81» г.Тюмени (показано 4 урока);

- практикумы  со слушателями в двух вариантах:  «Размышления на тему «Свободная несвобода» и «Обсуждение на тему  «Содержательная оценочная деятельность», направленные на   формирование у педагогов умений  разрабатывать индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Возможности решения проблем гуманно-личностного подхода к ребенку представили и преподаватели кафедры, познакомив слушателей с современными технологиями образовательного процесса.

Зачетную работу «Рефлексия  собственного опыта как  средство повышения  педагогической квалификации»   педагоги представили в виде презентации опыта работы по проблеме «Современные возможности  социально-личностного развития дошкольников и младших школьников».

Введение 3 
1. Источники мотивации в процессе обучения 7 
2. Установление гуманных отношений в педагогическом процессе 14 
3. Организация жизни детей на уроке 22 
Заключение 30 
Список использованной литературы 35 Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986. Стр. 40, 51-52, 60, 176. 
 
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: 1983. Стр. 7. 
 
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Москва-Воронеж, 1998. Гл. III, § 3, стр. 160-169; гл. IV, § 1, стр. 183-193, § 2, стр. 193-205. 
 
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996. Гл. IV, § 24, стр. 198-203. Выдержка из работы Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, раз-витие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухо-млинского. 
 
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста 
 
Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. В пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» он обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.  
«Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способ-ствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, ис-ходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания» - пишет Ш. Амонашвили в предисловии.  
Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили « В школу – с шести лет». Ш. Амонашвили считает, что эффек-тивное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьно-го возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на сле-дующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.  
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежно-го. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. 
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нуж-но проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчи-нять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, ко-гда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.  
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, пе-дагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности сообра-жать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его созна-ния. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внут-ренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.  
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нра-вится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чут-кость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. 
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребен-ком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приоб-щая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Информация о работе Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики