Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:44, реферат
Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- рассмотреть исторические корни гуманной педагогики;
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни»;
- рассмотреть понятия - гуманность учителя, ученика. Идею гуманизации школ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики
2. Исторические корни гуманной педагогики
3. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики
4. О сущности образования в «Школе жизни»
5. Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Во-вторых, гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать, у подростков - в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира - своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении (выборе решений).
В тоже время известно: все прогрессивные образовательные системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться, в первую очередь, духовно. Духовно - значить гуманно. Ведь сама гуманизация не что иное, как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.
Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. - с. 21 При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.
Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.
Наряду с этим принцип открытости придает школе новый облик и, зачастую, новую структуру. В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа становится более гибкой, разнообразной и адаптированной к потребностям детей.
Одним из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания была М.Монтессори, которая считала, что ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект. Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. - с. 19.
Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”.
Заключение
Очевидно, что
гуманно-личностный подход к детям
в общеобразовательном
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).
Именно на грани тысячелетий в России наступили эти исторические условия, настал «Момент истины». И именно сейчас наступило время подлинно Великой дидактики, время торжества мудрости классики.
Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России -- ее подрастающих поколений.
Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.
Список литературы1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140. 2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.
Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.
Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.
Ш.А.
Амонашвили
Учитель начальных классов.
1. Заинтересовалась
гуманной педагогикой, буду
2. Я совсем другими глазами теперь взглянула на окружающую себя жизнь, свою педагогическую деятельность. Я теперь буду больше работать над собой.
3. Появился энтузиазм
и желание попытаться
Сказано:
«Свет есть невидимое Пламя, которое не
горит, но зажигает все, к чему оно прикасается,
и дает жизнь». Гуманная педагогика
Шалвы Александровича Амонашвили зажигает
«лампады» духа в душах людей, пробуждает
в них веру, надежду, любовь. И в этом ее
истина, сила и жизнь.
Харьков: семинар
"Гуманно-личностный подход Ш.А.Амонашвили..."
Источник
05.05.2009 в лекционном зале Харьковского
областного Культурного Центра имени
Н.К.Рериха Харьковской областной организацией
«Центр Гуманной педагогики» (далее Центр)
при поддержке Харьковского научно-методического
педагогического центра управления образования
Департамента по гуманитарным вопросам
Харьковского городского совета, с участием
методиста ХНМПЦ Н.А. Додусенко, был проведен
городской научно-практический семинар
для учителей начальных классов: «Гуманно-личностный
подход Ш. А. Амонашвили к ученикам в общеобразовательном
процессе». Это четвертый семинар, который
был проведен Центром для педагогов дошкольного
и школьного образования. Основная задача
семинаров: раскрытие основных идей, понятий,
принципов гуманно-личностного подхода
к детям в организации учебно-воспитательного
процесса в школе и, прежде всего, - это
признание духовного начала в человеке
и выстраивание процесса воспитания и
образования в соответствии с этим положением.
Ш.А. Амонашвили считает главной задачей
при этом - преображение учителя. Учитель
должен начать изменение с себя, с расширения
собственного сознания. Тогда появятся
и качественно иные подходы к образованию,
новые программы и учебники.
Участниками семинара были учителя начальных
классов всех районов города. С докладами
выступили: председатель Харьковской
областной организации «Центр Гуманной
педагогики» Надточий Т.Л.: «Новое научное
направление «Гуманно-личностный подход
к детям в образовательном процессе академика
Ш.А. Амонашвили»; заместитель председателя
Центра Шкутова Н.В.: «Целостное мировоззрение
– источник творческого потенциала учителя».
Семинар начался с видеопоказа обращения
Ш.А. Амонашвили к учителям Украины и закончился
просмотром мастер-класса Шалвы Александровича:
«Слова-подарки», проведенном с детьми
на авторском семинаре в феврале 2009 года
в г. Харькове.
Методист ХНМПЦ Додусенко Н.А. в своём
выступлении говорила о больших возможностях
использования принципов Гуманной педагогики
Ш.А. Амонашвили в реформировании общеобразовательного
процесса и отметила роль учителя в становлении
личности ребенка в философии Культуры
образования Ш.А. Амонашвили. Наталья Алексеевна
предложила «Центру Гуманной педагогики»
продолжить проведение семинаров в новом
учебном году.
Участники семинара также получили возможность
ознакомиться с литературой по Гуманной
педагогике и просмотреть открывшуюся
выставку репродукций работ уникальной
художницы Нади Рушевой.
КУРСЫ
«ОСНОВЫ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОГО
|
С 8 декабря
по 18 декабря 2008 года состоялись курсы
«Основы гуманно-личностного
Шалва Александрович познакомил слушателей курсов с авторской Системой «Школа жизни», способствующей личностному развитию ребенка. Содержание лекционных
занятий включало вопросы, направленные
на развитие гуманистически ориентированного
профессионального - Природа в ребенке. Школа. Воспитание. Образование. - Общение - сердце педагогического процесса. Принципы гуманной педагогики. - Воспитание мысли. Авторитет истинный и мнимый. - Универсалии и содержание образовательных курсов. Практическая часть включала: - собственные
импровизации профессора с - практикумы
со слушателями в двух Возможности решения проблем гуманно-личностного подхода к ребенку представили и преподаватели кафедры, познакомив слушателей с современными технологиями образовательного процесса. Зачетную работу «Рефлексия собственного опыта как средство повышения педагогической квалификации» педагоги представили в виде презентации опыта работы по проблеме «Современные возможности социально-личностного развития дошкольников и младших школьников». |
Введение 3
1. Источники мотивации в процессе обучения
7
2. Установление гуманных отношений в педагогическом
процессе 14
3. Организация жизни детей на уроке 22
Заключение 30
Список использованной литературы 35 Список
литературы 1. Амонашвили Ш.А. В школу –
с шести лет. М.: Педагогика, 1986. Стр. 40, 51-52,
60, 176.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.:
1983. Стр. 7.
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход
к детям. Москва-Воронеж, 1998. Гл. III, § 3, стр.
160-169; гл. IV, § 1, стр. 183-193, § 2, стр. 193-205.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной
педагогике. М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили,
1996. Гл. IV, § 24, стр. 198-203. Выдержка из работы
Многие учителя в своей практике сталкиваются
с проблемой необходимости гуманизации
педагогического процесса. Гуманизм –
это система воззрений, признающая ценность
человека как личности, его право на свободу,
счастье, раз-витие и проявление всех способностей.
Это система, считающая благо человека
критерием оценки социальных явлений,
а принципы равенства, справедливости,
человечности – желаемой нормой отношений
в обществе. Бесценными пособиями для
них являются труды педагогов-новаторов
Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухо-млинского.
Влияние личных качеств учителя в системе
обучения детей младшего школьного возраста
Шалва Александрович Амонашвили – учитель
начальных классов, видный грузинский
ученый, доктор психологических наук,
профессор. В пособии для учителей «Здравствуйте,
дети!» он обобщает результаты своей педагогической
деятельности, своих наблюдений над формированием
личности самых маленьких школьников.
Книга написана в виде рассказа и размышлений
педагога, ставшего организатором увлекательной
школьной жизни малышей. В ней раскрываются
психологические особенности этой возрастной
группы, специфика содержания, форм и методов
обучения и воспитания шестилеток.
«Моя практика работы с детьми и научный
поиск организации их радостной и увлекательной
жизни в школе, творческое и научное содружество
в течение длительного времени со многими
учителями экспериментальных классов
способ-ствовали тому, что у меня сложились
некоторые педагогические убеждения,
ис-ходящие из оптимистических, гуманистических
начал обучения и воспитания» - пишет Ш.
Амонашвили в предисловии.
Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал
эту книгу «педагогической симфонией»,
лейтмотивом которой неизменно остается
любовь к детям, чуткое отношение к нежной
душе ребенка. Эту характеристику можно
отнести и к книге Ш. Амонашвили « В школу
– с шести лет». Ш. Амонашвили считает,
что эффек-тивное осуществление системы
воспитания и обучения детей младшего
школьно-го возраста всецело зависит от
личности учителя. Он обращает внимание
на сле-дующие личностные качества, которые
представляются ему самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие
они есть. Надо одинаково любить и шалуна,
и послушного, и сообразительного, и тугодума,
и ленивого, и прилежно-го. Доброта и любовь
к детям не позволят грубо обращаться
с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство,
не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть
стать на их позицию, принимать их заботы
и дела как серьезные и считаться с ними.
К этим заботам и делам нуж-но проявлять
не снисхождение, а уважение. Понимать
детей – значит не подчи-нять их нашей
власти, а, опираясь на их сегодняшнюю
жизнь, взращивать ростки их завтрашней
жизни. Понимая движения души и переживания
сердца ребенка, его чувства и устремления,
педагог сможет заняться глубинным воспитанием,
ко-гда сам ребенок становится его соратником
в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами,
верить в преобразующую силу воспитания.
Речь идет не о филантропическом оптимизме,
когда, сложа руки, пе-дагог с надеждой
ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит
способности сообра-жать, чтобы потом
заняться его воспитанием, приступить
к развитию его созна-ния. Речь идет о деятельном
оптимизме, когда педагог глубоко вникает
во внут-ренний мир ребенка – и в зависимости
от этого ищет пути воспитания, обучения
и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще
все лучшее, что людям нра-вится в человеке:
и улыбка, и строгость, и сдержанность,
и скромность, и чут-кость, и искренность,
и интеллигентность, и общительность,
и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно.
Он – посредник между ребен-ком и духовными
ценностями прошлых и современных поколений.
Эти ценности, знания, морально-этические
нормы не доходят до детей в стерилизованном
виде, а несут в себе личностные черты
учителя, его оценки. Гуманный педагог,
приоб-щая детей к знаниям, одновременно
передает им свой характер, предстает
перед ними, как образец человечности.
Для ребенка знания не существуют без
учителя, только через любовь к своему
учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает
моральные ценности общества. В младшем
школьном возрасте самый высокий авторитет
для детей – учитель.
Информация о работе Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики