Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:44, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;

- рассмотреть исторические корни гуманной педагогики;

- рассмотреть Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики;

- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни»;

- рассмотреть понятия - гуманность учителя, ученика. Идею гуманизации школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики

2. Исторические корни гуманной педагогики

3. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

4. О сущности образования в «Школе жизни»

5. Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

амонашвили.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные идеи  гуманно-личностной педагогики

2. Исторические  корни гуманной педагогики

3. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной  педагогики

4. О сущности  образования в «Школе жизни»

5. Понятия - гуманность  учителя, ученика. Идея гуманизации школ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В настоящее  время современное российское начальное  образование приобретает развивающий  характер. Гуманизация образования - процесс долгий и трудный. Для  него характерны принципиальные изменения  в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

Начальная школа  является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых - помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей.

Для освоения гуманистических  ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и медико - физиологические особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.

Ознакомление  с основными тенденциями развития начального образования, проблемами преемственности дошкольного и начального образования и подготовкой детей к школе, с разработанными учебно - методическими комплектами для начальной школы - одна из важных задач в системе повышения квалификации.

Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают  антиподом традиционно утвердившейся  в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

Попытаемся проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического  педагогического наследия, краткое представление о тех критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную школу XXI века.

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;

- рассмотреть  исторические корни гуманной  педагогики;

- рассмотреть  Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей  гуманной педагогики;

- рассмотреть  сущность образования в «Школе  жизни»;

- рассмотреть  понятия - гуманность учителя, ученика. Идею гуманизации школ.

1. Основные идеи  гуманно-личностной  педагогики

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое  мышление не есть открытие  современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика  по сути своей есть общечеловеческая  форма и культура мышления, тенденции  которого заложены в природных  функциях человека. Она развивается  не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная  педагогика во главу угла ставит  воспитание личности через развитие  ее духовного и нравственного  потенциала; способствуя раскрытию  и созиданию в ребенке черт  и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная  педагогика принимает идеи классической  философии и педагогики о том,  что ребенок есть явление в  земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный  образовательный процесс строится  на понимании целостности природы  ребенка, ее движущих силах,  раскрытых и научно обоснованных  современной психологией и определяемых  нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного  образовательного (педагогического)  процесса, гуманно-личностного подхода  к ребенку заключается в том,  что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:

Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

1. Уроки познавательного  чтения.

2. Уроки письменноречевой  деятельности.

3. Уроки родного  языка. 

4. Уроки математических  воображений. 

5. Уроки духовной  жизни. 

6. Уроки постижения  красоты. 

7. Уроки планирования  и деятельности.

8. Уроки смелости и выносливости.

9. Уроки о  природе. 

10. Уроки о  мире наук.

11. Уроки общения. 

12. Уроки иностранной  речи.

13. Уроки игры  в шахматы. 

14. Уроки компьютерной  грамотности. Амонашвили Ш.А. Школа  жизни. - М., 2000. - с. 46.

Очевидно, что  работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.

7. Гуманное педагогическое  мышление требует адекватных  понятий, оно непосредственно  связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

8. Гуманно-личностный  подход к воспитанию в современной  российской школе опирается на  глубинную мудрость российского  менталитета от Сергия Радонежского  до В.И. Вернадского; он питается  жизненным источником мировой  педагогической мысли от Конфуция  и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления -- непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

2. Исторические корни  гуманной педагогики

Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных  допущениях составляющих истину для  мировых религий и предмет  для многих духовно-философских  учений. Суть этих допущений в признании  реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию.

«Мир человека -- это неразрывная связь рационального  и иррационального: интуиции, инстинктов, непредсказуемости или нелогичности поведения и т.д. Этот духовный мир, иррациональная сущность человека, принципиально необъяснимы. Можно лишь говорить о том, что влияет на его формирование. И она -- иррациональность человека -- крайне индивидуальна, несмотря на большое количество общих черт у людей, -- писал Н.Н. Моисеев: «Но мир иррационального не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. И что, может быть, самое главное -- наибольшую радость человеку, ощущение полноты и прелести жизни дает как раз иррациональная составляющая его миропредставления, его жизни. И эта важнейшая компонента бытия человека не может не быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества. И мы должны учиться на нее влиять так, чтобы уберечь человечество от деградации»... И отсюда Н.Н. Моисеев делает вывод «...Ключ, способный открыть дверь в будущее человека, окажется синтезом разума и иррационального начала заложенного в людях». Моисеев Н.Н. // Экология и Жизнь. - 1998. № 1. - с. 8.

«Человек был  и на протяжении всей истории остается двойственным существом, сопричастным двум мирам -- высшему Божественному миру, который он в себе отражает, миру свободному, и миру природно-естественному, в который человек погружен, судьбы которого он разделяет и который многими путями действует на человека и связывает его по рукам и ногам настолько, что сознание его затмевается, забывается высшее происхождение его, сопричастность его высшей духовной действительности» (Бердяев Н.А.).

В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что из этих допущений, вытекают три постулата Веры Учителя в ребенка:

1. Ребенок есть  явление в нашей земной жизни,  а не случайность. 

2. Ребенок несет  в себе жизненную задачу -- миссию.

3. Ребенок несет  в себе неограниченную Энергию  Духа. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000. - с. 15.

«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза  ребенка. Вот удивительно четко  сформулированная позиция учителя  «Если Вселенная действительно  беспредельна, а природа не имеет  исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок». Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. - с. 41

Счастлив человек, сумевший реализовать свою миссию. Счастлив учитель, который способствовал  реализации миссии своих учеников.

Ребенок живой  организм, он природоцелостен. Прежде чем говорить об особенностях ребенка  необходимо обратиться к его единству.

Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы  в ребенке.

Внутренняя Космическая энергия -- Природа -- реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.

1. Страсть к  развитию в процессе преодоления  трудностей. Это закон природы.  Он неумолимо действует особенно  в младшем возрасте. Вот почему  так важна педагогическая организация процесса «календарного плана» развития ребенка соответственно с его возрастом «сейчас или никогда».

«Основной факт, с которым встречаемся мы при  подходе к ребенку, это -- развитие. Ребенок есть существо растущее и  развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка». Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. М., 1996. - с. 19.

2. Страсть к  взрослению. «Ты уже взрослый», -- хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький»! «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами -- значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, -- значит лишать его истинного чувства переживания радости детства». Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000. - с. 20.

Информация о работе Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики