Семейные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат

Краткое описание

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, увеличивается число разводов, еще одной современной проблемой является низкий уровень рождаемости. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной плоскости в экономическую, психологическую плоскость.

Оглавление

Введение……………..………………………………………………………...… 3
I. Семья, как малая социальная группа………………………………………… 6
II. Анкетирование на тему «Семейные отношения»……………………...…. 15
Заключение………………………………………………….…………….……. 21

Файлы: 1 файл

Реферат.Семейные отношения.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

       Г. Проблемные семьи, не умеющие сотрудничать, решать общие проблемы.

       Д. Конфликтные семьи - психологическая  несовместимость супругов. Дети в  таких семьях вырастают невротиками. или с нарушением эмоциональной  сферы.

       Е. Педагогически слабые семьи, которые  не в состоянии дать детям первичный  запас знаний. Главное в такой семье одеть и накормить ребенка. Дети педагогически запущенные.

       Ж. Нестабильные семьи - после 3 лет совместной жизни разводятся из-за неудовлетворенности  в отношениях и стремлении перевоспитать  друг друга. У детей из таких семей будет плохое поведение.

       З. Дезорганизованные семьи - уровень  отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.

       7. Структура семьи  по условиям семейной  жизни:

       А. Студенческая. Трудности материальные. Позитив – единство интересов, сплоченность, стремление к общей цели, к будущему.

       Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное - могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается патерн семьи такого типа. 

       8. Структура семьи  по географическому принципу: городская, сельская.

       9. Структура по направленности  удовлетворения потребностей:

       - естественные потребности;

       - интеллектуальная направленность;

       - промежуточный тип.

       10. По количеству  брачных партнеров выделяют:

       семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя

       имеет два варианта: «полиандрия» - (многомужество) и «полигония» (многожёнство).

       11.«Альтернативные стили жизни семьи», к которым относят:

       Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак. 

       12.С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам, выделяют семьи:

       А. Патриархальные (традиционные) отношения, в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж, «отец-кормилец», обеспечивает семью, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена - не работает, воспитывает детей.

       Б. Современные семьи отношения  сочетаются нормами любви, эмоциональной  близостью, взаимоуважение распространяется на всех членов семьи.

       13. По участию в общественной жизни современные семьи делятся на: коллективистские и индивидуалистские.

       Динамика  развития семьи. Семейные роли. Мифы и семейные правила.

       Функции и структура семьи изменяются с течением времени. Классификация  этапов семьи по наличию детей и их развитию (Васильева,1975):

       1.Зарождение  семьи от заключения брака  до рождения первого ребенка.

       2.Рождение  и воспитание детей. Этап заканчивается  с началом трудовой деятельности  детей.

       3.Окончание  выполнения семьей воспитательной  функции, дети самостоятельные.

       4.Дети  взрослые живут с родителями  и хотя бы один ребенок не  имеет собственной семьи.

       5.Супруги  живут одни или с детьми, которые  имеют собственных детей. Целуйко В.М. выделяет периоды в развитии семьи, когда необходимо проявлять больше терпения, избегать опрометчивые поступки и решения. Эти периоды не все семьи благополучно преодолевают:

       - первые дни после брака;

       - 2-3 месяца спустя после начала  супружеской жизни;

       - полгода совместной жизни;

       - год брака;

       - после рождения первого ребенка;

       - интервал 3-5 лет;

       - 7-8 лет;

       - после 12 лет совместной жизни;

       - 20-25 лет совместной жизни.

       Она выделяет 2 кризисных периода. В эти  периоды часты разводы и опрометчевые повторные браки.

       1 критический кризисный период  между 3 и 7 годами при позитивном стечении обстоятельств длится около года. Исчезают романтические отношения, рост разногласий в быту, рост отрицательных эмоций, чувство неудовлетворенности, молчаливый протест, ощущение обманутости, упреков. Психологи рекомендуют ограничить разговоры о супружеских отношениях, избегать обсуждение практических проблем. Говорить о профессиональных интересах. Супруги должны самостоятельно искать выход, вмешательство третьих лиц может усугубить положение.   

       2 кризисный период между 13- 23 годами. Он менее глубокий, но более длительный по времени, чем первый. Он совпадает с возрастом «кризиса середины жизни». Ощущается тяжелый пресс времени, ощущение что человек не успеет сделать все задуманное. Социальное окружение оценивает человека по тому, чего он достиг. Результатом кризиса является выработка нового образа своего «Я», переосмысление жизненных целей. Этот кризис трудное испытание для семьи.

       Классификация семейных ролей:

       1. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.

       2. Романтический партнер: ожидает  душевного согласия, хочет создать  крепкие узы любви, сентиментален.  Чувствует себя обманутым, если  партнер отказывается играть в эти игры.

       3. Родительский партнер: заботится  о другом с удовольствием, воспитывает другого (партнер должен занимать позицию ребенка).

       4.Детский партнер: привносит  непосредственность и радость, но с помощью слабости и беспомощности приобретает власть над другим.

       5. Рациональный партнер: следит  за проявлением эмоций, точно  соблюдает права и обязанности, ответствен и трезв в оценках.

       6.Товарищеский  партнер: хочет быть сотоварищем  и ищет такого же спутника.

       7. Независимый партнер: сохраняет  дистанцию по отношению к партнеру. Избегает интимность и хочет,  чтобы партнер относился с  уважением к его требованиям.

       Ролевые позиции зависят от того, какую  модель брачного союза супруги хотят  создать с учетом личных установок  и своих представлений о роли каждого из них в браке.  

 

        Мифы и семейные правила.

       Мифы – семейные легенды, представляют собой хорошо интегрированные, но неправдоподобные убеждения, которые поддерживают все члены семьи. Эти убеждения не подвергаются никакому сомнению. Цель – поддержание устойчивого состояния семьи. По В.Сатир, семейные нарушения – это следствие существующих мифов и семейных легенд.

       Наиболее  распространенные мифы: счастливые супруги  не спорят; пространственная близость необходима для сплочения семьи; в благополучных браках супруги  все рассказывают друг другу; появление  ребенка разрешит все проблемы; развод выход из конфликта.  

       Семейные  легенды способствующие семейным дисфункциям: все наши дети получают хорошие отметки, учатся в вузах; женщины в нашей  семье немножко сумасшедшие; наша семья  много работает, а другие лодыри.

       Примеры мифов: мать – больной человек; мужчины  – дети; а что скажут люди.

       Семейные  правила – например: дети не должны говорить, когда говорят взрослые; стучи, перед тем как открыть дверь; нельзя есть продукты из холодильника без разрешения мамы.

       Осознание правил позволяет пересмотреть их, переоценить и начать свободную жизнь. 

 

II. Анкетирование на тему «Семейные отношения»

     В выборку исследования вошло 20 человек: 43% мужчин и 57% женщин, в возрасте от 18 до 65 лет состоящих в браке.

     На  начальном этапе нами была разработана  анкета: 

Уважаемый респондент!

Прошу Вас принять участие в анкетировании на тему

  «Семейные отношения». 

1.Пол

 М    Ж

 

2. Возраст

  

3. Род деятельности: ___________________

4.Семейное положение: ________________

5.Это Ваш первый  брак?

ДА          НЕТ

 

6. Есть ли дети в браке?

ДА          НЕТ

 

7. Сколько лет  Вы в браке?

0-3    3-7    7-12    12 и более 
 

8. Какой, по  Вашему мнению, самый подходящий  возраст для вступления в брак?

до 18   18-22   23-28   29-35   после 35 
 

9. Проранжируйте качества Ваш-(его)-(ей) супруг-(а)-(и) от более к менее значимому для Вас:

       понимание

       отношение к детям

       любовь

       заработная плата

       забота

       уважение 

10.Кто в вашей  семье приносит больший доход?

СУПРУГ        СУПРУГА 
 
 

11. Что может  стать причиной конфликта в  вашей семье?

а) измена

б) родственники

в) отсутствие понимания

г) доход супруга 

Ответ: ____ 

12. Имеет ли  ваша семья отдельную жилую  площадь?

       ДА                  НЕТ

      
 

13.Дайте своё определение слову семья:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

БЛАГОДАРИМ  ЗА УЧАСТИЕ!

 

      Следующим этапом стала обработка  данных. Мы получили следующие результаты:

На вопрос «Это ваш первый брак?» ответили:

       100% да.

На вопрос «Есть ли дети в браке?» ответили:

       81% да,

       19% нет.

На вопрос «Сколько лет Вы в браке?» ответили:

       19% 0-3лет,

       19% 3-7лет,

       14% 7-12лет,

       48% 12 и более лет.

На вопрос «Какой, по Вашему мнению, самый подходящий возраст для вступление в брак?»  ответили:

       33% 18-22лет,

       67% 23-28 лет.

В вопросе «Проранжируйте качества Вашего (-ей) супруга (-и) от более к менее значимому для Вас» на первое место поставили:

       38% любовь,

       28% понимание, 

       24% уважение,

Информация о работе Семейные отношения