Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:39, контрольная работа
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития.
1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………..1-4 стр.
2. Семейная педагогика в условиях и основных типах семейного воспитания………………………………………………………....4-10 стр.
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном
процессе………………………………………………………….10-12 стр.
Человек
испытывает воздействие семьи со
дня рождения до конца своей жизни.
Значит, семейному воспитанию свойственны
непрерывность и
Как общество
влияет на семью, создавая определенный
ее тип, так и семья оказывает
немалое влияние на развитие и
образ жизни общества. Семье принадлежит
важная роль в ускорении экономического
и социального развития общества,
в воспитании подрастающего поколения,
в достижении счастья каждым человеком.
В самом
общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях
семьи и школы состоит в
признании необходимости, взаимосвязи,
взаимопреемственности, взаимоподкрепления
и взаимодополнения их воспитательной
деятельности. И то и другое —
это два основных и равноправных
субъекта социального воспитания в
период детства и отрочества. Не
разграничение функций, не снижение
ответственности семьи, а углубление
воспитательного процесса за счет включения
в него педагогического коллектива
— вот единственно правильный
путь повышения качества образования
и воспитания. Только при этом условии
можно обеспечить трудовое обучение
и профессиональную ориентацию учащихся,
выработку у молодежи высоких
нравственных качеств. Родительская общественность
должна чувствовать себя не ;бедным
родственником; педагогического коллектива,
а его соратником при разработке
и реализации конкретных воспитательных
целей и средств, программ педагогических
действий с учетом контингента данного
учебного заведения и его семейно-
- в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);
- в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права);
- в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой - воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов, критериев оценки досуговой информации);
- в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей и подростков, которые его утратили;
- в работе с выпускниками с тем, чтобы поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии оснований для опасений — предупредить переход к нетрудовому образу жизни.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам,— на аналогичные ;сбои; в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или ;директивах; семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Родительская общественность вправе твердо требовать этого от педагогов. Только в таком случае цель школы и цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей. Для современной семьи не менее актуальна проблема стиля отношений между ее членами. В качестве основных семейная педагогика выделяет два противоположных типа семейного воспитания — авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой ;методики; у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха с ранних лет становятся дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова ;можно;, ;надо;, ;нельзя;. Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. В игровых ситуациях у детей формируются инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела. Наказания в таких семьях обычно не применяются — для детей достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический стиль семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.
Информация о работе Семейное воспитание и семейная педагогика