Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:49, реферат

Краткое описание

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.

Оглавление

Введение
Основная часть
- Историческое развитие сознания у человека
- Сознание и мозг
- Развитие сознания
- Психологические характеристики сознания
- “Я-концепция”
- Самооценка
3. Заключение
4. Перечень используемой литературы

Файлы: 1 файл

camocoznanie li4nosti реферат.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

стороны единого  процесса. Человек становится способным  к труду и творчеству,

потому что  он формируется в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с

тем и развитием  слуха, способного ее воспринимать. Зависимость  между ними

двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только отражало, но и обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному воспринимать красоту форм, и к восприятию человека в целом. Изменяя в своей деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его.

В процессе исторического  развития сознания очень существенное место занимает

развитие мышления, с которым, прежде всего, связана сознательность человека.

Основной путь развития мышления, обусловленный развитием  обществен­ной

практики, вел  от наглядного, узко практического  мышления, в котором форма еще

не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предмета, — к

абстрактному, теоретическому мышлению.

В ходе исторического  развития, с развитием науки, происходило  и развитие

научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки — это не два

отдельных, друг от друга независимых процесса, а две взаимосвязанные и

взаимообусловленные стороны единого процесса. Развитие научных форм мышления было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки. Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научного познания и формировалось, развиваясь по мере развития обществен­ной практики. По истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя еще недостаточно использованным материалом. Сюда относятся прежде всего история материальной культуры; история техники также доставляет существен­ные данные по истории мысли.  Обширный материал для характеристики ранних этапов развития мышления заключен в этнографических работах (Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б. Тайлор, Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Они свидетельствуют о значительных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях общественного, культурного развития. Это мышление носит конкретный ограниченный характер в соответствии с уровнем общественной практики этих народов. Слабое еще овладение природой порождает, при попытках выйти за пределы конкретного практического познания окружающей действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические представления.

Оригинальную  трактовку путей развития сознания дал в русской науке А. А.

Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет

качественно различные  ступени в развитии сознания и  вместе с тем в

характеристике  этих ступеней не приходит к такому противопоставлению

примитивного  мышления современному, которое, как  это имеет место в некоторых

концепциях, разрывает  вовсе преемственность исторического  развития сознания.

А.Потебня различает  в этом развитии прежде всего две  основные ступени:

ступень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда

развиваются одновременно формы научного и поэтического мышления. Внутри

последней ступени  Потебня вскрывает, опираясь на тщательный и глубокий анализ

исторического развития грамматических форм русского языка, историческое

развитие форм мысли.

Всякий миф  есть, по Потебне, словесное образование, состоящее из образа и

значения. Основную отличительную особенность мифологического  мышления Потебня усматривает в том, что образ, являющийся субъективным средством познания, непосредственно вносится в значение и рассматривается как источник

познаваемого. Миф  — это метафора, не осознанная как  таковая. Поэтическое

мышление приходит на смену мифологическому, когда  метафора, иносказание

осознается, т. с. образ и значение в слове разъединяются.

Выявляя качественные различия форм мышления, Потебня вместе с тем 1) не

разрывает, внешне не противопоставляет их друг другу  и 2) ищет источник этих

качественных  различий не во внутренних свойствах  сознания самих по себе, а в

тех взаимоотношениях, которые складываются между сознающим  субъектом и

познаваемым им миром.

Проблема исторического  развития человеческого сознания еще  мало разработана

в психологии. Социологические  и этнографические исследования, охва­тывая

психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях

общественного развития, исходили по большей части  из той предпосылки, что

различия между  сознанием этих народов и сознанием  человека на высших стадиях

общественного и культурного развития носят  чисто количественный ха­рактер и

сводятся исключительно  к большему богатству опыта у  последнего. Такова была,

в частности,   точка   зрения   крупнейших   представителей    идущей от Г.

Спенсера социологической  школы — Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера  и др. Ум человека

и деятельность его сознания осуществляются для  этих исследова­телей одними и

теми же неизменными  законами ассоциации на всем протяжении исторического

развития. 

В решительном  противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою концепцию Л. Леви-Брюль. Основные положения его концепции сводятся к

следующему:

1. В процессе исторического развития психика человека изменяется не

только количественно, но и качественно; заодно с содержанием  преобразуется и

ее форма —  сами закономерности, которым она  подчиняется.

2. Эти изменения не выводимы из законов индивидуальной психологии; они

не могут быть поняты, если рассматривать индивида изолированно от

сообщества.

3. Различные формы психики соответствуют различным общественным

формациям; специфический  для каждой общественной формации характер психики

является продуктом  воздействия сообщества; всю психику  индивида определяют

«коллективные представления», которые в него внедряются обществом.

Для правильной оценки этих положений, которые как  будто подчеркивают и

диалектический характер развития сознания, и его социальную

'обусловленность,  нужно учесть, что для Леви-Брюля  социальность сводится к

идеологии.

«Сами учреждения и нравы в основе своей являются не чем иным, как известным

аспектом или  формой коллективных представлений»; к идеологии сводится и

психология, поскольку  она в основном сведена к «коллективным

представлениям», которые в конечном счете являются не чем иным, как

идеологией того сообщества, к которому принадлежит  индивид. Общественные

отношения лежат  для Леви-Брюля в основном в плане сознания. Общественное

бытие — это  для него социально-организованный опыт. Из социальности, таким

образом, выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и

реальное на него воздействие, — выпадает общественная практика. В качестве

единственного источника, определяющего психологию народов на ранних стадиях

социально-исторического  развития,признается лишь их идеология.

На основе одной  лишь религиозной идеологии, вне  связи с практикой,

определяется  у Леви-Брюля психология «примитивного человека». В результате

оказывается, что  все его мышление пралогично и  мистично, непроницаемо для

опыта и нечувствительно  к противоречию. Леви-Брюль этим, собственно говоря,

вообще отрицает у «примитивных» народов подлинное  мышление, способное

«объективно»  отражать действительность. Их трудовую деятельность он пытается

объяснить инстинктом. В результате «примитивный человек» по су­ществу

выпадает, даже как начальная стадия, из умственного  развития человечества,

устанавливается не качественное различие, а полная противоположность двух

структур: нужно  выйти из одной, для того чтобы  войти во внешнюю ей другую.

Всякая преемственность, а не только непрерывность в развитии мышле­ния

разрывается.

В результате у  Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитивный

человек оказывается  соединением двух гетерогенных существ  — животного,

живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию. 

Психологические характеристики сознания 

Первая психологическая  характеристика сознания человека включает ощущение

себя познающим  субъектом, способность мысленно представлять существующую и

воображаемую  действительность, контролировать собственные  психические и

поведенческие состояния, управлять ими, способность  видеть и воспринимать в

форме образов  окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что  человек осознает себя как

отделенное от остального мира существо, готовое  и способное к изучению и

познанию этого  мира, т.е. к получению более или  менее достоверных знаний о

нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к

которым они  относятся, может сформулировать эти  знания, выразить их в словах,

понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить,

воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате

сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность  теряется.

Мысленное представление  и воображение действительности – вторая важная

психологическая характеристика сознания. Она, как и  сознание в целом, тесным

образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и

воображением  говорят обычно тогда, когда они  порождаются и изменяются усилием воли человека.

Представление действительности, отсутствующей в  данный момент времени или

вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как

одна из важнейших  психологических характеристик  сознания. В данном случае

человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего,

от посторонних  мыслей, и сосредотачивает все  свое внимание на какой-либо

идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем  воображении то,

что в данный момент он непосредственно не видит  или вообще не в состоянии

увидеть.

Сознание тесным образом связано с речью и  без нее в высших своих формах не

существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти

сознательное  отражение характеризуется рядом  специфических свойств. Одно из

них – осмысленность  представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно-

понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с

человеческой  культурой.

Информация о работе Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека