Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:49, реферат
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
Введение
Основная часть
- Историческое развитие сознания у человека
- Сознание и мозг
- Развитие сознания
- Психологические характеристики сознания
- “Я-концепция”
- Самооценка
3. Заключение
4. Перечень используемой литературы
стороны единого процесса. Человек становится способным к труду и творчеству,
потому что он формируется в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с
тем и развитием слуха, способного ее воспринимать. Зависимость между ними
двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только отражало, но и обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному воспринимать красоту форм, и к восприятию человека в целом. Изменяя в своей деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его.
В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает
развитие мышления, с которым, прежде всего, связана сознательность человека.
Основной путь развития мышления, обусловленный развитием общественной
практики, вел от наглядного, узко практического мышления, в котором форма еще
не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предмета, — к
абстрактному, теоретическому мышлению.
В ходе исторического развития, с развитием науки, происходило и развитие
научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки — это не два
отдельных, друг от друга независимых процесса, а две взаимосвязанные и
взаимообусловленные стороны единого процесса. Развитие научных форм мышления было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки. Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научного познания и формировалось, развиваясь по мере развития общественной практики. По истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя еще недостаточно использованным материалом. Сюда относятся прежде всего история материальной культуры; история техники также доставляет существенные данные по истории мысли. Обширный материал для характеристики ранних этапов развития мышления заключен в этнографических работах (Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б. Тайлор, Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Они свидетельствуют о значительных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях общественного, культурного развития. Это мышление носит конкретный ограниченный характер в соответствии с уровнем общественной практики этих народов. Слабое еще овладение природой порождает, при попытках выйти за пределы конкретного практического познания окружающей действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические представления.
Оригинальную трактовку путей развития сознания дал в русской науке А. А.
Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет
качественно различные ступени в развитии сознания и вместе с тем в
характеристике этих ступеней не приходит к такому противопоставлению
примитивного мышления современному, которое, как это имеет место в некоторых
концепциях, разрывает
вовсе преемственность
А.Потебня различает в этом развитии прежде всего две основные ступени:
ступень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда
развиваются одновременно формы научного и поэтического мышления. Внутри
последней ступени Потебня вскрывает, опираясь на тщательный и глубокий анализ
исторического развития грамматических форм русского языка, историческое
развитие форм мысли.
Всякий миф есть, по Потебне, словесное образование, состоящее из образа и
значения. Основную
отличительную особенность
познаваемого. Миф — это метафора, не осознанная как таковая. Поэтическое
мышление приходит на смену мифологическому, когда метафора, иносказание
осознается, т. с. образ и значение в слове разъединяются.
Выявляя качественные различия форм мышления, Потебня вместе с тем 1) не
разрывает, внешне не противопоставляет их друг другу и 2) ищет источник этих
качественных различий не во внутренних свойствах сознания самих по себе, а в
тех взаимоотношениях, которые складываются между сознающим субъектом и
познаваемым им миром.
Проблема исторического развития человеческого сознания еще мало разработана
в психологии. Социологические
и этнографические
психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях
общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что
различия между сознанием этих народов и сознанием человека на высших стадиях
общественного и культурного развития носят чисто количественный характер и
сводятся исключительно к большему богатству опыта у последнего. Такова была,
в частности, точка зрения крупнейших представителей идущей от Г.
Спенсера социологической школы — Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера и др. Ум человека
и деятельность его сознания осуществляются для этих исследователей одними и
теми же неизменными законами ассоциации на всем протяжении исторического
развития.
В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою концепцию Л. Леви-Брюль. Основные положения его концепции сводятся к
следующему:
1. В процессе исторического развития психика человека изменяется не
только количественно, но и качественно; заодно с содержанием преобразуется и
ее форма — сами закономерности, которым она подчиняется.
2. Эти изменения не выводимы из законов индивидуальной психологии; они
не могут быть поняты, если рассматривать индивида изолированно от
сообщества.
3. Различные формы психики соответствуют различным общественным
формациям; специфический для каждой общественной формации характер психики
является продуктом воздействия сообщества; всю психику индивида определяют
«коллективные представления», которые в него внедряются обществом.
Для правильной оценки этих положений, которые как будто подчеркивают и
диалектический характер развития сознания, и его социальную
'обусловленность, нужно учесть, что для Леви-Брюля социальность сводится к
идеологии.
«Сами учреждения и нравы в основе своей являются не чем иным, как известным
аспектом или формой коллективных представлений»; к идеологии сводится и
психология, поскольку она в основном сведена к «коллективным
представлениям», которые в конечном счете являются не чем иным, как
идеологией того сообщества, к которому принадлежит индивид. Общественные
отношения лежат для Леви-Брюля в основном в плане сознания. Общественное
бытие — это для него социально-организованный опыт. Из социальности, таким
образом, выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и
реальное на него воздействие, — выпадает общественная практика. В качестве
единственного источника, определяющего психологию народов на ранних стадиях
социально-исторического развития,признается лишь их идеология.
На основе одной лишь религиозной идеологии, вне связи с практикой,
определяется у Леви-Брюля психология «примитивного человека». В результате
оказывается, что все его мышление пралогично и мистично, непроницаемо для
опыта и нечувствительно к противоречию. Леви-Брюль этим, собственно говоря,
вообще отрицает
у «примитивных» народов
«объективно» отражать действительность. Их трудовую деятельность он пытается
объяснить инстинктом. В результате «примитивный человек» по существу
выпадает, даже как начальная стадия, из умственного развития человечества,
устанавливается не качественное различие, а полная противоположность двух
структур: нужно выйти из одной, для того чтобы войти во внешнюю ей другую.
Всякая преемственность, а не только непрерывность в развитии мышления
разрывается.
В результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитивный
человек оказывается соединением двух гетерогенных существ — животного,
живущего инстинктом,
и мистика, создающего идеологию.
Психологические
характеристики сознания
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение
себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и
воображаемую действительность, контролировать собственные психические и
поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в
форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как
отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и
познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о
нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к
которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах,
понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить,
воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате
сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная
психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным
образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и
воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или
вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как
одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае
человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего,
от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо
идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то,
что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии
увидеть.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не
существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти
сознательное
отражение характеризуется
них – осмысленность
представляемого или
понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с
человеческой культурой.
Информация о работе Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека