Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:49, реферат
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
Введение
Основная часть
- Историческое развитие сознания у человека
- Сознание и мозг
- Развитие сознания
- Психологические характеристики сознания
- “Я-концепция”
- Самооценка
3. Заключение
4. Перечень используемой литературы
Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными
фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий,
отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в
тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности отдельных
центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического
параллелизма.
Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается
возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие
получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.
Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития
архитектоники
коры. Примененный впервые К.
Н.А.Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития
выступает деление коры большого мозга на три основные зоны:
1) изокортекс,
2) аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс,
3) определяющую алло- и изокортекс межуточную область.
Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание
заключить, что оно имеет существенное значение.
Классическая локализованная теория в настоящее время основательно
поколеблена исследователями Х.Джексона, Г.Хэда, работами К.Монакова,
Х.Гольдштейна, К.Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о
многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в
классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с
расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой
стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением
различных участков.
При оценке обоснованности выводов традиционной локализационной теории нужно учесть, что методом экстирпации на основе поражения различных участков коры могли быть установлены лишь “центры нарушения”, а не центры функционирования в собственном смысле. Из того факта, что поражение определенного поля влечет за собой нарушение определенной функции, следует, что это поле играет существенную роль в выполнении данной функции; но это не означает, что оно является “центром”, который сам продуцирует эту функцию, и что в ней не участвуют другие поля.
Это положение особенно решительно проводил против классического учения о
локализации К.Монаков. Как указал Монаков и подтвердил К.Лешли, значительные повреждения и других участков коры помимо тех, с поражением которых в первую очередь связано нарушение высших интеллектуальных функций, также влечет за собой их нарушение, хотя и не столь глубокое. С другой стороны, и при разрушении основных для данной функции участков остальная часть коры по
истечении некоторого времени до известной степени компенсирует дефект,
принимая на себя замещающую роль.
Особенно существенное значение для локализационной проблемы имеет
функциональная многозначность гистологически определенных полей коры. Даже
разделению коры на отдельные сенсорные и моторные участки нельзя придавать
абсолютного значения.
Вся кора функционирует как
аппарат, в котором имеется лишь местное преобладание одной из двух
функциональных сторон – двигательной или сенсорной. Дифференциация
функциональных особенностей связана с преобладающем развитием в данной
области одного из двух основных слоев коры.
В сложные психические функции у человека вовлечена значительная часть коры
или вся кора, весь мозг как единое целое, но как целое и функционально, и
гистологически
качественно
Каждая его
часть вовлечена в целостный
процесс более или менее
образом. Для сложных интеллектуальных функций не существует “центров”,
которые бы их продуцировали, но в осуществлении каждой из них определенные
участки мозга играют особенно существенную роль. Для интеллектуальной
деятельности особенно существенное значение имеют доли третьей лобной
извилины, нижней теменной и отчасти височной, поскольку их поражение дает
наиболее серьезные нарушения высших психических процессов. Функциональная
многозначность обусловлена еще тем, что психическая функция связана не с
механизмом, а с его динамически изменяющемся состоянием или с протекающими в ней нейродинамическими процессами в их сложной “исторической”
обусловленности.
Полное разрешение всех противоречий между исследователями по вопросу о
функциональной
локализации может быть достигнуто
лишь на основе генетической точки зрения.
Степень дифференциации коры и распределения
функций между различными ее участками
на разных ступенях развития различна.
Так, у птиц, которых изучал М.Ж.П.Флуранс,
отрицавший всякую локализацию, еще никакой
локализации в коре, по-видимому, не существует.
У средних млекопитающих, у собак, кошек,
как установили опыты И.П.Павлова и Л.Лучиани,
с переслаиванием различных зон некоторая
локазизация уже несомненно налицо; однако
она еще очень относительна: различные
зоны переслаиваются.
Развитие
сознания
Первой
предпосылкой человеческого
мозга. Но самый мозг человека и вообще его природные особенности – продукт
исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает
основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон
биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении о единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности — практической и теоретической — предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития — единство строения и функции — получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, ею сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой — материальной и духовной — культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и развивались; будучи
предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание
является и ее продуктом.
Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей
человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным
процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности.
Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и
первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение
человека к природе.
В трудовом действии, поскольку оно направляется на производство предмета, а
не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной
стороны, предмет, который является целью действия, с другой — побуждение. Это
последнее перестает
действовать как
предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и собственной деятельности. Выделение этого отношения происходит в процессе
длительного исторического развития. Разделение труда с необходимостью
приводит к тому, что деятельность человека непосредственно направляется на
удовлетворение не собственных потребностей, а общественных; для того чтобы
были удовлетворены его потребности, человек должен сделать прямой целью своих
действий удовлетворение общественных потребностей. Таким образом, цели
человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его
потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые.
Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и
формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от
него объекта и отношение к нему субъекта.
В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей,
происходит их развитие, изменение, уточнение первоначальных потребностей и
развитие новых.
Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и
ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься,
побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может
превратиться в потребность. И именно в результате общественной деятельности
потребности человека становятся подлинно человеческими.
В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями
существенную роль играют и интересы. Под интересами в общественной жизни
разумеют то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена
того или иного народа, класса, как личности. Будучи осознанными, интересы, в
этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятельности
человека.
Определенную роль в мотивации деятельности человека играют и интересы в том
специфическом смысле этого слова, который оно приобрело в психологии, в
смысле, связывающем его с любознательностью, потребностью что-либо узнать о
предмете; интерес в этом смысле — это мотив «теоретической», познавательной
деятельности. Развитие интересов к науке и технике, к литературе и искусству
шло у человечества вместе с историческим развитием культуры. По мере того как
создавались новые области науки, порождались и новые научные интересы. Будучи
мотивом, источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с
тем ее продуктами.
С историческим развитием потребностей и интересов связано и развитие
человеческих способностей. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных задатков в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Деятельность человека, предполагая наличие у человека определенных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая
материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем
формирует и свои способности. Производство продуктов практической и
теоретической деятельности человека и развитие его способностей — две
взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие
Информация о работе Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека