Руководство и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в многостороннем изучении личности современного руководителя с точки зрения психологии.
В процессе работы предстоит рассмотреть понятие руководителя, требования, предъявляемые к современному руководителю, определить качества современного лидера.

Оглавление

1. Введение
2. Руководство и лидерство.
2.1. Понятие о руководстве
2.2. Стиль руководства
2.3. Личность руководителя. Культура общения руководителя.
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложения

Файлы: 1 файл

Руководство и лидерство.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

О человеке можно  судить  по тем вещам, предметам,  которые он создал сам. У руководителя предприятия – это деловые бумаги. Важно учитывать и форму, и содержание.

 Теоретики предлагают  способы формирования вербального  имиджа: «разговаривать, а не говорить», «говорить  то,  что хотят  услышать», использовать нормированную речь, одобряемую обществом. На становление позитивного вербального имиджа влияют темп, выразительность, четкость устной речи. Невербальный;  поведенческий имидж создается на основе изучения и учета воздействия жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве. При становлении положительного имиджа необходимо сдерживать то поведение или действия, которые выдают негативные стороны характера, и преподносить те, что доставляют удовлетворение партнеру по общению. Учитывать, что привлекает людей положение тела, при котором корпус повернут к собеседнику, лицо проникнуто вниманием, взгляд доброжелательный, отсутствуют негативные положения рук, ставящие барьер в общении. Формированию невербального имиджа способствуют тренированность, ведение здорового образа жизни, преодоление вредных привычек.   Руководитель обязательно устанавливает для себя режим дня, складывающийся из таких элементов, как физическая культура, личная гигиена, трудовая и социальная деятельность, досуг, поскольку важным, по Платону, являются здоровье и красота души и тела.

Таким образом,  содержание работы  руководителя является весьма многогранным. На практике  удельный вес каждой из перечисленных  черт может быть различным, что зависит от целей организации и от положения самого  руководителя. Авторитет  современного руководителя ныне опирается не на традиционный статус начальника, а прежде всего на него самого, как на человека со всеми его качествами 
Заключение

 

 Руководители  – наиболее ценный ресурс любого  предприятия.

Именно руководитель организации как профессиональный менеджер в большей степени, нежели собственник, определяет сегодня функционирование государственной экономики в целом. Это не имеет прямого отношения к теме  проведённого исследования, однако подтверждает ранее отмеченную необходимость гораздо большего внимания и отдельного подхода со стороны науки управления именно к этой категории управляющих.

На основе анализа  требований, предъявляемых к руководителю и содержания его труда, можно выделить характерные черты руководителя организации:

1. Руководитель - глобальный стратег, которому  должно быть присуще понимание  того, как управлять в конкурентной  среде.

2. Руководитель - человек с технологической настройкой, признающий и понимающий значение технологий, в первую очередь информационных, обеспечивающих принципиально новый уровень управления за счет высокой скорости получения и передачи информации и повышения качества, обоснованности принимаемых решений.

3. Руководитель - политик, то есть человек,  который обязан строить свою  работу с учетом большого количества  внерыночных факторов, отражающих  новый характер взаимоотношений  с другими организациями в  условиях глобализации экономики.

4. Руководитель - лидер и новатор, то есть человек в организации, который является образцом для других, не боится оправданного риска и проявляет качества предпринимателя.

Быть менеджером и быть лидером  в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный уровень власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности,  уметь предвидеть и разрешать конфликтные ситуации.

 Подводя итог  данного исследования можно сделать следующий вывод.  Интеллектуальные и творческие  способности современного руководителя, его психофизические характеристики оцениваются всё более жёстко, требования к руководителю  усложняются.  Поэтому потребность в обучении руководящего состава российских предприятий сегодня стала особенно острой. Результатом обучения руководителей должно стать не только усвоение новых знаний, но и изменение установок и моделей поведения.

 Современному руководителю следует стремиться к новой управленческой культуре. Суть её - отход от управленческого  рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно изменяющимся требованиям внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 1999.-584с.
  2. Кричевский Р. Л. . Если Вы – руководитель. Элементы психологии и менеджмента в повседневной  работе.- М : Дело, 1993- 352 с.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.  Основы менеджмента./  Пер.с англ.- 2-е изд.- М.: Дело, 2004.-800с.
  4. Ниссинен Й.,  Войтилайнен Э. Время руководителя : эффективность использования / Пер. с фин.- М: Экономика, 1988- 192 с.
  5. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М: Инфра – М, 2003, 192 с.
  6. Рапмендик Д.М. Управленческая психология : Учебник.- М : Форум – Инфра-М, 2006- 256 с.
  7. Семёнов  А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса : Учебное пособие.- М:  «Дашков и К».- 276 с.
  8. Шипунов В.Г,  Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности.- М: Высшая школа, 2000- 304 с.

Статьи.

  1. Горчакова В. Мифология женской карьеры// Управление персоналом, 2003, №3.- с. 54--56.
  2. Жуковский И. Стиль руководителя// Управление персоналом, 2005, № 5.- с.61-65.
  3.   Коноваленко М.Ю. Один руководитель – два направления//Управление персоналом.-2005., № 9 /10.-с. 78-80
  4. Родина Л. Управленческий труд в новых экономических условиях // Человек и труд, 2005, №4.- с.87-88.
  5. Шекшня С.В. Лидерство в современном бизнесе -М:ЗАО «Бизнес-школа», 2003- 63 с. 

Приложение 1.

Опросник для  определения стиля руководства

 

Инструкция:

Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «А», «Б», «В». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой

 №

 А

Б

В

1

Требует, чтобы о всех  делах  докладывали именно ему

 Старается   всё решать вместе с подчинёнными, единолично решает только самые срочные вопросы.

 Некоторые  важные дела решаются практически  без участия руководителя, его  функции выполняют другие.

2

 Всегда что – нибудь приказывает,  но никогда не просит.

 Приказывает  так, что хочется выполнить

 Приказывать  не умеет

3

 Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами

 Ему безразлично  кто у него работает

Он добивается от сотрудников безотказного исполнения и подчинения

4

 Его интересует  только выполнение задачи, а не  отношение людей друг к другу

 В работе  не заинтересован, подходит к делу формально.

 Решая бизнес-задачи  старается создать хорошие отношения  в коллективе.

5

Наверное ,он консервативен, так как боится нового

 Инициатива  сотрудников руководителем не  принимается

 Способствует  тому, чтобы сотрудники работали самостоятельно.

6.

 На критику  обычно не обижается, прислушивается  к ней.

 Не любит  когда его критикуют и не  старается скрыть это.

 Критику  выслушивает, даже собирается  принять меры, но ничего не  делает.

7

 Складывается  впечатление, что он боится отвечать за свои действия, желает  уменьшить свою ответственность.

 Ответственность  распределяет между собой и  сотрудниками.

 Руководитель  единолично принимает решения  или отменяет их.

8

 Регулярно  советуется с сотрудниками, особенно  с опытными работниками.

 Сотрудники  не только советуют, но и   могут дать указание своему  руководителю.

 Не допускает,  чтобы сотрудники ему советовали, более того возражали.

9

 Обычно советуется  с нижестоящими сотрудниками.

 Регулярно  общается с сотрудниками, говорит  о положении дел в коллективе, предстоящих трудностях.

 Для выполнения  какой- либо работы ему нередко  приходиться уговаривать своих  сотрудников.

10

 Всегда обращается  с подчинёнными вежливо, доброжелательно.

 В обращении  с подчиненными  часто проявляет  равнодушие.

 По отношению  к подчинённым часто бывает  нетактичным и даже грубым.

11

 В критических  ситуациях руководитель плохо  справляется со своими обязанностями.

В критических  ситуациях, как правило, переходит  на более жёсткие методы руководства.

 Критические ситуации не изменяют  способа его руководства.

12

 Сам решает  вопросы, даже те, с которыми  не совсем хорошо знаком.

 Если чего- то не знает, не боится этого  показать и обращается за помощью  к другим.

 Он не  может действовать сам, а ждёт  « подталкивания» со стороны.

13

 Пожалуй,  он не требовательный человек

 Он требователен, но одновременно и справедлив.

 О нём  можно сказать, что он бывает  слишком строгим и даже придирчивым

14

 Контролируя  результаты, всегда замечает положительную  сторону, хвалит подчинённого.

 Всегда очень  строго контролирует работу.

 Контролирует  работу от случая к случаю.

15

 Умеет поддерживать  дисциплину и порядок

 Часто делает  замечания, выговоры.

 Не может  влиять на дисциплину.

16

 В присутствии  руководителя подчинённым приходится работать в напряжении

 С руководителем  работать интересно.

 Подчинённые  представлены сами себе.


 

  Регистрационный бланк к опроснику.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 А

                               

 Б

                               

В

                               

 

Ключ опросника.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 А

 Д

Д

К

Д

П

К

П

К

Д

К

П

Д

П

К

К

Д

 Б

К

К

П

П

Д

Д

К

П

К

П

Д

К

К

Д

Д

К

В

 П

П

Д

К

К

П

Д

Д

П

Д

К

П

Д

П

П

П


Порядок расчетов

Необходимо подсчитать наибольшее количество ответов по трем стилям руководства, сложив количество «+» по каждому компоненту:

 Д - директивный компонент;

 П- попустительский стиль

      К –  коллегиальный стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Схема « Особенности труда, черты и свойства  руководителя»

                                              

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Уральский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Кафедра «УСЭС»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине Педагогика и психология

 

 

 

 

 

  Проверил                                                                         Выполнил

  к.п.н., доцент                                                                   студент

                                     гр. СЖД/у 328

  Семенко И.Е.                                                                    шифр  08-СЖД/у-697

                                                                                               Шейпак М.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2010

 

 

 

1 Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 1999.-с.45

2 Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1999.с.. 20.

3 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. с. 65.

4 Горчакова В. Мифология женской карьеры// Управление персоналом, 2003, №3.- с. 54--56.

  1. Жуковский И. Стиль руководителя// Управление персоналом, 2005, № 5.- с.65.

6 Рапмендик Д.М. Управленческая психология : Учебник.- М : Форум – Инфра-М, 2006- 78 с


Информация о работе Руководство и лидерство