Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:11, контрольная работа
Цель настоящей работы заключается в многостороннем изучении личности современного руководителя с точки зрения психологии.
В процессе работы предстоит рассмотреть понятие руководителя, требования, предъявляемые к современному руководителю, определить качества современного лидера.
1. Введение
2. Руководство и лидерство.
2.1. Понятие о руководстве
2.2. Стиль руководства
2.3. Личность руководителя. Культура общения руководителя.
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложения
Содержание
2.1. Понятие о руководстве
2.2. Стиль руководства
2.3. Личность руководителя. Культура общения руководителя.
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложения
Введение
В современных экономических условиях руководитель организации является не просто менеджером в структуре управления, а ключевым, основным и решающим фактором функционирования организации. Этим и обусловлены специфическая трудовая функция и психологические особенности статуса руководителя, изучению которых посвящена данная работа.
Психологическое познание столь же
древне, как сам человек. В последнее
время растет интерес к вопросам
человеческого поведения и
Актуальность темы «Руководство и лидерство» объясняется тем, что современные руководители должны проявлять незаурядные способности и предприимчивость Особые место и роль менеджеров в организации предъявляют специальные требования к их профессионализму и личностным качествам, которые не одинаковы на разных уровнях управления.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Цель настоящей работы заключается в многостороннем изучении личности современного руководителя с точки зрения психологии.
В процессе работы предстоит рассмотреть понятие руководителя, требования, предъявляемые к современному руководителю, определить качества современного лидера.
Сочетание теории и практики позволяет «навести мосты» между теоретическими рекомендациями и повседневными ситуациями, с учетом требований которые предъявляются к современному руководителю.
Необходимо сразу отметить, что в трудах отечественных и зарубежных ученых в области организации и теории управления, независимо от их принадлежности к той или иной школе, фигура первого руководителя организации практически не выделяется. В их исследованиях речь идет об администраторах, руководителях и менеджерах, под этими терминами понимается управленческий персонал компании. При этом основное внимание уделяется общим методологиям управления, используемым любым управленцем, независимо от его принадлежности к тому или иному уровню иерархии структуры управления в организации.
Что касается руководителя организации, то в абсолютном большинстве трудов он представляется как один из членов команды менеджеров, стоящий во главе управленческой структуры, выполняя при этом те же самые функции управления, что и другие менеджеры, только на самом верхнем, общеорганизационном уровне. В советской литературе отличия между директором и другими членами административного состава предприятия не выделяются вовсе.
Рассмотрим несколько характеристик, наиболее сильно иллюстрирующих особенную, исключительную функцию руководителя организации.
Основные особенности заключаются в том, что руководитель является фактическим представителем работодателя (и соответственно учредителей, акционеров, собственника имущества). Выполняя внутри организации функции работодателя, он представляет противоположную сторону во взаимоотношениях с работниками организации, в том числе и с другими членами управленческого персонала. Однако в то же самое время руководитель является работником организации. В психологии управления указанную двойственность статуса руководителя называют одним из проявлений феномена маргинальности1
Кроме того, руководитель представляет юридическое лицо во взаимоотношениях с внешними для организации субъектами-контрагентами, государственными органами и т.п. Следует отметить также, что руководитель организации - это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части.
Согласно взглядам школы научного управления, деятельность руководителя организации, равно как и любого другого управленца, могла быть представлена как процесс, состоящий из совершенно определенных стадий, характеризующийся возможностью научного, математического описания, моделирования и оптимизации. Причем в наличии этих характеристик процесс управления организацией в целом абсолютно схож не только с другими процессами управления в организации, но и с производственными, коммерческими и другими процессами. При этом задача руководителя заключается в том, чтобы выработать, описать этот оптимальный процесс управления и в дальнейшем следовать ему.
Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950) имела в качестве основной своей цели разработку универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций. Соответственно и в руководителе организации классическая теория видела лишь менеджера, выполняющего на основании универсальных принципов, равно как и любой другой руководитель, основные управленческие функции с тем лишь отличием, что эти функции охватывают организацию в целом.
Основоположником административной школы Анри Файолем, было выделено шесть категорий работ по управлению промышленной компанией: а) технико-производственная деятельность; б) коммерческая деятельность; в) финансовая деятельность; г) техника безопасности; д) учет; е) чисто административная деятельность. Под чисто административной деятельностью ученый понимал совокупность пяти составляющих: планирование, организация, руководство, координация, контроль.
Основным достижением А. Файоля считают обоснование точки зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций: целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др. Универсальность этого процесса заключается, в том, что эти функции присущи деятельности руководителя любого уровня - как деятельности по руководству организацией, так и работе менеджеров низшего звена.
Ограниченность
подхода административной (классической)
школы, равно как и школы научного
управления, видится в явной недооценке
социальных, психологических и
Школы человеческих отношений (1930 - 1950) и поведенческих наук базировались на осознании необходимости полного учета человеческого фактора в управленческих процессах организации. Можно согласиться с основными позициями этих школ, заключающимися в утверждении, что сильными факторами эффективного труда и управления являются не только причины экономического и организационного характера. Важны также и психологические факторы, такие как личностные отношения, мотивация, потребности, учет целей и намерений работников. И это утверждение в полной мере имеет отношение к любому управленцу, в том числе и к руководителю организации.
Если взять за основу определение понятия "управление", данное наиболее крупным представителем школы человеческих отношений М.П. Фоллет, можно сформулировать такое определение понятия "управление организацией": управление организацией - обеспечение руководителем организации выполнения возложенных на организацию задач и достижение поставленных целей посредством руководства работниками организации.2
Школа количественных методов управления (1950 - по настоящее время) акцентировала свое внимание на разработке специфической методологии исследования операций. Согласно этой методологии организационная, управленческая ситуация представляется в виде модели, характеризующейся определенным упрощением реальности и сокращением числа переменных до контролируемого уровня. На основе сравнения результатов и производится выбор управляющего воздействия.
Что касается использования представленного метода в деятельности руководителя организации, то представляется практически невыполнимым в настоящее время создание математической модели управляемого объекта - организации, достаточно полной для того, чтобы смоделировать даже самую упрощенную жизненную ситуацию. Не исключено, что с совершенствованием высоких технологий будут созданы достаточно мощные системы поддержки принятия решений, чтобы справиться с задачами прогнозирования и планирования в организации. В любом случае они не заменят руководителя организации, а будут выступать в роли необходимого инструмента руководителя, принимающего решения в сложных ситуациях. При этом все более востребованы будут организационные, предпринимательские и творческие способности руководителя, его качества как лидера и координатора.
В заключение рассмотрения основных школ науки управления следует отметить, что существенное развитие также получили теории, базирующиеся на признании социальной ответственности управленческого персонала, и в первую очередь руководителей организаций, как перед работающим индивидом, так и перед обществом в целом. Уже в 1933 г. основатель школы человеческих отношений Э. Мэйо в качестве одной из основных задач современности видел в формировании административной элиты, которая опиралась бы на методы развития социального сотрудничества.
Современное состояние науки управления характеризуется большим количеством концепций, подходов, школ и трактовок, которые представляют собой синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных школ управления, а также направлены на разработку новых представлений об управлении. В современной науке управления преобладает ситуационный подход, заключающийся в том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. 3
В современных условиях выделяются следующие требования, предъявляемые к руководителю организации:
- наличие общих знаний в области управления организацией;
- компетентность
в вопросе технологии
- владение не
только навыкам
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического
опыта и знаний в области
анализа экономической
- умение анализировать
деятельность организаций-
- умение предвидеть
тенденции развития
- умение управлять людьми.
Приведенный перечень не является исчерпывающим
В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает, прежде всего, как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию, и т. д.
Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.
Лидерство отличается от руководства,
которое предполагает достаточно жесткую
и формализованную систему
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.