Руководство и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в многостороннем изучении личности современного руководителя с точки зрения психологии.
В процессе работы предстоит рассмотреть понятие руководителя, требования, предъявляемые к современному руководителю, определить качества современного лидера.

Оглавление

1. Введение
2. Руководство и лидерство.
2.1. Понятие о руководстве
2.2. Стиль руководства
2.3. Личность руководителя. Культура общения руководителя.
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложения

Файлы: 1 файл

Руководство и лидерство.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

  1. Введение
  2. Руководство и лидерство.

2.1. Понятие о руководстве

2.2. Стиль руководства

2.3. Личность руководителя. Культура общения руководителя.

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных экономических условиях руководитель организации является не просто менеджером в структуре управления, а ключевым, основным и решающим фактором функционирования организации. Этим и обусловлены специфическая трудовая функция и психологические особенности  статуса руководителя, изучению которых посвящена данная работа.

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. В последнее  время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам  смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, Рабочих и служащих  то же интересует - кто же  он современный менеджер, кто в коллективе является лидером?  Каков его психологический портрет?

 Актуальность  темы  «Руководство и лидерство»  объясняется тем, что современные руководители должны проявлять незаурядные способности и предприимчивость Особые место и роль менеджеров в организации предъявляют специальные требования к их профессионализму и личностным качествам, которые не одинаковы на разных уровнях управления.

Проблемы лидерства являются ключевыми  для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Цель настоящей работы  заключается в    многостороннем изучении  личности  современного руководителя с точки зрения психологии. 

В   процессе работы  предстоит рассмотреть   понятие руководителя, требования, предъявляемые к современному руководителю, определить качества современного лидера.

Сочетание теории и практики позволяет  «навести мосты» между теоретическими рекомендациями и повседневными ситуациями, с  учетом требований которые предъявляются к   современному руководителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Руководство и лидерство

 

  • Понятие о руководстве
  • Необходимо  сразу отметить, что в трудах отечественных  и зарубежных ученых в области  организации и теории управления, независимо от их принадлежности к той или иной школе, фигура первого руководителя организации практически не выделяется. В их исследованиях речь идет об администраторах, руководителях и менеджерах, под этими терминами понимается управленческий персонал компании. При этом основное внимание уделяется общим методологиям управления, используемым любым управленцем, независимо от его принадлежности к тому или иному уровню иерархии структуры управления в организации.

     Что касается  руководителя организации, то  в абсолютном большинстве трудов он представляется как один из членов команды менеджеров, стоящий во главе управленческой структуры, выполняя при этом те же самые функции управления, что и другие менеджеры, только на самом верхнем, общеорганизационном уровне. В советской литературе отличия между директором и другими членами административного состава предприятия не выделяются вовсе.

     Рассмотрим несколько характеристик,  наиболее сильно иллюстрирующих особенную, исключительную функцию руководителя организации.

    Основные особенности заключаются в том, что руководитель является фактическим представителем работодателя (и соответственно учредителей, акционеров, собственника имущества). Выполняя внутри организации функции работодателя, он представляет противоположную сторону во взаимоотношениях с работниками организации, в том числе и с другими членами управленческого персонала. Однако в то же самое время руководитель является работником организации. В психологии управления указанную двойственность статуса руководителя называют одним из проявлений феномена маргинальности1

     Кроме того, руководитель представляет юридическое лицо во взаимоотношениях с внешними для организации субъектами-контрагентами, государственными органами и т.п. Следует отметить также, что руководитель организации - это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части.

    Согласно взглядам школы научного управления, деятельность руководителя организации, равно как и любого другого управленца, могла быть представлена как процесс, состоящий из совершенно определенных стадий, характеризующийся возможностью научного, математического описания, моделирования и оптимизации. Причем в наличии этих характеристик процесс управления организацией в целом абсолютно схож не только с другими процессами управления в организации, но и с производственными, коммерческими и другими процессами. При этом задача руководителя заключается в том, чтобы выработать, описать этот оптимальный процесс управления и в дальнейшем следовать ему.

    Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950) имела в качестве основной своей цели разработку универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций. Соответственно и в руководителе организации классическая теория видела лишь менеджера, выполняющего на основании универсальных принципов,  равно как и любой другой руководитель, основные управленческие функции с тем лишь отличием, что эти функции охватывают организацию в целом.

    Основоположником  административной школы Анри Файолем,  было выделено шесть категорий работ по управлению промышленной компанией: а) технико-производственная деятельность; б) коммерческая деятельность; в) финансовая деятельность; г) техника безопасности; д) учет; е) чисто административная деятельность. Под чисто административной деятельностью ученый понимал совокупность пяти составляющих: планирование, организация, руководство, координация, контроль.

    Основным достижением  А. Файоля считают обоснование точки  зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций: целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др. Универсальность этого процесса заключается,  в том, что эти функции присущи деятельности руководителя любого уровня - как деятельности по руководству организацией, так и работе менеджеров низшего звена.

    Ограниченность  подхода административной (классической) школы, равно как и школы научного управления, видится в явной недооценке социальных, психологических и поведенческих  аспектов управления, слишком рационалистическом подходе к управлению.

    Школы человеческих отношений (1930 - 1950) и поведенческих  наук базировались на осознании необходимости  полного учета человеческого  фактора в управленческих процессах  организации. Можно согласиться с основными позициями этих школ, заключающимися в утверждении, что сильными факторами эффективного труда и управления являются не только причины экономического и организационного характера. Важны также и психологические факторы, такие как личностные отношения, мотивация, потребности, учет целей и намерений работников. И это утверждение в полной мере имеет отношение к любому управленцу, в том числе и к руководителю организации.

    Если взять  за основу определение понятия "управление", данное наиболее крупным представителем школы человеческих отношений М.П. Фоллет,   можно сформулировать такое определение понятия "управление организацией": управление организацией - обеспечение руководителем организации выполнения возложенных на организацию задач и достижение поставленных целей посредством руководства работниками организации.2

    Школа количественных методов управления (1950 - по настоящее время) акцентировала свое внимание на разработке специфической методологии исследования операций. Согласно этой методологии организационная, управленческая ситуация представляется в виде модели, характеризующейся определенным упрощением реальности и сокращением числа переменных до контролируемого уровня. На основе сравнения результатов и производится выбор управляющего воздействия.

    Что касается использования  представленного метода в деятельности руководителя организации, то представляется практически невыполнимым в настоящее  время создание математической модели управляемого объекта - организации, достаточно полной для того, чтобы смоделировать даже самую упрощенную жизненную ситуацию. Не исключено, что с совершенствованием высоких технологий будут созданы достаточно мощные системы поддержки принятия решений, чтобы справиться с задачами прогнозирования и планирования в организации. В любом случае они не заменят руководителя организации, а будут выступать в роли необходимого инструмента руководителя, принимающего решения в сложных ситуациях. При этом все более востребованы будут организационные, предпринимательские и творческие способности руководителя, его качества как лидера и координатора.

    В заключение рассмотрения основных школ науки управления следует  отметить, что существенное развитие также получили теории, базирующиеся на признании социальной ответственности  управленческого персонала, и в первую очередь руководителей организаций, как перед работающим индивидом, так и перед обществом в целом. Уже в 1933 г. основатель школы человеческих отношений Э. Мэйо в качестве одной из основных задач современности видел в формировании административной элиты, которая опиралась бы на методы развития социального сотрудничества.

    Современное состояние  науки управления характеризуется  большим количеством концепций, подходов, школ и трактовок, которые  представляют собой синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных школ управления, а также направлены на разработку новых представлений об управлении. В современной науке управления преобладает ситуационный подход, заключающийся в том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. 3

     В современных условиях выделяются следующие требования, предъявляемые к руководителю организации:

    - наличие общих  знаний в области управления  организацией;

    - компетентность  в вопросе технологии производства  в той отрасли производства, к которой относится организация;

    - владение не  только навыкам администрирования,  но и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу, активно и  выгодно перераспределять ресурсы  организации;

    - принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

    - наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах, на которых уже работает или намеревается работать организация;

    - умение анализировать  деятельность организаций-конкурентов;

    - умение предвидеть  тенденции развития хозяйственной  конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования  экономики;

    - умение управлять  людьми.

    Приведенный перечень  не является исчерпывающим

        В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает, прежде всего,  как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию, и т. д.

    Очень важна роль менеджера как  лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

    Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

    Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

    Информация о работе Руководство и лидерство