Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 09:38, реферат
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
возникшие в различных психологических отраслях.
Здесь уместно вспомнить идею Л.С. Выготского о сравнении методологии со «скелетом», каркасом – внешним, наблюдаемым в простейших случаях, когда «внутренности» остаются мало дифференцированы и слабо детерминированы этим каркасом, и внутренним, являющимся опорой каждого движения, а также о необходимости различать низшие и высшие типы методологической организации (Выготский, 1982). В настоящее время можно констатировать, что использование математического аппарата соответствует первому типу методологии. Исследователь не имеет строго представления о том, какие методы , в каких конкретных случаях целесообразно применять, а исходит в первую очередь из того, что ему знакомо и привычно. Осознанное, с этой точки зрения, интегрирование математики в такой методологический каркас позволяет осуществить его преобразование из внешнего во внутренний. Можно предположить, что постановка проблемы и тип решаемой задачи существенным образом определяют выбор того или иного метода . Именно поэтому, по всей видимости, неправомерно говорить о создании единого учебника по математической психологии , дающего рецепты на все случаи жизни. Возможна лишь выработка основных стратегий, в рамках которых ученый должен проявить свой исследовательский талант, чувство « темы » и «данных». Однако для того, чтобы такого рода творчество стало действительно доступным, необходимо в полном масштабе освоить технологию исследования – совокупность приемов, алгоритмов и техник, используемых в психологической науке на протяжении всей истории ее развития. Это приводит к выводу, что анализ истории математической психологии является чрезвычайно актуальным. Такой анализ, в свою очередь, включает два аспекта. Во-первых, раскрытие истории применения разнообразных методов анализа данных, полученных в психологических экспериментах, построения различных математических моделей, позволяющих операционализировать изучение тех или иных психологических феноменов. Во-вторых, осмысление возможности и перспективности использования математики в психологии в методологических работах.
На протяжении
многих столетий развитие
Обращение психологов к математическим методам , так же как и встречный интерес математиков к возможности применения их аппарата к решению психологических задач, существует давно. Неоднократно предпринимались попытки сделать психологию «нормальной экспериментальной наукой», развивающейся по аналогии с физикой. Разрабатывающие психологию ученые мечтали получить в своей области уравнения, подобные ньютоновским. В 1822 году И.Ф. Гербарт выступил на заседании Лондонского королевского общества с лекцией «О возможности и необходимости применять в психологии математику». В этой работе, помимо общеметодологических положений о целесообразности применения математических методов в психологии , автором была предложена конкретная математическая модель Я-концепции. Первые работы по математической психологии были выполнены в области психофизики на материале выявления количественных соотношение между изменениями величины раздражителей (объективных стимулов) и соответствующими им изменениями реакций (субъективных ощущений), а также психометрики, где они были направлены на развитие методов анализа психодиагностических данных, главным образом, на построение тестов с помощью методов факторного анализа.
С середины
20 века проникновение
Практически
до конца 90-х годов ХХ века
наблюдались следующие
1. Упомянутые три группы научных сообществ, интересы которых во многом пересекались, существовали обособленно, как в организационном, так и в научном отношении.
2. Хотя практически все научные сообщества являлись международными, лидирующие позиции в них занимали американские психологи.
О том, сколь большое значение
наши американские коллеги придавали
адекватному и корректному
В нашей стране в советское время математическая психология также получила развитие. Целесообразность ее разработки отмечали А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев. Распространению методов многомерной статистики мы во многом обязаны исследованиям Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Проводились специальные секции по математической психологии на ежегодных конференциях Общества психологов СССР. В Институте психологии РАН (тогда еще АН СССР), была создана специальная лаборатория математической психологии под руководством В.Ю. Крылова.
Вместе с тем следует отметить, что развитие математической психологии в отечественной науке значительно отставало по сравнению с зарубежными исследованиями в этой области. Это отставание особенно заметно в контексте достижений отечественной математики, занимающей в мировой науке лидирующие позиции на протяжении всего ХХ века. Такой разрыв между достижениями в теоретической математике и ее практическими приложениями (причем не только в психологии , но и в других гуманитарных и социальных науках) можно объяснить двумя причинами.
Во-первых, традиционным пренебрежением отечественных математиков к практическим нуждам. Прикладная математика, конечно, развивалась, однако ее основным двигателем выступали практики: инженеры, военные и т. д. осваивали математику и использовали ее для своих целей. В этом контексте представляет интерес отрывок из письма Н.Н. Лузина своему ученику А.Н Колмогорову, одному из немногих известных российских математиков, рассматривающих прикладную математику в качестве важной научной области. Когда в начале 20-х годов Колмогоров, уже получивший признание среди своих коллег, решил заняться теорией вероятностей (одной из наиболее прикладных в то время математических дисциплин), его учитель не скрывал своего разочарования: «...Мое желание, чтобы Вы несколько удалились от работ по теории вероятностей. И вовсе не потому, что Ваш вклад в нее не фундаментален: я прекрасно знаю, что он оценивается всеми как равноценный вкладу классиков. Но самое-то теория вероятностей не стоит Вас: ее источники сомнительные... и ее действие на работающих в ней не положительное. Вам дан высокий дух, и я хочу, чтобы Вы его силы берегли для вещей, которые под силу очень немногим» В 1933 году в Германии вышло первое издание фундаментального труда А.Н. Колмогорова по теории вероятностей, являющееся в настоящее время необходимым элементом в образовании математических психологов в этой стране. Впервые на русском языке эта книга была издана только в 1936 году.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
Информация о работе Роль математических методов в психологии