Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ понятия эмпатия
2. Проанализировать взаимосвязь эмпатичности консультанта и процесса консультирования.
Гипотеза: процесс консультирования не эффективен без способности консультанта эмпатировать.
Существует еще один критерий определения форм эмпатии - это направление эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие /8, с.81/.
Кроме того, Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего «Я» во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие - личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.
Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, - для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание /2, с.93/.
В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию /2, с.123/.
Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.
Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия «за себя». Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой «за другого».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению.
При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:
принятие личности человека в целостности;
собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом /9, с.95/.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Способность смотреть на людей и воспринимать различные события их глазами имеет чрезвычайно важное значение для понимания окружающих.
Эмпатия имеет несколько уровней:
1. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).
2. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.
3. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты /11, с.145/.
Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Механизм эмпатии включает два этапа:
Вначале личность, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы «вживается в него». Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место.
Затем, на втором этапе, производится анализ переживаний партнера. Если второго этапа нет, эмпатия неполная. При этом наблюдается «заражение» чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника /11, с.149/.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот.
Эмпатийный человек учитывает побуждения и состояния партнера по общению. С ним легко и приятно контактировать. И наоборот, человека с низкой эмпатийностью считают злым, бездушным, бесчувственным. Он не в состоянии нормально контактировать с окружающими. Его не любят. У него много врагов. Нехороша и слишком высокая эмпатийность. Она может привести к высокой зависимости настроения и поведения от психических состояний окружающих. Эмпатия облегчает общение, вносит в него теплоту.
2 Роль эмпатии в процессе консультировании
2.1 Роль эмпатии в процессе терапевтического взаимодействия
Рассмотрим подробно на примере клиент-центрированного подхода Карла Роджерса и его последователей, в котором понятию эмпатии принадлежит ключевая роль.
«Центральная гипотеза этого подхода может быть кратко сформулирована так: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата». Эти условия - эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента /10, с.92/.
Придание такого значения эмпатическому пониманию обусловило глубокую проработку гуманистическими психологами вопросов о специфике эмпатии, факторах ей способствующих, функциях и значении.
«Хрестоматийные» определения эмпатии Роджерса говорят о «способе бытия с клиентом», который означает «войти в личный мир другого и быть в нём как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознаёт... Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» /12, с.145/.
Попробуем подробно рассмотреть основные особенности эмпатического процесса в понимании К.Роджерса и его последователей.
1. Эмпатия - не просто техника психотерапевта. Возведение её в ранг «способа бытия» с клиентом подразумевает наличие глубинной установки на особое отношение к клиенту. Соответственно, существует возможность обучения эмпатии как технике, но при обязательном развитии установки на эмпатичный способ бытия с клиентом. Против увлечения «голой» техникой предостерегают выдающиеся мастера клиент-центрированного подхода.
2. Динамический характер эмпатического понимания. Эмпатия – это «скорее процесс, чем состояние»
3. Сохранение ощущения «как будто другой человек». Это требует определённой психологической зрелости самого терапевта, защищает от излишнего погружения в состояние клиента, от идентификации с ним.
4. Безоценочность эмпатического понимания. Терапевт лишь улавливает состояние, переживаемое клиентом, обозначает его, указывает на его смысл, давая возможность его более полному, интенсивному проживанию. Названия основных техник, посредством которых психотерапевт реализует эмпатию, - отражение чувств, перефразирование – говорят сами за себя. Позицию психотерапевта, реализующего эмпатию, Ф.Е. Василюк называет позицией «сопереживающего зеркала».
5. Осторожность при обсуждении едва осознаваемого клиентом. Роджерс говорил о возможности работы психотерапевта на грани осознаваемого, об улавливании того, что другой сам едва осознаёт. В случае полного отсутствия осознания чего-либо, вскрывать это, с точки зрения Роджерса, нельзя. Данный момент широко дискутируется сторонниками различных психотерапевтических подходов. Эмпатическое понимание терапевта должно превосходить неполное, инконгруэнтное (по определению) самопонимание клиента. Но не за счёт проникновения в глубины бессознательного, а за счёт мастерства работы терапевта с актуальными переживаниями клиента, точности настройки его чувствительного «радара» - такова позиция клиент-центрированного подхода.
6. Пробный характер эмпатических реплик терапевта. Реакции, возникающие у терапевта в ответ на переживания клиента, позволяют сформулировать не более, чем гипотезы. Поэтому терапевт постоянно обращается к клиенту «для проверки своих впечатлений и внимательно прислушивается к получаемым ответам».
7. Основные «мишени» эмпатического понимания – «актуальные переживания клиента». Это чувства, мысли, фантазии, образы, телесные ощущения как феномены непосредственного опыта, к которым субъект «может обращаться многократно в процессе поиска их смысла» /2, с.72/.
Последние характеристики эмпатического процесса базируются на особенно подчёркиваемом К.Роджерсом принципе глобального доверия к человеку. Это подразумевает «готовность принимать свидетельства субъективного опыта пациента, в их таковости, не как знак чего-то иного, что должно быть дешифровано и упразднено, а как самодостаточную реальность, которая может рассчитывать на уважение и доверие» ( 6,с.34).
8. Обязательность передачи эмпатического понимания психотерапевта клиенту. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном клиенту языке, вербально или невербально. Безусловно, клиент может «не услышать» даже безупречно выраженную эмпатию. Но для того, чтобы быть воспринятой, а по Роджерсу именно воспринятая эмпатия терапевта является условием изменения клиента, она должна быть выражена, а не «прибережена» для интерпретации, суждения и т.п.
9. Значение эмпатии в терапевтическом процессе. Будучи воспринято клиентом, эмпатическое понимание способствует как созданию особой атмосферы терапевтических отношений, так и решению конкретных терапевтических задач:
1) по мнению Г. Ванершота, «это наиболее важный для терапевта способ сообщить клиенту о принятии, преданности, теплоте». Ф.Е. Василюк подчёркивает, что дело не в том, что терапевт «до и независимо от применения эмпатии готов к абсолютному принятию клиента... Чаще наоборот: само применение эмпатии формирует у консультанта уже в ходе беседы такое отношение»;
2) эмпатия терапевта даёт клиенту образец самоотношения ценности, признания, принятия своих чувств, доверия своему опыту;
3) эмпатическое обозначение переживания позволяет, по Василюку, перевести «внимание человека с внешних сторон обсуждаемой проблемы на его внутренние состояния». Получив имя, непосредственное переживание получает социальное признание, что «даёт человеку целительное ощущение права на испытываемые им состояния, чувство реальности и существенности его внутренней жизни». Воплотившись в знаковой форме, «сырой, немой и зачастую поэтому мучительный жизненный опыт претворяется в смысл» /12, с.145/.
Именно процесс переживания, которому «помогает» среди других психотерапевтических средств эмпатия, обеспечивает, в конечном итоге, терапевтический эффект по мнению гуманистических психологов.
Барретт-Леннард выделил циклы эмпатического реагирования в процессе консультирования, включающего следующие фазы:
1. Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.
2. Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.
3. Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы /5, с.94/.
Информация о работе Роль эмпатии в процессе консультировании