Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ понятия эмпатия
2. Проанализировать взаимосвязь эмпатичности консультанта и процесса консультирования.
Гипотеза: процесс консультирования не эффективен без способности консультанта эмпатировать.
Введение
На сегодняшний день существуют различные подходы к изучению феномена эмпатии. Она напрямую связана с нравственным развитием личности, с проблемами изучения общения. Несмотря на достаточно глубокие исследования, отсутствует единая теоретико-методологическая база изучения данного явления. Дискуссионными остаются вопросы изучения генезиса, видов, форм и механизмов эмпатии
Традиционно в искусстве, литературе, обыденной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого, проникнуться его радостями и горестями. Психологи различных направлений неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности как консультанта так и клиента. Неоднозначность взглядов на феномен эмпатии заставляет нас задуматься над тем, должен ли быть консультант эмпатичным и какую роль играет эмпатия в процессе консультирования.
В связи с обозначенной актуальностью целью работы является изучение природы эмпатии и её роли в терапевтическом процессе.
Предмет исследования: эмпатия
Объект: эмпатия консультанта в процессе консультирования
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ понятия эмпатия
2. Проанализировать взаимосвязь эмпатичности консультанта и процесса консультирования.
Гипотеза: процесс консультирования не эффективен без способности консультанта эмпатировать.
Методы исследования: основным методом исследования выступил теоретический анализ литературы.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Список литературы состоит из 13 наименований, основное содержание работы изложено на 27 листах.
1 Теоретический анализ понятия эмпатия
1.1 История возникновения понятия эмпатии
В современной психологии эмпатию принято трактовать, как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого.
История становления понятия эмпатии восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Спенсер, Шопенгауэр) и понятию вчувствования (Фишер, Лотце, Липпс).
Понятие симпатии существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось у стоиков как духовная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. В этических системах Смита, Спенсера, Шопенгауэра симпатия понимается, как естественное свойство человеческой души сочувствовать, сострадать другому человеку, регулирующее взаимоотношения между людьми, как основе совести, справедливости и альтруизма /9, с.95/.
Теория симпатии наиболее полно и последовательно была разработана Шелером (1926). Для него симпатия не только соучастие в эмоциональной жизни другого, разделение его чувств. Это интенциональный акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. В акте симпатии реализуются потенциальные возможности человека, на каком бы уровне не осуществлялась симпатия - на органическом или духовном. В соответствии с уровнями соучастия Шелер разработал классификацию форм симпатии от низших (подражание, вчувствование) к высшим, вплоть до космического чувства /9, с.97/.
Помимо теории симпатии, проблема эмпатии в значительной мере связана с теорией вчувствования, разработанной в эстетике и психологии Липпса. По мнению Липпса вчувствование - это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и предметом, и в результате предмет «возникает сам собой», «сам себя вызывает благодаря такой деятельности».
Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем собственные переживания. Наблюдая мимику чужого лица, субъект подражает ей инстинктивно, подражание мимике вызывает соответствующее ей чувство, уже знакомое субъекту. Происходит «вчувствование аффекта». Таким образом, всякий акт познания (включая объекты природы, искусства) сводится к самопознанию через объективацию своего «Я» /13, с.55/.
Как Липпс, так и исследователи симпатии показали, что и вчувствование, и симпатия направлены на познание внутреннего мира других людей, предполагают наличие собственного опыта переживаний, которые по-разному осуществляются в процессе вчувствования и симпатии, соотнесение этого опыта с воспринимаемым эмоциональным состоянием другого.
Понятие эмпатии было введено в психологию в 1903 году Титчером для обозначения процесса вчувствования. Если симпатия обозначает соучастие в переживаниях другого, то эмпатия подразумевает направленность на внутренний мир другого человека.
Современными исследователями эмпатия рассматривается и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания /6, с.49/.
Значительная часть психологов, изучающих эмпатию в лабораторном эксперименте, понимают эмпатию как эмоциональный ответ на переживания другого, разделение чувств другого на любом аффективном уровне, способность разделять и облегчать переживания других людей.
Отражая наиболее распространенное толкование эмпатии, Шибутани определяет эмпатию как понимание аффективных ориентации другого, соучастие в его переживаниях.
В других концепциях эмпатия рассматривается как осмысление внутренней жизни человека, не сопровождающееся переживаниями, то есть как чисто интеллектуальный процесс, или понимание.
Однако психологами Даймонд и Бронфебреннер, исследующими эмпатию как понимание, была показана связь этого процесса с эмоциональными сторонами личности. В их трактовке эмпатия — это социальная сензитивность или социальный инсайт, то есть способность индивида распознавать мысли и чувства другого человека. Эти исследователи строят свои эксперименты на предиктивном типе эмпатии. Их интересует, как незнакомые люди предсказывают ответы друг друга в специально организованной ситуации. По словам Даймонд, эмпатия осуществляется в данном случае как «интеллектуальная репродукция внутреннего мира человека» /1, с.105/.
Даймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, среди выделенных ими свойств, ведущими оказались свойства, облегчающие процесс понимания, связанные с эмоциональностью и мотивацией. «Понимающие» по Даймонд и Бронфебреннер оказались так же и эмпатийными, то есть сочувствующими, общительными, помогающими и т.д.
По модели Флейвелла, для понимания свойств другого человека необходимо знание о существовании этих свойств, умение использовать эти знания, способность к умозаключению о его свойствах, осознание потребностей другого, а так же умение представить и предсказать опыт другого человека /7, с.95/ .
Разнобой трактовок эмпатии как когнитивного и эмоционального явлений в значительной степени вызван тем, что и процесс понимания, и эмпатия связаны как с теми, так и с другими сторонами познания. Оба эти процесса являются на только разными способами познания внутреннего мира человека, но и имеют различную структуру и функцию в поведении. Если понимание - это процесс интеллектуального анализа индивидом поведения другого человека, то эмпатия - это процесс эмоционального соучастия в переживаниях других людей.
Эмпатический процесс, так или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы не казалось данное понятие, универсально объединяющим определенные эмоциональные состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют сопереживание и сочувствие как различные способы эмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление своих чувств с его переживаниями или соучастие в переживаниях другого при сохранении независимых чувств субъекта /13, с.103/.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии, изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности, исследование процессуального характера эмпатии. Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии.
С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма» /5, с.46/.
П.М. Якобсон указывает на два вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит от умения человека «входить в иллюзорную, воображаемую ситуацию», второй - основывается на реальных ситуациях, «имеющих жизненную основу».
Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические.
Кроме того, Т.П. Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие - более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, она установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие - для подростков /5, с.50/.
Таким образом, отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.
Проанализировав многообразие взглядов различных учённых можно выделить 2 основных смысловых оттенка:
1. эмпатия - это эмоциональная отзывчивость, соучастие в эмоциональной жизни другого, сопереживание, сочувствие;
2. эмпатия - это особый тип межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, при котором «понимание» собственно означает видение внутреннего мира другого так, как его видит он сам, из его внутренней системы координат.
1.2 Эмпатия: понятие и основные особенности
Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть «аффективное понимание».
Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется» /4, с.95/.
В целом, эмпатия - это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:
1. способность эмоционально реагировать на переживания другого,
2. способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,
3. способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:
1) модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном языке, вербально или невербально.
2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии) /10, с.68/.
Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А. П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:
1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;
2) познавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;
3) поведенческая если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию /9, с.103/.
В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента:
1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;
2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;
3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.
Информация о работе Роль эмпатии в процессе консультировании