Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:56, курсовая работа
Цель работы: изучить психологическую сущность родительства как интегрального психологического образования.
Объект исследования: родительство как интегральное психологическое образование личности.
Предмет исследования: личностное развитие самих родителей в своем родительстве.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного развития в родительстве
1.1 Психологический анализ понятий "родительство", "готовность к родительству"
1.2 Феноменологический подход к пониманию сущности родительства
1.3 Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины в родительстве
1.4 Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве
1.5 Особенности влияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителей
1.6 Отношения между супругами на фоне родительства
Заключение
Список использованной литерат
6) степень его личного участия в ритуальных событиях, которые связаны с детьми;
7) как много он трудится для жизнеобеспечения своей семьи;
8) насколько много ему
И.С. Кон обозначает ряд вопросов,
которые возникают при
Чем отличается "современное" положение и поведение отцов от "традиционного"?
Чем отличается "современный" стереотип, нормативный образ отцовства от "традиционного"?
Какова степень совпадения стереотипа
отцовства и реального
Феномен отцовства непосредственно связан со следующими понятиями:
эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы,
самооценка, самосознание и Я-концепция,
удовлетворенность жизнью, а также стиль жизни,
социальная роль папы, которая различается в зависимости от той общественной системы, а также социальной, экономической и политической сфер общества, непосредственно статуса мужчины в данном социуме и социальных стереотипов, которые предписывают определенные правила выполнения данной роли.
С этих позиций определение отцовства
как врождённого чувства, побуждающего
мужчину поступать с
После изучения работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г.Г. Филипповой структурную модель феномена отцовства можно представить в следующем виде (рис.1).
Можно предположить, что в структуру отцовства должны входить следующие компоненты:
потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;
операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общение с ним;
ценностно-смысловой компонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные переживания.
Также, в эту структуру необходимо включить интегральный сквозной компонент - оценочный, включающий в себя:
1) самооценку как часть Я-
2) социальную оценку окружающих,
которая базируется на
Социальная оценка становится базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте, то он - интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
Вышеперечисленные компоненты выделены
нами на основе принципа психологической
макроструктуры личности (Б.Г. Ананьев),
следовательно, структурная модель
отцовства подчиняется
субординационному;
координационному.
Это говорит о том, что более сложные компоненты оказывают влияние на нижележащие уровни структуры, в то же время все компоненты имеют достаточную автономию.
Исследования германских ученых (S. Barth, W. E. Fthenakis) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, а также на его мировоззрение. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, S. Barth выявил, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. 5
Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.
1.4 Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".
В сексологическом словаре
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство
как психосоциальный феномен: как
обеспечение условий для
Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Таким образом, нет единого, однозначного
понятия "материнство". Однако, важность
материнского поведения для развития
ребенка, его сложная структура
и путь развития, множественность
культурных и индивидуальных вариантов,
а также огромное количество современных
исследований в этой области позволяют
говорить о материнстве как
В психологической литературе (преимущественно
зарубежной) много внимания уделяется
биологическим основам
Если обобщать все основные направления
исследований, то можно обнаружить,
что материнство как
материнство как обеспечение условий для развития ребенка;
материнство как часть личностной сферы женщины. 6
Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
В психологических исследованиях феномена материнства существует много направлений, которые можно объединить следующим образом.
Феноменологическое. 7 Выделяют
Беременность. С позиций анализа
беременности как условия развития
ребенка исследуются
Материнство как часть личностной сферы женщины. В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации (P. M Shereshefsky and L. J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M. J. Gerson at all, W. B.miller и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с использованием различных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические и проективные методы, наблюдение и т.д.).
Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало "безвозвратных" материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности.
Исследователи разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности. 8
Первый относится к началу беременности.
Второй обычно совпадает с началом шевелений.
Третий является заключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовой период.
В рамках трансперсонального подхода рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь - эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного - бессознательного принятия - отвержения.
В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус.
1.5 Особенности влияния
личностной зрелости родителей
на воспитание ребенка и
Согласно общепринятым представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
По мнению О.В. Хухлаевой, основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается.
А.А. Реан (2004) отмечает, что можно с достаточным основанием полагать, что самым сложным и наименее исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. Он выделяет: индивидную зрелость, личностную зрелость, зрелость субъекта деятельности и индивидуальности. А в качестве критериев рассматривает развитие личности в период взрослости ответственность, терпимость (толерантность), саморазвитие и позитивное социальное мышление.
Согласно Д.А. Леонтьеву, основной критерий личностной зрелости - это "умение осуществлять свою жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля - это и есть формула личностной зрелости".
Кантор и Циркель принимают за критерии личностного развития в период взрослости выполнение жизненных задач, возникающих в общественной жизни, просоциальное поведение, интимные отношения и родительство, с ними согласен П. Хейманс.
В. Франкл и Э. Фромм выделяют в качестве важнейших критериев любовь, ответственность, заботу, уважение, знание, духовность и свободу, Э. Эриксон - достижение интимности, продуктивность, связь поколений и просоциальное поведение. Данная точка зрения поддерживается Г.С. Абрамовой, которая выделяет в данном возрасте следующие задачи - построение интимных отношений, просоциальное поведение и выполнение родительской функции.