Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:27, практическая работа
Эмоциональное развитие ребенка существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяет направленность его внимания и особенности восприятия окружающего мира.
Развитие эмоциональной сферы детей предполагает формирование у них умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные состояния других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение.
По мнению А.В. Запорожец, Е.И. Изотовой, А.В. Кошелевой полноценное формирование эмоциональной сферы создает базу для успешного психического, личностного и социального развития ребенка.
Реабилитационная программа эмоционального развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эмоциональное развитие ребенка существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяет направленность его внимания и особенности восприятия окружающего мира.
Развитие эмоциональной сферы детей предполагает формирование у них умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные состояния других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение.
По мнению А.В. Запорожец,
Е.И. Изотовой, А.В. Кошелевой полноценное
формирование эмоциональной сферы
создает базу для успешного психического,
личностного и социального
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие эмоционального развития. О.Е. Шаповалова, Ю.Н. Кислякова, Н.Ю. Верхотурова указывают на то, что эмоции детей с интеллектуальными нарушениями слабо развиты, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, тревожность. У всех детей данной категории наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая включает крикливость, раздражительность, расторможенность.
В связи с этим необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития, который мы реализуем в рамках данной программы.
Данная программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей нарушением интеллектуального развития, которая включает формирование адекватных эмоциональных реакций, развитие навыков понимания, вербализации и дифференциации эмоций, формирование эмоционально положительных представлений об окружающим мире, развитие эмоциональной саморегуляции.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность занятий – 20 мин.
В разработке и реализации программы принимают участие следующие специалисты:
- психолог;
- логопед;
- воспитатели;
- медицинские работники (психиатр, медицинский персонал СДОУ).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель реабилитационной программы – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Данная программа опирается на следующие принципы реабилитационной работы:
- принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность реабилитационного процесса, невозможно вести эффективную и полномасштабную реабилитационную работу, не зная исходных данных об объекте, полученных в ходе диагностики;
- реабилитационную работу необходимо начинать на ранних сроках развития детей;
- принцип учета ведущего вида деятельности основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в реабилитационном процессе;
- принцип развития предполагает, что развитие одной из сторон психики влечет развитие и других ее сторон;
- принцип комплексного
подхода в реализации
- принцип непрерывности и систематичности реабилитационных мероприятий предполагает работу в течение всего года, особенно в период выходных, как в дошкольном учреждении, так и по месту жительства, обеспечивая единство целей, задач, принципов деятельности с содержанием формами и методами работы с детьми.
Содержание работы специалистов
Психолог осуществляет основной процесс реабилитации эмоционального развития детей с нарушением интеллектуального развития. Организовывает психологическое обследование эмоционального развития детей. Проводит комплекс психокоррекционных мероприятий, направленный на развитие умений правильно понимать свои эмоциональные реакций и эмоциональные состояния других людей, на развитие навыков вербализации и распознавания эмоциональных состояний, на формирование эмоционально положительных представлений об окружающем мире, на развитие эмоциональной саморегуляции и др. Осуществляет непосредственную работу с родителями и педагогами, проводит тренинги, семинары и консультации.
Логопед проводит комплексное обследование речи и коррекцию имеющихся нарушений в речевом развитии. В рамках данной программы главной работой логопеда является формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков правильной вербализации своих эмоциональных реакций и эмоциональных состояний других людей, формирование коммуникативных навыков и интонационной стороны речи.
Основными функциями воспитателя является воспитание, обучение и образование. Исходя из целей и задач данной программы, воспитатель осуществляет эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сферы. Осуществляет деятельность по формированию адекватным навыкам взаимодействия и общения в группе, развивает высшие чувства и эмпатию. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Принимает участие в работе с родителями.
Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья воспитанника, проводит профилактическую работу, медицинский контроль. Обеспечивает восстановление, компенсацию или уменьшение ограничений жизнедеятельности, повышая качество реабилитационного процесса, обеспечивая их реабилитацию и адаптацию - интеграцию в общество. По мере необходимости сообщает сведения педагогическому коллективу об ухудшении или улучшении состояния здоровья детей. Рекомендует воспитателям, педагогам наблюдения за детьми.
Структура программы включает в себя 4 этапа.
В рамках данного этапа осуществляется диагностика особенностей эмоционального развития детей с нарушением интеллектуального развития, которая предполагает выявление специфики эмоционального развития детей данной категории, изучение анамнестических сведений о детях, изучение социальной ситуации развития.
Он предполагает решение следующих задач:
- знакомство детей с коллективом (с помощью игр и заданий на знакомство, например, игра «Мое имя» и т.д.);
- установление эмоционального контакта с детьми (осуществляется, например, благодаря активному включению педагогов в игры с детьми, искреннему и доброжелательному отношению к каждому ребенку индивидуально и др.);
- проведение мероприятий,
направленных на повышение
Данный этап реализуется
с помощью основного комплекса
реабилитационных мероприятий, направленных
на развитие эмоциональной сферы
детей с интеллектуальными
Основные направления реабилитационной работы:
- формирование адекватных эмоциональных реакций осуществляется за счет проигрывание детьми ситуации с положительными и отрицательными эмоциями, также с помощью игр-драматизаций;
- развитие умений правильно понимать свои эмоциональные реакций и эмоциональные состояния других людей (при использовании графических изображений эмоций, фотоэталонов, рассматривании собственной мимики перед зеркалом и т.д.);
- развитие навыков вербализации и дифференциации эмоциональных состояний происходит с помощью коммуникативных игр и упражнений, мимических и пантомимических этюдов;
- формирование эмоционально
положительных представлений
- развитие умений управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение (ролевые игры, например, игра «Артисты немого кино»);
- формирование представлений о позитивных образах будущего («когда я буду спокоен», «когда я вырасту, то…» и т.д.);
- снижение выраженности
негативных эмоциональных
- снижение уровня агрессивности,
- сохранение и укрепление здоровья;
- создание социально-
Задачи:
- создание атмосферы,
способствующей свободному
- проведение комплекса
реабилитационных мероприятий,
- осуществление работы
логопеда по формированию
- проведение консультаций и тренинговых занятий с родителями или лицами их заменяющими;
- проведение цикла обучающих
семинаров для специалистов, работающих
с обозначенной категорией
Средства и методы:
- элементы психогимнастики;
- сказкотерапия;
- арттерапия: куклотерапия, музыкотерапия, танцетарапия;
- игровые методы: игры, упражнения, сюжетно-ролевые игры;
-проигрывание ситуаций;
- метод убеждения и упражнения;
- словесные методы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, рассказы, инструкция, описание;
- наглядные методы: наблюдение и обследование предметов.
Форма проведения занятий – групповая и индивидуальная.
Основными задачами данного этапа являются:
- проведение диагностики
эмоционального развития детей
с нарушением
- оценка эффективности реабилитационной работы;
- разработка рекомендаций по дальнейшей работе в данном направлении для специалистов и родителей.
Ожидаемые результаты:
- повышение эмоционального фона настроения;
- длительная эмоциональная устойчивость в поведении;
- снижение переживания
детьми чувств собственной
- стабилизация отношений со сверстниками;
- способность правильно понимать, вербализовать и дифференцировать свои эмоциональные реакции и эмоциональные состояния других людей;
- снижение уровня агрессивности,
- тенденция снижения
- выраженности способности к сопереживанию, сочувствию, эмпатии;
- знание детей основных эмоций;
- осознанное воспринимание детьми собственных эмоций.
Таблица 1
Тематический план
Тема |
Количество занятий |
Содержание работы специалистов |
«Знакомство» |
3 занятия |
Психолог: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и окружающим детям; создание положительного эмоционального фона; развитие умений передавать другим положительные эмоции. Логопед: развитие речи; коррекция звукопроизношения; формирование навыков правильной вербализации своих эмоций и эмоциональных состояний других детей. Воспитатель: достижение взаимопонимания и сплоченности детей; развитее эффективности эмоционального общения детей друг с другом. |
«Настроение» |
5 занятий |
Психолог: формирование оптимального эмоционального тонуса; развитие способности понимать свое настроение и умения его выразить; развитие умений чувствовать сопереживать другим; снижение эмоционального напряжения. Логопед: формирование основ вербального и невербального общения; развитие слухового и зрительного внимания; формирование навыков правильной вербалицации своего настроения. |
«Наши страхи» |
2 занятия |
Психолог: выявление реальных страхов; развитие умений говорить о своих негативных переживаниях, коррекция страхов, снижение уровня тревожности. |
«Ласка» |
3 занятия |
Психолог: формирование навыкам определения и передачи эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики и пантомимики; коррекция поведения с помощью ролевых игр; развитие умений выражать чувства радости, удовольствия. Логопед: развитие средств невербального общения, развитие умений правильной называть положительные эмоции, расширение положительных представлений об окружающем мире. |
«Общая история» |
3 занятия |
Психолог: учить высказывать свои мысли; развитие умений спокойно выслушивать собеседника; снятие эмоционального напряжения; коррекция поведения. Логопед: развитие невербальных средств общения, коррекция звукопроизношения, развитие понимания речи, расширение словаря эмоций. Воспитатель: обучение адекватным способам взаимодействия - взаимопонимания; развитие социального доверия, развитие умений действовать сообща. |
«Мир эмоций» |
8 занятий |
Психолог: научить передавать эмоциональные состояния героя, активизация воображения и сопровождающих положительных эмоций; формирование адекватных эмоциональных реакций, активизация механизмов восприятия и понимания эмоций на основе фотоэталона и произвольной экспрессии. Логопед: расширение способов кодирования и вебализации эмоций; расширение словарного запаса; коррекция звукопроизношения; развитие коммуникативных навыков. Воспитатель: создание доброжелательной обстановки в детском коллективе; укрепление у детей веры в собственные возможности; формирование интереса к занятиям; снятие отрицательных переживаний. |
«Сказочная шкатулка» |
3 занятия |
Психолог: формирование положительного отношения к себе и к окружающим; использование выразительных движений в проявлении эмоциональных состояний. Воспитатель: воспитание положительных эмоций и высших чувств. |
«Музыкальные эмоции» |
3 занятия |
Психолог: закрепление умений детей распознавать эмоции по пантомимике и интонациям голоса; расширение представлений об эмоциональных состояниях. Логопед: развитие интонационной стороны речи; расширение словаря эмоций. |
«Эти разные, разные люди» |
8 занятий |
Психолог: развитие внимания и наблюдательности необходимые для эффективного общения; развитее сочувствия, учить детей замечать состояния других детей и быть готовым им помочь; развитие эмпатии. Логопед: развитие коммуникативных навыков; расширение словаря эмоций; формирование навыков правильной вербализации своих эмоций и эмоциональных состояний других людей, закрепление имеющихся навыков и умений. Воспитатель: развитие навыков адекватного взаимодействия с другими детьми и взрослыми; развитие социального доверия, развитие умений слушать собеседника. |
«Волшебные эмоции» |
8 занятий |
Психолог: закрепление умений распознавать различные эмоции по внешним признакам; учить различать эмоции по схематичному изображению, коррекция тревожности, закрепление полученных знаний и умений. Логопед: развитие навыков вербализации эмоций, развитее невербальных средств общения, закрепление полученных знаний и умений. |
Работа с родителями | ||
Тренинг «Мы вместе» |
2 занятия |
Психолог: повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений; содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье; коррекция внутрисемейных отношений. |
Консультация |
9 часов |
Психолог: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей с нарушением интеллектуального развития, расширении знаний родителей о психофизиологических особенностях своих детей, обучение правильному эмоциональному воспитанию. |