Реабилитационная программа эмоционального развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:27, практическая работа

Краткое описание

Эмоциональное развитие ребенка существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяет направленность его внимания и особенности восприятия окружающего мира.
Развитие эмоциональной сферы детей предполагает формирование у них умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные состояния других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение.
По мнению А.В. Запорожец, Е.И. Изотовой, А.В. Кошелевой полноценное формирование эмоциональной сферы создает базу для успешного психического, личностного и социального развития ребенка.

Файлы: 1 файл

реабилитационная программа.docx

— 35.11 Кб (Скачать)

Реабилитационная программа  эмоционального развития детей дошкольного  возраста с интеллектуальной недостаточностью

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эмоциональное развитие ребенка  существенным образом влияют на его  познавательные процессы и поведение, определяет направленность его внимания и особенности восприятия окружающего  мира.

Развитие эмоциональной  сферы детей предполагает формирование у них умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и  эмоциональные состояния других людей,  проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях, уметь  управлять своим эмоциональным  состоянием и регулировать свое поведение.

По мнению А.В. Запорожец, Е.И. Изотовой, А.В. Кошелевой полноценное  формирование эмоциональной сферы  создает базу для успешного психического, личностного и социального развития ребенка.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие эмоционального развития. О.Е. Шаповалова, Ю.Н. Кислякова, Н.Ю. Верхотурова указывают на то, что эмоции детей с интеллектуальными нарушениями слабо развиты, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, тревожность. У всех детей данной категории наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая включает крикливость, раздражительность, расторможенность.

В связи с этим необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на развитие эмоциональной сферы  детей с нарушением интеллектуального  развития, который мы реализуем в  рамках данной программы.

Данная программа направлена на развитие эмоциональной сферы  детей  нарушением интеллектуального  развития, которая включает формирование адекватных эмоциональных реакций, развитие навыков понимания, вербализации и дифференциации эмоций, формирование эмоционально положительных представлений об окружающим мире, развитие эмоциональной саморегуляции.

Программа рассчитана на детей  дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Сроки реализации программы  – 1 год обучения.

Продолжительность занятий  – 20 мин.

В разработке и реализации программы принимают участие  следующие специалисты:

- психолог;

- логопед;

- воспитатели;

- медицинские работники (психиатр, медицинский персонал СДОУ).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель реабилитационной программы – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Данная программа опирается  на следующие принципы реабилитационной работы:

- принцип единства диагностики  и коррекции обеспечивает целостность реабилитационного процесса, невозможно вести эффективную и полномасштабную реабилитационную работу, не зная исходных данных об объекте, полученных в ходе диагностики;

- реабилитационную работу  необходимо начинать на ранних  сроках развития детей;

- принцип учета ведущего  вида деятельности основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в реабилитационном процессе;

- принцип развития предполагает, что развитие одной из сторон  психики влечет развитие и других ее сторон;

- принцип комплексного  подхода в реализации реабилитационных мер охватывает все стороны реабилитации, предполагает единство целей, принципов, преемственность, взаимодействие и согласованность семьи, общественности;

- принцип непрерывности  и систематичности реабилитационных мероприятий предполагает работу в течение всего года, особенно в период выходных, как в дошкольном учреждении, так и по месту жительства, обеспечивая единство целей, задач, принципов деятельности с содержанием формами и методами работы с детьми.

Содержание работы специалистов

Психолог осуществляет основной процесс реабилитации эмоционального развития детей с нарушением интеллектуального развития. Организовывает психологическое обследование эмоционального развития детей. Проводит комплекс психокоррекционных мероприятий, направленный на  развитие умений правильно понимать  свои эмоциональные реакций и эмоциональные состояния других людей,  на развитие навыков вербализации и распознавания эмоциональных состояний,  на формирование эмоционально положительных представлений об окружающем мире, на развитие эмоциональной саморегуляции и др. Осуществляет непосредственную работу с родителями и педагогами, проводит тренинги, семинары и консультации.

Логопед проводит комплексное обследование речи и коррекцию имеющихся нарушений в речевом развитии. В рамках данной программы главной работой логопеда является формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков правильной вербализации своих эмоциональных реакций и эмоциональных состояний других людей, формирование коммуникативных навыков и интонационной стороны речи.

Основными функциями воспитателя является воспитание, обучение и образование. Исходя из целей и задач данной программы, воспитатель осуществляет эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сферы. Осуществляет деятельность по формированию адекватным навыкам взаимодействия и общения в группе, развивает высшие чувства и эмпатию. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Принимает участие в работе с родителями.

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья воспитанника, проводит профилактическую работу, медицинский контроль. Обеспечивает восстановление, компенсацию или уменьшение ограничений жизнедеятельности, повышая качество реабилитационного процесса, обеспечивая их реабилитацию и адаптацию -  интеграцию в общество. По мере необходимости сообщает сведения педагогическому коллективу об ухудшении или улучшении состояния здоровья детей. Рекомендует воспитателям, педагогам наблюдения за детьми.

Структура программы включает в себя 4 этапа.

  1. Диагностический.

В рамках данного этапа  осуществляется диагностика особенностей эмоционального развития детей с  нарушением интеллектуального развития,  которая предполагает выявление  специфики эмоционального развития детей данной категории, изучение анамнестических  сведений о детях, изучение социальной ситуации развития.

  1. Подготовительный.

Он предполагает решение  следующих задач:

- знакомство детей с  коллективом (с помощью игр и заданий на знакомство, например, игра «Мое имя» и т.д.);

- установление эмоционального  контакта с детьми (осуществляется, например, благодаря активному включению педагогов в игры с детьми, искреннему и доброжелательному отношению к каждому ребенку индивидуально и др.);

- проведение мероприятий,  направленных на повышение адаптивности детей в новых условиях: педагоги должны быть доброжелателеными, терпеливым, улыбаться по ситуации, называть ребенка ласковым именем, как дома, использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче, использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д) и многое другое.

  1. Основной.

Данный этап реализуется  с помощью основного комплекса  реабилитационных мероприятий, направленных  на развитие эмоциональной сферы  детей с интеллектуальными нарушениями.

Основные направления  реабилитационной работы:

- формирование адекватных  эмоциональных реакций осуществляется за счет проигрывание детьми ситуации с положительными и отрицательными эмоциями, также с помощью игр-драматизаций;

- развитие умений правильно  понимать  свои эмоциональные  реакций и эмоциональные состояния других людей (при использовании графических изображений эмоций, фотоэталонов, рассматривании собственной мимики перед зеркалом и т.д.);

- развитие навыков вербализации  и дифференциации эмоциональных состояний происходит с помощью коммуникативных игр и упражнений, мимических и пантомимических этюдов;

- формирование эмоционально  положительных представлений об  окружающем мире (проигрывание ситуаций и сюжетов, рассказывание сказок, историй и др.);

- развитие умений управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение (ролевые игры, например, игра «Артисты немого кино»);

- формирование представлений  о позитивных образах будущего («когда я буду спокоен», «когда  я вырасту, то…» и т.д.);

- снижение выраженности  негативных эмоциональных состояний может осуществляться за счет различных тематических картинок;

- снижение уровня агрессивности,  враждебности, тревожности;

- сохранение и укрепление  здоровья;

- создание социально-благополучной  среды для детей.

Задачи:

- создание атмосферы,  способствующей свободному выражению  эмоциональных состояний, чувств, снятию тревожности, эмоционального  напряжения;

- проведение комплекса   реабилитационных мероприятий, направленных  на развитие эмоциональной сферы  ребенка с нарушением интеллектуального  развития психологом (индивидуальные  и групповые занятия);

- осуществление работы  логопеда по формированию детей  с интеллектуальными нарушениями  навыков правильной вербализации  своих эмоциональных реакций  и эмоциональных состояний других  людей;

- проведение консультаций  и тренинговых занятий с родителями или лицами их заменяющими;

- проведение цикла обучающих  семинаров для специалистов, работающих  с обозначенной категорией детей  (воспитателями, дефектологами, музыкальными  руководителями, с работником по  физическому воспитанию).

Средства и методы:

- элементы психогимнастики;

- сказкотерапия;

- арттерапия: куклотерапия, музыкотерапия, танцетарапия;

- игровые методы: игры, упражнения, сюжетно-ролевые игры;

-проигрывание ситуаций;

- метод убеждения и  упражнения;

- словесные методы: беседы, направленные на знакомство с  различными эмоциями, рассказы, инструкция, описание;

- наглядные методы: наблюдение  и обследование предметов.

Форма проведения занятий  – групповая и индивидуальная.

  1. Заключительный этап.

Основными задачами данного  этапа являются:

- проведение диагностики  эмоционального развития детей  с нарушением интеллектуального  развития;

- оценка эффективности  реабилитационной работы;

- разработка рекомендаций  по дальнейшей работе в данном  направлении для специалистов  и родителей.

Ожидаемые результаты:

- повышение эмоционального  фона настроения;

- длительная эмоциональная  устойчивость в поведении;

- снижение переживания  детьми чувств собственной неполноценности;

- стабилизация отношений  со сверстниками;

- способность правильно понимать, вербализовать и дифференцировать свои эмоциональные реакции и эмоциональные состояния других людей;

- снижение уровня агрессивности,  враждебности, тревожности;

- тенденция снижения неадекватных  эмоциональных реакций;

- выраженности способности  к сопереживанию, сочувствию, эмпатии;

- знание детей основных  эмоций;

- осознанное воспринимание детьми собственных эмоций.

 

Таблица 1

Тематический план

Тема

Количество занятий

Содержание работы специалистов

«Знакомство»

3 занятия

Психолог: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и окружающим детям; создание положительного эмоционального фона; развитие умений передавать другим положительные эмоции.

Логопед: развитие речи; коррекция звукопроизношения; формирование навыков правильной вербализации своих эмоций и эмоциональных состояний других детей.

Воспитатель: достижение взаимопонимания и сплоченности детей; развитее эффективности эмоционального общения детей друг с другом.

«Настроение»

5 занятий

Психолог: формирование оптимального эмоционального тонуса; развитие способности понимать свое настроение и умения его выразить; развитие умений чувствовать сопереживать другим; снижение эмоционального напряжения.

Логопед: формирование основ вербального и невербального общения; развитие слухового и зрительного внимания; формирование навыков правильной вербалицации своего настроения.

«Наши страхи»

2 занятия

Психолог: выявление реальных страхов; развитие умений говорить о своих негативных переживаниях, коррекция страхов, снижение уровня тревожности.

«Ласка»

3 занятия

Психолог: формирование навыкам определения и передачи эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики и пантомимики; коррекция поведения с помощью ролевых игр; развитие умений выражать чувства радости, удовольствия.

Логопед: развитие средств невербального общения, развитие умений правильной называть положительные эмоции, расширение положительных представлений об окружающем мире.

«Общая история»

3 занятия

Психолог: учить высказывать свои мысли; развитие умений спокойно выслушивать собеседника; снятие эмоционального напряжения; коррекция поведения.

Логопед: развитие невербальных средств общения, коррекция звукопроизношения, развитие понимания речи, расширение словаря эмоций.

Воспитатель: обучение адекватным способам взаимодействия - взаимопонимания;  развитие социального доверия, развитие умений действовать сообща.

«Мир эмоций»

8 занятий

Психолог: научить передавать эмоциональные состояния героя, активизация воображения и сопровождающих положительных эмоций; формирование адекватных эмоциональных реакций, активизация механизмов восприятия и понимания эмоций на основе фотоэталона и произвольной экспрессии.

Логопед: расширение способов кодирования и вебализации эмоций; расширение словарного запаса;  коррекция звукопроизношения; развитие коммуникативных навыков.

Воспитатель: создание доброжелательной обстановки в детском коллективе; укрепление у детей веры в собственные возможности; формирование интереса к занятиям; снятие отрицательных переживаний.

«Сказочная шкатулка»

3 занятия

Психолог: формирование положительного отношения к себе и к окружающим; использование выразительных движений в проявлении эмоциональных состояний.

Воспитатель: воспитание положительных эмоций и высших чувств.

«Музыкальные эмоции»

3 занятия

Психолог: закрепление умений детей распознавать эмоции по пантомимике и интонациям голоса; расширение представлений об эмоциональных состояниях.

Логопед: развитие интонационной стороны речи; расширение словаря эмоций.

«Эти разные, разные люди»

8 занятий

Психолог: развитие внимания и наблюдательности необходимые для эффективного общения; развитее сочувствия, учить детей замечать состояния других детей и быть готовым им помочь; развитие эмпатии.

Логопед: развитие коммуникативных навыков; расширение словаря эмоций; формирование навыков правильной вербализации своих эмоций и эмоциональных состояний других людей, закрепление имеющихся навыков и умений.

Воспитатель: развитие навыков адекватного взаимодействия с другими детьми и взрослыми; развитие социального доверия, развитие умений слушать собеседника.

«Волшебные эмоции»

8 занятий

Психолог: закрепление умений распознавать различные эмоции по внешним признакам;  учить различать эмоции по схематичному изображению, коррекция тревожности, закрепление полученных знаний и умений.

Логопед: развитие навыков вербализации эмоций, развитее невербальных средств общения, закрепление полученных знаний и умений.

 

Работа с родителями

Тренинг «Мы вместе»

2 занятия

Психолог: повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений; содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье; коррекция внутрисемейных отношений.

Консультация

  9 часов

Психолог:    оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей с нарушением интеллектуального развития, расширении знаний родителей о психофизиологических особенностях своих детей, обучение правильному эмоциональному воспитанию.

Информация о работе Реабилитационная программа эмоционального развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью