Ребенок живет
не только в мире готовых предметов, созданных
общественным трудом. Он всегда, с самого
начала своей жизни вступает в необходимое
общение с другими людьми, овладевает
объективно существующей системой языка,
усваивает с его помощью опыт поколений.
Все это становится решающим фактором
его дальнейшего психического развития,
решающим условием для формирования тех
высших психических функций, которым человек
отличается от животных.
Л. С. Выготский
неоднократно указывал, что развитие
психических способностей идет
не по типу «эволюции по
чистым линиям» (когда то или
иное свойство постепенно совершенствуется
само по себе), а по типу «эволюции
по смешанным линиям»1, иначе говоря,
по типу создания новых, опосредствованных
структур психических процессов
и новых «межфункциональных»
отношений, направленных на осуществление
прежних задач новыми способами.
Образцом или принципиальной
моделью опосредствованного строения
высших психических функций может
служить любая операция, решающая
практическую задачу с помощью
употребления орудия или решающая
внутреннюю, психологическую задачу
с помощью использования вспомогательного
знака, который является средством
для организации психических
процессов. Когда человек, перед
которым стоит задача запомнить
что-нибудь, завязывает узелок на
платке или делает заметку,
он совершает операцию, не имеющую,
казалось бы, никакого отношения
к стоящей перед ним задаче.
Однако таким способом человек
овладевает своей памятью: изменяя
строение процесса запоминания
и придавая ему опосредствованный
характер, он тем самым расширяет
ее естественные возможности.
B опосредствовании психических процессов
решающая роль принадлежит речи. Было
бы ошибкой думать, что опосредствованное
строение высших психических функций,
формирующихся при ближайшем участии
речи, является характерным только для
таких форм деятельности, как запоминание,
произвольное внимание или логическое
мышление.
Высшие психические
функции могут существовать только благодаря
взаимодействию высоко дифференцированных
мозговых структур, каждая из которых
вносит свой специфический вклад в динамическое
целое и участвует в функциональной системе
на своих собственных ролях. Это положение,
в корне противоположное как «узкому локализационизму»,
так и идеям диффузной «эквипотенциальности».
На ранних этапах своего развития высшие
психические функции опираются на использование
внешних опорных знаков и протекают как
ряд специальных развернутых операций.
Лишь затем они постепенно свертываются,
и весь процесс превращается в сокращенное,
базирующееся на внешней, а затем и на
внутренней речи, действие. Смена строения
высших психических функций на различных
этапах онтогенетического (а в некоторых
случаях и функционального, связанного
с упражнением) развития означает, что
и их кортикальная организация не остается
неизменной и что на разных этапах развития
они осуществляются неодинаковыми констелляциями
корковых зон.
Наблюдения показывают,
что соотношение отдельных компонентов,
входящих в состав высших психических
функций, не остается неизменным
на последовательных этапах их
развития. На ранних этапах их
формирования относительно простые
чувственные процессы, служащие
фундаментом для развития высших
психических функций, играют решающую
роль, однако на последующих этапах,
когда высшие психические функции
оказываются уже сформированными,
эта ведущая роль переходит
к более сложным, сформированным
на основе речи системам связей,
которые начинают определять
все строение высших психических
процессов. Поэтому нарушение
относительно элементарных процессов
чувственного анализа и синтеза,
необходимого, например, для дальнейшего
формирования речи, имеет в раннем
детстве решающее значение, вызывая
недоразвитие всех функциональных
образований, которые надстраиваются
на его основе. Наоборот, нарушение
этих же форм непосредственного,
чувственного анализа и синтеза
в зрелом возрасте, при уже
сложившихся высших функциональных
системах, может вызвать более
частный эффект, компенсируясь за
счет других дифференцированных
систем связей. Это положение
заставляет признать, что и характер
корковых межцентральных отношений
на разных этапах развития
функции не остается одним
и тем же и что эффект
поражения определенного участка
мозга на различных этапах
развития функций будет различным.
Л. С. Выготский
сформулировал это правило различного
влияния очага на различных
этапах развития функции, указывая,
что на ранних этапах онтогенеза
при поражении определенного
участка коры мозга будет преимущественно
страдать высший по отношению
к пораженному участку (т е.
генетически зависящий от него)
«центр», в то время как на
стадии уже сложившихся функциональных
систем при поражении того
же участка коры будет преимущественно
страдать низший по отношению
к пораженному участку (регулируемый
им) «центр». Это положение, значение
которого трудно переоценить,
показывает, насколько сложны «межцентральные
отношения» в процессе развития
и насколько важно учитывать законы формирования
высших психических функций для анализа
последствий очаговых поражений коры
головного мозга.
- Законы
и стадии развития
высших психических
функций .
Выгодский неоднократно
формулировал под разными названиями
законы развития ВПФ. Наиболее
часто он ограничивался одним
законом, который представлен
в разных редакциях и с разными
названиями: "общий генетический
закон культурного развития",
"закон социогенеза высших
форм поведения", "основной
фундаментальный закон построения
ВПФ", "общий закон для построения
всех ВПФ", "закон двойного
появления ВПФ в истории развития
ребенка", "самый важный и
основной из генетических законов".
Именно этот закон чаще всего
воспроизводится в работах, посвященных
теории Выготского, а наиболее
цитируемой является формулировка
из работы "История развития
ВПФ": "Всякая функция в культурном
развитии ребенка появляется
на сцену дважды, в двух планах,
сперва - социальном, потом - психологическом,
сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри
ребенка, как категория интрапсихическая".
Однако в трудах Выготского
есть и др. законы развития
ВПФ.
1. Закон перехода
от натуральных к культурным (опосредствованных
орудиями и знаками) формам
поведения. Этот закон можно
назвать "законом опосредствования".
2. Закон социогенеза:
переход от социальных (интерпсихических)
к индивидуальным формам поведения,
в результате чего средства
социальной формы поведения становятся
средствами индивидуальной формы
поведения.
3. Закон перехода
функций извне внутрь: "Этот
процесс перехода операций извне
вовнутрь называется законом
вращивания" (Интериоризация).
4. "Общий закон
развития состоит в том, что
осознание и овладение свойственны
только высшей ступени в развитии
к.-л. функции. Очевидно, данный
закон можно назвать "законом
осознания и овладения". (Интеллектуализация.)
Имеются ли
какие-либо критерии для проверки точности
формулировок и названий? Иначе говоря,
существует ли внутренняя логика в этом
законодательстве? Можно ли считать, что
приведенные четыре закона образуют полный
набор? Если принять, что они являются
законами переходного типа, которые описывают
переход от одной стадии развития к след.,
то, очевидно, что количество законов должно
составлять N - 1, где N- количество стадий.
Поэтому поставленные вопросы связаны
с выявлением стадий развития. Чаще всего
в работах Выготского встречается четырехстадийная
схема (реже - трехстадийная) культурного
развития как в общественно-историческом,
так и онтогенетическом планах. Первый
вариант этой схемы появился еще в статье
"Проблема культурного развития ребенка"
(1928). В последующих работах она повторялась
с непринципиальными изменениями названий
стадий. Очевидно, в рамках четырехстадийной
схемы максимальное количество законов
переходного типа не может быть больше
трех. Однако вышеупомянутые 4 закона предполагают
пятистадийную схему. Более того, логико-семантический
анализ работ Выготского (Мещеряков Б.
Г., 1998) выявил еще две стадии, которые принадлежат
к имплицитному содержанию этой концепции.
В концепции Выготского
можно установить след. 7 стадий:
1) натуральная функция;
2) примитивная (доречевая)
интерпсихическая функция;
3) высшая (речевая)
интерпсихическая функция;
4) стадия наивной
психологии (она же - магическая);
5) экстрапсихическая
функция;
6) спонтанная интрапсихическая
функция;
7) произвольная интрапсихическая
функция (или ВПФ в узком
смысле).
Отсюда можно
сделать вывод, что число законов
должно составить шесть. В расширенной
схеме, как минимум, нуждаются
в пояснении критерии различения
2-й и 3-й стадий. К сожалению,
в работах Выготского нет однозначного
толкования примитивности ВПФ
(в широком смысле). В одних
случаях подчеркивается их пассивный
характер, в др. - непонимание психологической
функции знаковых средств, в
третьих - особенности используемых
знаков (доречевой уровень коммуникации).
Более фундаментальным и эвристичным
критерием был признан третий
(Мещеряков Б. Г., 2000), что, однако,
не исключает использования др.
критериев в качестве дополнительных
характеристик стадий и выделения
подстадий (напр., подстадий позиционно-пассивной
и позиционно-активной интерпсихической
функции, в зависимости от того,
какую позицию занимает ребенок
в совместной деятельности). Аналогично,
и "магическое отношение"
также может быть связано с
интерпсихической функцией, хотя
здесь оно скрыто конвенциональной
ролью знака как средства общения.
Кроме того, заслуживает пояснений
следующая проблема: как возможно,
чтобы после "высшей интерпсихической
функции" следовала "стадия
наивной психологии", в отношении
которой Выготский иногда использовал
атрибуты "примитивная" и "низшая"?
"Переход от коллективной формы
поведения к индивидуальной на
первых порах снижает характер
всей операции, включает ее в
систему примитивных функций... Социальные
формы поведения сложнее, они
развиваются у ребенка раньше;
становясь индивидуальными, они
снижаются до функционирования
по более простым законам".
Примером регресса может служить
малопонятная эгоцентрическая речь:
в сравнении с социальной (коммуникативной)
речью она может трактоваться
как регресс (декаляж, в терминах
Ж. Пиаже). Другая возможность
заключается в том, чтобы допустить
наличие "магического отношения"
к знакам и на предыдущих
стадиях. Использование речи для
общения со взрослыми не исключает,
напр., употребления ребенком речи
и в отношении животных, растений
и даже неживых предметов; в
этом же смысле может быть
понят и признаваемый Выготским
факт т. н. "номинального реализма"
(у детей), когда слово "рассматривается"
как одно из свойств предмета
в ряду других свойств. Возникновение
новообразований в ходе развития
не предполагает автоматического
отмирания прежних форм. В том
понимании психического развития,
которое разрабатывал Выготский,
достаточно четко проглядывает
идея, что генетически более старые
формы поведения перестраиваются под
влиянием новых и продолжают свое развитие.
Заключение.
Высшие психические
функции — теоретическое понятие,
введенное Л.С. Выготским, обозначающее
сложные психические процессы, социальные
по своему формированию, которые опосредствованы
и за счет этого произвольны. Психические
явления могут быть „натуральными“,
детерминированными преимущественно
генетическим фактором, и „культурными“,
надстроенными над первыми, собственно
высшими психическими функциями, которые
всецело формируется под влиянием
социальных воздействий. Основным признаком
высших психических функций является
их опосредствованность определенными
„психологическими орудиями“, знаками,
возникшими в результате длительного
общественно–исторического развития
человечества, к которым относится,
прежде всего, речь. Первоначально высшая
психическая функция реализуется
как форма взаимодействия между
людьми, между взрослым и ребенком,
как интерпсихологический процесс,
и лишь затем — как внутренний,
интрапсихологический. При этом внешние
средства, опосредствующие это взаимодействие,
переходят во внутренние, т.е. происходит
их интериоризация. Если на первых этапах
формирования высшей психической функции
она представляет собой развернутую
форму предметной деятельности, опирается
на относительно простые сенсорные
и моторные процессы, то в дальнейшем
действия свертываются, становясь автоматизированными
умственными действиями. Психофизиологическим
коррелятом формирования высших психических
функций выступают сложные функциональные
системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую)
и горизонтальную (корково–корковую)
организацию. Но каждая высшая психическая
функция жестко не привязана к
какому–либо одному мозговому центру,
а является результатом системной
деятельности мозга, в которой различные
мозговые структуры делают более
или менее специфический вклад
в построении данной функции.
Речь, как знаковая
система, почти с начала использования
людьми стала действенным средством влияния
человека на самого себя, управления своим
восприятием, своим поведением, вниманием,
памятью и другими познавательными процессами.
Вместе с речью, человек получил от природы
еще одну сигнальную систему органов чувств,
выраженную в слове. Обладая известными
людям значениями, слова стали оказывать
на их психологию и поведение такое же
воздействие, как и замещаемые ими предметы,
а иногда даже большее, если они обозначали
явления и предметы, которые трудно представить
(абстрактные понятия). Вторая сигнальная
система стала мощным средством самоуправления
и саморегуляции человека. Восприятие
приобрело такие качества, как предметность,
константность, осмысленность, структурность;
внимание стало произвольным, память –
логической, мышление – словесным и абстрактным.
Практически все психические процессы
человека вследствие использования речи
для управления ими вышли за пределы своей
природной ограниченности, получили возможность
дальнейшего, потенциально безграничного
совершенствования. Слово стало основным
регулятором человеческих поступков,
носителем нравственных и культурных
ценностей, средством и источником цивилизации
человека, его интеллектуального и морального
совершенствования. Оно же выступило как
главный фактор воспитания и обучения.
Благодаря слову человек – индивид стал
человеком – личность. Особую роль в развитии
людей сыграла речь как средство общения.
Её развитие способствовало взаимному
интеллектуальному и культурному обогащению
людей, живущих в разных концах мира и
говорящих на разных языках.