Развитие самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы преддошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:16, реферат

Краткое описание

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.

Файлы: 1 файл

Развитие самосознания.docx

— 27.63 Кб (Скачать)

Развитие самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы преддошкольника.

 

В раннем возрасте можно было наблюдать  всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу  дошкольного возраста благодаря  интенсивному интеллектуальному и  личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто  эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала  умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные  качества и умения.

О моральных качествах ребенок  судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с  нормами, принятыми в семье и  коллективе сверстников, или не вписывается  в систему этих отношений. Его  самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения.  К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но  в  это  время  дети хвалят себя уже не в такой  открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах  содержат какое-то  обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника  очень высока, что помогает ему  осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более  дифференцированные представления  о себе могут быть более или  менее верными. Адекватный образ  “я” формируется у ребенка  при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его  воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в  первой половине дошкольного детства  ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства  можно было бы передать так: “мне радостно”, “мне взгрустнулось”. В конце дошкольного  возраста он ориентируется в своих  эмоциональных состояниях и может  выразить их словами: “я рад”, “я огорчен”, “я сердит”.

Для этого периода характерна половая  идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают  представления о соответствующих  стилях поведения. Большинство мальчиков  стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в  быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного  возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры - только для  мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в  прошлом, осознает в настоящем и  представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту  большой”.

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание  себя во времени.

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок  моделирует их в сюжетно-ролевой  игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает  речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся  динамике образных представлений.

Это период первоначального становления  личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и  осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Кризис трёх лет.

 

Кризис трёх лет — (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

"Кризис трёх лет" - условное  понятие в психологии, так как  его временные границы не имеют  четкости и определяются в  период со второго полугодия  3-его до первого полугодия  4-го гг. жизни детей. Возрастной  кризис является закономерным  явлением в развитии психики  ребёнка и в отличие от стабильных  периодов длится недолго, примерно  несколько месяцев, у разных  детей протекает с разной степенью  выраженности и интенсивности.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как  негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые  их выявила и описала Э. Келер в работе "О личности трехлетнего ребёнка". Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет "семизвездием симптомов". Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная  реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать  наоборот, то есть прямо противоположное  тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах  ребёнок не может. Упрямство следует  отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость направлена в целом  против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка  все делать самому (ключевые слова  в речи "Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая  неадекватна возможностям ребёнка  и вызывает дополнительные конфликты  со взрослыми. Своеволие — стремление ребёнка все делать самостоятельно (ключевые слова в речи "Я сам!"). При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку  важно, чтобы окружающие люди всерьёз  относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с  ним считаются, что уважают его  мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка  обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может  проявляться в том, что ребёнок  начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет  деспотическую власть по отношению  к близким людям, заставляет родителей  делать все, что он требует.

Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов  в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью  и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Л. С. Выготский подчеркивал, что  за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к  новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей  на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может  протекать без каких-либо явных  негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно  сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребёнком

Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.

Избегание авторитарного стиля  взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.

Осуществление единой тактики воспитания в семье.

Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка (в  доступных пределах для данного  возраста).

Использование игровых приемов  в общении и обучении ребёнка  самостоятельности.

Объяснение правил поведения ребёнку  в простой и доступной для  него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.

Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

Совместный поиск компромиссных  решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право  выбора.

Обучение ребёнка навыкам общения  со сверстниками и взрослыми.

 

« Я сам  « как важное новообразование  возраста.

 

И это утверждение "Я-системы" — основа личности к концу раннего детства. Прыжок от реалиста к фантазеру завершается "возрастом упрямств". Упрямством можно превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.

В три года дети ожидают от семьи  уже признания независимости  и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы  посоветовались с ним.

Но он не может ждать, что это  будет когда-нибудь в будущем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать  самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возросшие потребности трехлетнего  ребенка уже не могут быть удовлетворены  и прежним стилем общения с  ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны  и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям  изменений в личности ребенка  происходят бурные переломы — ведь невозможно повернуть развитие вспять.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно  ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы  выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка — та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно  и безопасно быть под ней. В  какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а  сознательно ломает «скорлупу», чтобы  испытать превратности судьбы, познав непознанное, изведать неизведанное. И  главное открытие — открытие себя. Он независим, он все может. Но... в  силу возрастных возможностей малыш  никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и  «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и  весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с  ним, ухаживают за ним, предупреждают  все его желания, не замечая и  не понимая, что он уже все может  делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

Информация о работе Развитие самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы преддошкольника