Развитие психических познавательных процессов в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 03:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в контексте готовности их к школьному обучению
Задачи:
Изучить особенности развития речи
Рассмотреть особенности развития внимания
Проанализировать особенности развития воображения, особенности развития памяти
Провести анализ особенностей развития мышления в дошкольном возрасте.
Провести эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…....3
Глава 1.Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………5
1.1 Особенности развития речи………………………………………...….7
1.2 Особенности развития внимания……………………………..………16
1.3 Особенности развития воображения …...…………………………....19
1.4 Особенности развития памяти………………………………………..29
1.5 Особенности развития мышления……………………………………34
1.6 Особенности психических процессов.….……………………………41
Глава 2.Эмпирическое исследование уровня развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте как фактор готовности ребенка к школьному обучению…………………………………………….54
Выводы по главе 2.………………………………………………….........60
Практические рекомендации……………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………...67

Файлы: 1 файл

квп Аблеева.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

     По  результатам эмперического исследования можно сделать вывод, что использование методики позволило четко выделить детей с возможными проблемами при адаптации в условиях системного обучения. А также выявить сферы педагогических усилий еще до поступления в общеобразовательную школу, что способствовало повышению уровня школьной адаптации учеников.

     На  основании полученных результатов  в ходе работы, можно предложить рекомендации для педагогического  коллектива детского сада и родителей  по подготовке детей к школе, которые представлены ниже.

     Формирование  требуемого уровня психологической  готовности невозможны без активного  участия воспитателей и родителей, а для этого необходимо ознакомиться с особенностями детей старшего дошкольного возраста. А именно организовать мероприятия для воспитателей и родителей в виде групповых (родительские собрания, организационно - деятельностные игры, «круглые столы»), индивидуальных (собеседования), консультаций для родителей.

     Следует уделять внимание формированию мотивов учения и положительного отношения к школе. Работа воспитателей детского сада в данном случае должна быть направлена на решение трех основных задач, а именно:

     - формирование у детей правильных  представлений о школе и учении;

     - формирование положительного эмоционального отношения к школе;

     - формирование опыта учебной деятельности.

     Для решения этих задач можно использовать различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание  стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, рисование школу и игра в школу. Рассказы и стихи о школе рекомендуется подбирать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке. Следует отметить, что дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии в 1 класс (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование положительного эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

     Также следует уделять внимание способности  ребенка принимать учебную задачу. Принятие учебной задачи включает в  себя два момента: желание выполнять  задачу, поставленную педагогом, то есть принятие задачи для ребенка приобретает «личностный смысл», став его собственной задачей. Понимание задачи, то есть того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задачи.

     Задача  может быть поставлена перед ребенком двумя способами: в виде наглядного образца (готового рисунка, постройки, конструкции) либо в словесной форме.

     Ставя перед ребенком задачу, необходимо четко обозначать:

     - что надо делать (постановка цели);

     - как надо сделать (задаются  способы действий);

     - что должно получиться (задаются  параметры результата).

     После того как задание выполнено, обязательно вместе с ребенком нужно определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку выполненной работы. Если возникают ошибки или отклонения от заданных параметров, не нужно торопиться повторять задачу для ребенка, пусть он вспомнит и сделает сам.

     Умение  слушать и выполнять задания  педагога одно из обязательных условий  успешного обучения по любой программе  начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом следует обращать внимание на такие особенности поведения дошкольника, как:

     - внимательно ли он слушает  взрослого;

     - выслушивает ли задание до  конца и не начинает ли выполнять задание, не дослушав его;

     - старается ли как можно точнее  выполнить инструкции взрослого;

     - задает ли вопросы, если не  понял или что-то забыл в  процессе выполнения;

     - признает ли авторитет взрослого  и положительно настроен на  взаимодействие с ним.

     В условиях детского сада дети приобретают  графические навыки на занятиях изобразительным  искусством, а мелкие движения рук  развиваются в процессе конструирования  и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно, необходимы дополнительные занятия не только в детском саду, но и дома. Для развития мелкой моторики рук можно воспользоваться следующими приемами и упражнениями:

     - массаж кистей рук;

     - пальчиковая гимнастика и пальчиковые  игры;

     - лепка из глины; 

     - выполнение движений с мелкими предметами, такими как мозаика, конструктор, вырезание ножницами;

     - выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе).

     Опыт  графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом следует обучать ребенка правильным приемам действий, а именно:

     - вести линию сверху вниз и  слева направо;

     -штриховать  ровно, без пробелов, не выезжая  за контур.

     При этом важно обращать внимание ребенка  на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи ребенка в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

     Можно сделать следующие выводы:

     Во-первых, приоритетным направлением при диагностике  готовности к школе является выявление  актуального уровня психического развития ребенка, а также индивидульно - психологических  особенностей, специфики поведенческих  характеристик при помощи методик по оценке психологической готовности.

     Во-вторых, уровень психического развития ребенка  как предпосылка к успешному  обучению в школе должен проявляться  в таких психологических сферах, как интеллектуальная, произвольная, эмоциональная и мотивационная.

     В-третьих, использование диагностической  методики позволяет своевременно и  более полно выявить требующие  внимания особенности в развитии психических функций у детей, необходимых для успешной адаптации  и обучения в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Практические  рекомендации нашего исследования по готовности ребенка к школьному обучению чтобы ребенок оказался готовым к школе.

  1. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
  2. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
  3. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
  4. Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать, закладывается фундамент личности.
  5. Посещение детского сада, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В последнее время проблема диагностики  психологической готовности ребенка  к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

     Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

     Использование в практической деятельности психологами  дошкольных образовательных учреждений такой методики по оценке психологической  готовности детей к школе способствует облегчению процесса адаптации к школьному обучению. Поскольку данная диагностическая методика позволяет учитывать поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, это облегчает прогнозирование возможных трудностей при адаптации по данному аспекту готовности. А также методика рассматривает готовность к школе не с целью измерения ради измерения, а с точки зрения применения комплексного диагностико - развивающего подхода. Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой позволила четко выделить детей с возможными проблемами при адаптации в условиях системного обучения. А также выявить сферы педагогических усилий еще до поступления в общеобразовательную школу, что способствовало повышению уровня школьной адаптации учеников; 

     Список  литературы:

  1. Амонашвили Ш. А. В школу-с шести лет. М., 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13-19.)
  2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. (Развитие восприятия пространства у дошкольников: 93-120.)
  3. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989. (дошкольный возраст: 62-89.)
  4. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением задач и развитие когнитивных способностей ребенка Вопросы психологии. 1983.-№ 2. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В.. Га.-М., 1984. (Психология дошкольника: 67-74.)
  5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.-М., 1979. (Дошкольный возраст: 49-68.)
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. С. 10.
  7. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2004. С. 245-298.
  8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М., 1981.
  9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.-М., 1984. (Речь дошкольника: 102-III.)
  10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.- 1986.-Т. II. (Развитие произвольных движений: 5-233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений: 146-188.)
  11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М., 1986.-Т. 1. (Развитие восприятия у детей-дошкольников: 52-99. Развитие мышления у детей-дошкольников: 154-215.)
  12. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. (О развитии восприятия (узнавания) у детей дошкольного и младшего школьного возраста: 138-171. Развитие мышления у детей дошкольного возраста (4-7 лет): 224-271.)
  13. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. М" 1978. (Развитие непроизвольного и произвольного запоминания у дошкольников: 26-61.)
  14. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. Минск, 1 (Развитие представлений у детей дошкольного возраста: 43-60.)
  15. Карпова С. №., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка Ростов-на-Дону, 1987. ; (Проблема овладения дошкольником фонематической стороной речи: 5-27.)
  16. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М,, 1988.
  17. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольника Киёв, 1971.
  18. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психическая готовность к школе. М., 1987. (Готовность к школе: 37-59.)
  19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М., 1997.
  20. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В? М" 1983.-Т. 1. "1 (Психологические основы дошкольной игры: 303-323.) \)
  21. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 207
  22. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психическая подготовка детей к школе. Калинин, 1987.
  23. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001
  24. . Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. . –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с
  25. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. М., 1986. (Достижения шестилетнего ребенка в умственном развитии: 5-18. Индивидуальные различия шестилетних детей: 45-66. Игра у детей шестилетнего возраста: 67-78.)
  26. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М., 1985.
  27. 'Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989. (Самоконтроль у, дошкольников: 86-90.) Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста М., 1989- (Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4-II. Развитие символической функции у детей 6-7-летнего возраста: 66-77.)
  28. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с
  29. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. М" 1986. (Особенности мышления шестилетних детей: 25-32.)
  30. Панько Е. А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск, 1984.
  31. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II -М., 1981.
  32. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. (формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 112-123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162-237.)
  33. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект - М., 1987.
  34. Психологические особенности шестилеток: 64-104.) Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. М., 1985. (Об эгоцентризме детского мышления (дошкольный возраст): 3-8, 17-36. Усвоение языка ребенком-дошкольником: 36-58. Развитие мышления у детей-дошкольников: 58-69.)
  35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
  36. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. (Биотическая функция .как показатель готовности детей к школе: 169-210.
  37. Урунтаева Г.А., Детская психология 6 изд. Переработан и дополненное, М «Академия» 2006, 368 с
  38. Фельдштейн Хрестоматия по возрастной психологии 1997 г.
  39. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).-М., 1960. (Психическое развитие детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет): 138-
  40. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. (Развитие игры в дошкольном возрасте: 169-270.)
  41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с:
  42. Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. 2003.

Информация о работе Развитие психических познавательных процессов в дошкольном возрасте