Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 03:00, дипломная работа
Цель: изучить особенности познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в контексте готовности их к школьному обучению
Задачи:
Изучить особенности развития речи
Рассмотреть особенности развития внимания
Проанализировать особенности развития воображения, особенности развития памяти
Провести анализ особенностей развития мышления в дошкольном возрасте.
Провести эмпирическое исследование.
Введение………………………………………………………………..…....3
Глава 1.Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………5
1.1 Особенности развития речи………………………………………...….7
1.2 Особенности развития внимания……………………………..………16
1.3 Особенности развития воображения …...…………………………....19
1.4 Особенности развития памяти………………………………………..29
1.5 Особенности развития мышления……………………………………34
1.6 Особенности психических процессов.….……………………………41
Глава 2.Эмпирическое исследование уровня развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте как фактор готовности ребенка к школьному обучению…………………………………………….54
Выводы по главе 2.………………………………………………….........60
Практические рекомендации……………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………...67
B тeчeниe дoшкoльнoгo вoзрacтa вoзрacтaeт и нeзaвиcимocть дeтeй oт oкружaющeй cитуaции, их пoвeдeниe oпрeдeляeтcя мoтивaми, кoтoрыe нaчинaют cклaдывaтьcя в oпрeдeлeнную иeрaрхию, пoкa eщe нe ocoзнaвaeмую рeбeнкoм. Пo дaнным Л.И. Бoжoвич, имeннo в этoм вoзрacтe дeти нaчинaют ocoзнaвaть сeбя cубъeктaми в cиcтeмe coциaльных oтнoшeний, у них фoрмируeтcя внутрeнняя пoзиция, кoтoрaя oтрaжaeт стeпeнь их удoвлeтвoрeния свoим мecтом в этих oтнoшeниях (нaпримeр, внутрeнняя пoзиция шкoльникa).
Oзначeнии
oбщeния и coциaльнoгo oкружeния в cтaнoвлeнии
личнocти рeбeнкa пиcал и А. Адлeр. Oн cчитaл,
чтo бoльшoe знaчeниe в этoм прoцecce имeeт сeмья,
люди, кoтoрыe oкружaют дeтeй в пeрвыe гoды
жизни и влияют нa рaзвитиe индивидуaльнoгo
cтиля жизни.[33c45-69]
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте как фактор готовности ребенка к школьному обучению
2.1. Организация и проведение эмпирического экспериментального исследования.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание и в развитии других психических процессов. Качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.
Объектом эмпирического исследования – дети в возрасте 6-7 лет.
Предмет эмпирического исследования – уровень развития психических процессов как психологическая готовность ребенка к школе.
Цель исследования – изучение уровеня развития психических процессов психологической готовности детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1.
Выяснить психологическую
2.
обработать и проанализировать
результаты диагностического
3.
выявить группы детей с разным
уровнем психологической
Опытно – экспериментальной базой для проведения исследования было выбрано МДОУ «Солнышко» г.Лихославль ул.Пионерская д.30.
В группе проводилось исследование психологической готовности с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.
В исследовании принимало участие 20 детей. Возрастной состав этих групп – дети 6-7 лет. По половой принадлежности в группе мальчиков больше чем девочек, 11 мальчиков и 9 девочек. Социальная ситуация развития детей в группе достаточно благоприятна. Дети обучались в детских садах по традиционной образовательной программе.
Обследование проводилось фронтально. В ходе обследования детям предъявлялись 5 заданий. Время работы с заданиями не превышает 15-20 минут на группу детей. По итогам выполнения заданий, согласно методике все работы разделяются на 4 уровня готовности к школе.
1.
«Продолжи узор». Оценивались
особенности тонкой моторики
и произвольности внимания, умения
самостоятельно работать в
2.
«Сосчитай и сравни».
3.
«Слова». Оценивались
4. «Шифровка». Данное задание выявляло показатели сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
5.
«Рисунок человека».
Количество дополнительных особенностей определяло корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения. Корректировочные коэффициенты определялись следующим образом:
1.
Если в листе наблюдений
2.
Если в листе наблюдений
3.
Если в листе наблюдений были
отмечены три знака
4. Если в листе наблюдений отмечалось четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.45.Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням – в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
Уровни готовности к школе:
1 уровень (от 17 до 25 баллов) – готовность к началу регулярного обучения в школе;
2 уровень (от 14 до 17 баллов) – условная готовность к началу обучения;
3
уровень (от 11 до 14 баллов) – условная
неготовность к началу
4.уровень
(суммарная оценка ниже 10 баллов)
– неготовность на момент
Итоговые результаты обследования каждого ребенка и группы детей сводились в общую таблицу. В графе «Фамилия, имя ребенка, возраст» фиксировались возраст ребенка в полных годах и месяцах (на момент обследования). В графе «Балльная оценка выполнения заданий» приводились соответствующие результаты выполнения отдельных заданий и общий («сырой») суммарный балл. В графу «Поведенческие особенности» из листа наблюдений в первый столбец переносилось количество знаков («+» или галочек), во второй столбец проставлялись корректировочный коэффициент, соответствующий количеству знаков выраженности поведенческих особенностей. В графу «Суммарный балл» заносились скорректированная в соответствии с полученными коэффициентами итоговая балльная оценка. В графе «Уровень готовности» отмечается соответствующий итоговой балльной оценке уровень: готов (Г), условно готов (УГ), условно не готов (УНГ), не готов (НГ).
В результате исследования 20 детей были выявлены 2 ребенка, имеющих низкий показатель готовности к обучению в школе, что в процентном соотношении составило 10% от общего количества детей, а также было выделено 7 детей, имеющих «условную» готовность, что составило 35% от всей группы. Остальные 11 детей (55%) имеют оптимальный уровень готовности к школе, то есть «готовы» к началу школьного обучения. Родители этих 11 детей активно участвуют в дошкольной жизни ребенка, дополнительно занимаются с детьми в домашних условиях.
По
результатам диагностики
Следует отметить, что возможными причинами «не готовых» детей являются следующие:
- социально - педагогическая запущенность;
-
недостаточное развитие
-
функциональные нарушения
-
несформированность
-
недостаточный уровень
-
полностью не усвоена
Следует отметить, что дети «готовые» к обучению в школе активно участвуют в игровой деятельности. Образовательная программа детского сада детьми данной группы осваивается намного лучше, чем детьми «не готовыми» к школе, что может быть связано со следующим:
- регулярное посещение детского сада;
- в семье созданы необходимые условия для развития ребенка, дополнительные занятия построены на ясном понимании закономерностей и специфики психического развития ребенка;
-
сформированность мотивов
Выводы по главе 2:
1.
«Экспресс-диагностика
-
умение ориентироваться на
- умение следовать инструкциям предъявляемых в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу;
-
уровень сформированности
2.
Методика позволяет помимо
3.
Методика рассматривает
4.
Использование методики «
5.
Задания, предъявляемые в
6.
Критерии оценки готовности к
обучению в школе по методике
позволяют более точно
7.
Использование методики
8.
Так как диагностика
Информация о работе Развитие психических познавательных процессов в дошкольном возрасте