Развитие психических познавательных процессов в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 03:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в контексте готовности их к школьному обучению
Задачи:
Изучить особенности развития речи
Рассмотреть особенности развития внимания
Проанализировать особенности развития воображения, особенности развития памяти
Провести анализ особенностей развития мышления в дошкольном возрасте.
Провести эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…....3
Глава 1.Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………5
1.1 Особенности развития речи………………………………………...….7
1.2 Особенности развития внимания……………………………..………16
1.3 Особенности развития воображения …...…………………………....19
1.4 Особенности развития памяти………………………………………..29
1.5 Особенности развития мышления……………………………………34
1.6 Особенности психических процессов.….……………………………41
Глава 2.Эмпирическое исследование уровня развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте как фактор готовности ребенка к школьному обучению…………………………………………….54
Выводы по главе 2.………………………………………………….........60
Практические рекомендации……………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………...67

Файлы: 1 файл

квп Аблеева.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

     B тeчeниe дoшкoльнoгo вoзрacтa вoзрacтaeт и нeзaвиcимocть дeтeй oт oкружaющeй cитуaции, их пoвeдeниe oпрeдeляeтcя мoтивaми, кoтoрыe нaчинaют cклaдывaтьcя в oпрeдeлeнную иeрaрхию, пoкa eщe нe ocoзнaвaeмую рeбeнкoм. Пo дaнным Л.И. Бoжoвич, имeннo в этoм вoзрacтe дeти нaчинaют ocoзнaвaть сeбя cубъeктaми в cиcтeмe coциaльных oтнoшeний, у них фoрмируeтcя внутрeнняя пoзиция, кoтoрaя oтрaжaeт стeпeнь их удoвлeтвoрeния свoим мecтом в этих oтнoшeниях (нaпримeр, внутрeнняя пoзиция шкoльникa).

     Oзначeнии oбщeния и coциaльнoгo oкружeния в cтaнoвлeнии личнocти рeбeнкa пиcал и А. Адлeр. Oн cчитaл, чтo бoльшoe знaчeниe в этoм прoцecce имeeт сeмья, люди, кoтoрыe oкружaют дeтeй в пeрвыe гoды жизни и влияют нa рaзвитиe индивидуaльнoгo cтиля жизни.[33c45-69] 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте как фактор готовности ребенка к школьному обучению

     2.1. Организация и проведение эмпирического экспериментального исследования.

     Психологическая готовность ребенка к школьному  обучению представляет собой комплексное  образование. Отставание в развитии одного из компонентов психологической  готовности влечет за собой отставание и в развитии других психических  процессов. Качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

     Объектом эмпирического исследования – дети в возрасте 6-7 лет.

     Предмет эмпирического исследования – уровень развития психических процессов как психологическая готовность ребенка к школе.

     Цель  исследования – изучение уровеня развития психических процессов психологической готовности детей к школьному обучению.

     Задачи  исследования:

     1. Выяснить психологическую готовность  детей к школе с помощью  методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.

     2. обработать и проанализировать  результаты диагностического исследования

     3. выявить группы детей с разным  уровнем психологической готовности  к школьному обучению и представить прогноз обучения в школе.

     Опытно  – экспериментальной базой для  проведения исследования было выбрано  МДОУ «Солнышко» г.Лихославль ул.Пионерская д.30.

     В группе проводилось исследование психологической  готовности с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.

     В исследовании принимало участие 20 детей. Возрастной состав этих групп – дети 6-7 лет. По половой принадлежности в группе мальчиков больше чем девочек, 11 мальчиков и 9 девочек. Социальная ситуация развития детей в группе достаточно благоприятна. Дети обучались в детских садах по традиционной образовательной программе.

     Обследование  проводилось фронтально. В ходе обследования детям предъявлялись 5 заданий. Время  работы с заданиями не превышает 15-20 минут на группу детей. По итогам выполнения заданий, согласно методике все работы разделяются на 4 уровня готовности к школе.

     1. «Продолжи узор». Оценивались  особенности тонкой моторики  и произвольности внимания, умения  самостоятельно работать в режиме фронтальной инструкции;

     2. «Сосчитай и сравни». Оценивались  сформированность навыков пересчета  в пределах 9, соотнесение цифры  и количества изображения фигур,  моторных навыков при изображении  цифр, сформированность понятия  «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов;

     3. «Слова». Оценивались сформированность  у ребенка звукового и звукобуквенного  анализа материала, подаваемого  на слух, сформированность графической  деятельности, произвольная регуляция  собственной деятельности;

     4. «Шифровка». Данное задание выявляло показатели сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

     5. «Рисунок человека». Оценивались  уровень общей сформированности графической деятельности, топологические и метрические пространственные представления, общий уровень развития. В процессе выполнения заданий отмечался также характер поведения и работы детей в листе наблюдений.

     Количество  дополнительных особенностей определяло корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения. Корректировочные коэффициенты определялись следующим образом:

     1. Если в листе наблюдений отмечен  один знак поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.85;

     2. Если в листе наблюдений отмечены  два знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная  ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.72;

     3. Если в листе наблюдений были  отмечены три знака поведенческих  трудностей, то общая балльная  оценка, полученная ребенком за  выполнение всех заданий, умножалась  на коэффициент 0.6;

     4. Если в листе наблюдений отмечалось четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.45.Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням – в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.

     Уровни  готовности к школе:

     1 уровень (от 17 до 25 баллов) – готовность  к началу регулярного обучения  в школе;

     2 уровень (от 14 до 17 баллов) – условная готовность к началу обучения;

     3 уровень (от 11 до 14 баллов) – условная  неготовность к началу регулярного  обучения;

     4.уровень  (суммарная оценка ниже 10 баллов) – неготовность на момент обследования  к началу регулярного обучения.

     Итоговые  результаты обследования каждого ребенка и группы детей сводились в общую таблицу. В графе «Фамилия, имя ребенка, возраст» фиксировались возраст ребенка в полных годах и месяцах (на момент обследования). В графе «Балльная оценка выполнения заданий» приводились соответствующие результаты выполнения отдельных заданий и общий («сырой») суммарный балл. В графу «Поведенческие особенности» из листа наблюдений в первый столбец переносилось количество знаков («+» или галочек), во второй столбец проставлялись корректировочный коэффициент, соответствующий количеству знаков выраженности поведенческих особенностей. В графу «Суммарный балл» заносились скорректированная в соответствии с полученными коэффициентами итоговая балльная оценка. В графе «Уровень готовности» отмечается соответствующий итоговой балльной оценке уровень: готов (Г), условно готов (УГ), условно не готов (УНГ), не готов (НГ).

     В результате исследования 20 детей были выявлены 2 ребенка, имеющих низкий показатель готовности к обучению в  школе, что в процентном соотношении составило 10% от общего количества детей, а также было выделено 7 детей, имеющих «условную» готовность, что составило 35% от всей группы. Остальные 11 детей (55%) имеют оптимальный уровень готовности к школе, то есть «готовы» к началу школьного обучения. Родители этих 11 детей активно участвуют в дошкольной жизни ребенка, дополнительно занимаются с детьми в домашних условиях.

     По  результатам диагностики психологической  готовности к обучению в школе  детей можно сделать следующие  выводы:

  • у детей «не готовых» к началу регулярного обучения наблюдались ошибки в выполнении задания «Продолжи узор», при этом допускалось изолированное написание элементов. Выполнение заданий вызывали большие сложности. При выполнении задания «Сосчитай и сравни» неверно соотносились числа и цифры, допускались ошибки в перерасчете. У них не сформированы понятие «больше-меньше», звукобуквенный анализ. Рисунки человека не соответствовали возрастной норме детей;
  • дети имеющие «условную готовность» к началу обучения достаточно хорошо подготовлены к школе. Могут пересчитывать и соотносить количество изображенных фигур с цифрами, соотносить «больше-меньше», обладают достаточным темпом деятельности, развитыми моторно-перцептивными навыками. Но при этом имеют некоторые трудности при выполнении заданий вследствие недостаточного развитого внимания и фактора отвлекаемости;
  • у детей «готовых» к обучению в школе сформированы навыки самоконтроля и планирования, произвольной регуляции деятельности, хорошо развиты фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Имеются навыки счета и соотнесения количества, представленных предметов с соответствующим числом. Дети хорошо действовали по образцу и по речевой инструкции. Деятельность и работоспособность детей данной группы характеризовались высоким темпом.[42]

     Следует отметить, что возможными причинами  «не готовых» детей являются следующие:

     - социально - педагогическая запущенность;

     - недостаточное развитие социальных  мотивов и мотива долженствования  в условиях неправильного семейного  воспитания;

     - функциональные нарушения центральной  нервной системы, ухудшенное состояние  здоровья;

     - несформированность психологических  (операционных) механизмов произвольной  регуляции деятельности и отдельных  действий;

     - недостаточный уровень развития  мыслительных способностей (понимание задачи), который формируется в совместной деятельности с взрослыми;

     - полностью не усвоена образовательная  программа детского сада.

     Следует отметить, что дети «готовые» к  обучению в школе активно участвуют  в игровой деятельности. Образовательная программа детского сада детьми данной группы осваивается намного лучше, чем детьми «не готовыми» к школе, что может быть связано со следующим:

     - регулярное посещение детского  сада;

     - в семье созданы необходимые  условия для развития ребенка,  дополнительные занятия построены на ясном понимании закономерностей и специфики психического развития ребенка;

     - сформированность мотивов учения, положительное отношение к школе,  стремление к успеху в общественно  значимой деятельности. 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по главе 2:

     1. «Экспресс-диагностика готовности  к школе» измеряют психологическую  готовность по следующим основным  параметрам:

     - умение ориентироваться на предъявляемую  систему требований;

     - умение следовать инструкциям  предъявляемых в устной форме;

     - умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу;

     - уровень сформированности произвольной  регуляции деятельности, удержание  алгоритма деятельности.

     2. Методика позволяет помимо оценки  собственно результативности выполнения  заданий, также учитывать и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, что облегчает прогнозирование возможных трудностей при адаптации по данному аспекту готовности;

     3. Методика рассматривает готовность  к школе не с целью измерения  ради измерения, а с точки зрения применения комплексного диагностико - развивающего подхода;

     4. Использование методики «Экспресс-диагностика  готовности к школе» позволяет  при оценке учитывать развитие  сферы общения ребенка.

     5. Задания, предъявляемые в методике  с использованием фронтальной инструкции, позволяют оценить дальнейшее направление адаптации детей в условиях коллективной работы в классе;

     6. Критерии оценки готовности к  обучению в школе по методике  позволяют более точно определить  сферу приложений педагогических усилий и возможные трудности при адаптации к школе;

     7. Использование методики позволяет  сэкономить человеческие ресурсы,  и облегчить процедуру диагностики; 

     8. Так как диагностика психологической  готовности проводится с целью  выявления уровня готовности детей к школьному обучению и дальнейшей профилактики школьной дезадаптации, то использование методики позволяет своевременно и более полно выявить требующие внимания особенности в развитии психических функций у детей, необходимых для успешной адаптации и обучения в школе.

Информация о работе Развитие психических познавательных процессов в дошкольном возрасте