Развитие памяти человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:19, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека. Таким мнемоническими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.
Стремиться понять то, как функционирует человеческая психика необходимо, особен-но для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые помогут в работе с конкретным человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему послужить и помочь.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………2
2. Виды памяти………………………………………………………..…...3
3. Основные процессы и механизмы памяти ………………………..….5
4. Совершенствование памяти…………………………………..……….14
5. Тренировка памяти……………………………………...……………...16
6. Общие условия успешного запоминания…………………………….22.
7. Советы по развитию памяти (прежде всего механической)………...22
8. Заключение………………………………………………………………23
9. Список использованной литературы……………………………………25

Файлы: 1 файл

Развитие памяти человека..doc

— 153.50 Кб (Скачать)

 
  Первое условие для запоминания  имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с его характерными приметами и так далее.

 

Упражнения  для тренировки памяти. 
 
Узнавание фигур, или как проверить свою память. 
 
Цель. Исследование процессов восприятия и узнавания у детей и взрослых. 
 
Описание. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур (рис.1) и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы. 
 
Первая инструкция. «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур». 
 
Вторая инструкция. «На следующем рисунке среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае». 
 
Обработка результатов. Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле: 
 
E = M/9 + N, 
 
где М - число правильно узнанных фигур, 
 
       N - число неправильно узнанных фигур. 
 
 Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала - буквенного, цифрового, словесного. 
Методика исследования кратковременной памяти, или как выбрать нужную информацию. 
Цель. Определение объема кратковременной зрительной памяти. 
 
Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. 
 
Инструкция. «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!» 
 
Оценка. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень: 6 - 7 единиц. 
Методика «Оперативная память», или как запомнить много за короткий срок. 
 
Цель. Изучение оперативной памяти (для взрослых испытуемых). 
 
Инструкция. «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача -  постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений - 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз». 
 
Числовые ряды.

а) 5, 2, 7, 1, 4

е) 4, 2, 3, 1, 5

б) 3, 5, 4, 2, 5

ж) 3, 1, 5, 2, 6

в) 7, 1, 4, 3, 2

з) 2, 3, 6, 1, 4

г) 2, 6, 2, 5, 3

и) 5, 2, 6, 3, 2

д) 4, 4, 6, 1, 7

к) 3, 1, 5, 2, 7


 
Ключ.

а) 7 9 8 5

е) 6 5 4 6

б) 8 9 6 7

ж) 4 6 7 8

в) 8 5 7 5

з) 5 9 7 5

г) 8 8 7 8

и) 7 8 9 5

д) 7 9 7 8

к) 4 6 7 9


 

Обработка данных. Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.

 

 
Методика «Образная память», или как отличить предмет от его изображения. 
 
Цель. Изучение кратковременной образной памяти. 
 
Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (рис. 3). Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). 
 
Инструкция. «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы - 20 секунд». 
 
Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

 
Оценка, 
 
баллы 

 
9

 
8

 
7

 
6

 
5

 
4

 
3

 
2

 
1

 
Количество воспроизведенных образов

 
15-16

 
13-14

 
10-12

 
7-9

 
6

 
5

 
4

 
3

 
1-2


 

рис. 3

 

 

6. Общие условия успешного запоминания. 
 
1. Когда материал интересен для запоминающего. 
 
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал. 
 
3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания. 
 
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации. 
 
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений. 
 
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений). 
 
7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа. 
 
8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

 

7. Советы по развитию памяти (прежде всего механической). 
 
1."Не подряд". Научное название здесь такое: "закон распределения повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями "за один присест" и  за несколько. 
 
2.Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает. 
 
3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти.  Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере. 
 
4.Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти. 
 
Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо. 
 
Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия. 
 
Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.). 
 
Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.). 
 
Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее. 
 
Запоминание и воспроизведение в гипнозе происходит более быстро и качественно. 
 
Сон после обучения  уменьшает забывание примерно в 2 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение.

 
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна какая-либо деятельность. И.М.Сеченов  указывал, что «…без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно  по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». 
 
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. 
 
Процесс развития памяти в его качественном своеобразии, без ограничения возраста, даёт возможность широкого использования сравнительно - генетического метода применительно к произвольным и непроизвольным формам памяти. Вопрос о специфике функций памяти как свойства личности человека до сих пор представляет интерес для установления условий развития памяти на всех уровнях её функционирования.  
 
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
9. Список использованной литературы:

 
1.      Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е издание. М.: 1999 
 
2.     Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. 
 
3.     Макселон Юзеф. Психология. М.: “Просвещение”,1998 
 
4.     Немов Р. С. Психология. М., 1995 
 
5.     Кинякина О. Н.  Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция, М. «Эксмо», 2007 
 
6.     Хофман Иоахим. Активная память: Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти: Пер. с нем./Общ. Б.М.Величковский и Н.К.Корсакова. – М.: «Прогресс», 1986 
 
7.     Крылов А.А. Общая психология. Санкт-Петербург, "Питер", 2000 
 
8.     Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.  

 


Информация о работе Развитие памяти человека