Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:19, контрольная работа
Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека. Таким мнемоническими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.
Стремиться понять то, как функционирует человеческая психика необходимо, особен-но для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые помогут в работе с конкретным человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему послужить и помочь.
1. Введение…………………………………………………………………2
2. Виды памяти………………………………………………………..…...3
3. Основные процессы и механизмы памяти ………………………..….5
4. Совершенствование памяти…………………………………..……….14
5. Тренировка памяти……………………………………...……………...16
6. Общие условия успешного запоминания…………………………….22.
7. Советы по развитию памяти (прежде всего механической)………...22
8. Заключение………………………………………………………………23
9. Список использованной литературы……………………………………25
Забывание и борьба с ним.
Забывание - процесс противоположный сохранению.
Когда мы видим значительное различие
между оригинальным материалом и тем,
что удается воссоздать, принято говорить,
что материал забыт. Процесс забывания
всегда интересовал исследователей. Было
выяснено, что наибольший объем материала
забывается в первый день после запоминания.
Забывание может быть как полезным, так
и вредным, помогая или мешая человеку
в жизни и деятельности. Позитивная функция
забывания в том, что оно забирает громадный
груз информации, который является ненужным,
и не допускает перенагрузки памяти. Негативным
забывание становится, когда память стирает
целые блоки информации, или отрицательный
опыт, который, тем не менее, необходим
для нормальной плодотворной жизни.
Существует несколько теорий, почему происходит
забывание, хотя на практике ни одна из
них не может исчерпывающе объяснить явление
забывания.
Теория систематической деформации
следов памяти - говорит, что перемены
в памяти связаны с переменами в тканях
мозга. То есть в следах памяти происходят
спонтанные безконтрольные перемены.
Теория ретроактивного
и проактивного торможенияи говорит,
что любое получение нового материала
приводит к нарушениям в памяти о предыдущих
событиях (ретроактивное). Таким же образом
любое предыдущее обучение, негативно
влияет на процесс дальнейшего обучения
и воссоздания нового материала (проактивное
забывание). Например: немудро после математики
сразу учить физику или химию, процесс
забывания материала будет идти довольно
быстро.
Теория мотивируемого забывания
говорит, что цель и мотивация человека
влияет на забывание (например, человек
намеренно забывает о болезненной информации,
которая вызывает боль, страх или вину).
З.Фрейд посвятил много времени изучению
именно этой теории и изучению мотивированного
забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек
непроизвольно теряет или закладывает
вещи, он это делает с целью избавления
от неприятных воспоминаний или эмоциональных
переживаний.
Для уменьшения забывания
необходимо:
· понимание, осмысление информации
· повторение информации
Некоторые распространенные
нарушения памяти.
Так как было сказано, что забывание может
быть очень негативным, стоит кратко упомянуть
о некоторых нарушениях памяти, когда
забывание проявляется особенно ярко.
Нарушений памяти существует большое
количество и будут упомянуты только самые
распространенные. При некоторых нарушениях
памяти может возникнуть амнезия – то есть отсутствие
или провалы памяти. Амнезии могут длиться
от нескольких часов и минут, до многих
лет.
В зависимости от процессов, которые происходят
амнезия делится на:
ретроградную - забывание
прошлых событий;
антероградную - невозможность
запоминания на будущее
ретардированную - изменение
памяти, когда память не сохраняет переживания
и события, происшедшие во время болезни;
прогрессивную - проявляется
в постепенном ухудшении памяти, до ее
полной потери.
Еще одно распространенное нарушение
это иллюзии - информация
воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве
происходит деформация материала.
Галлюцинации
- явление, когда человек убежден в реальности
переживаний, которых на самом деле не
было. Они возникают исключительно в воображении.
Факты, полученные исследователями на
основании разных теорий памяти, немецкий
ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые
закономерности в меха-низме памяти:
1) при запоминании материала, лучше всего
воспроизводятся его начало или конец
(эффект края);
2) запоминание пройдет лучше, если повторять
материал несколько раз в течение определённого
времени: нескольких часов или дней;
3) любое повторение способствует лучшему
запоминанию того, что было выучено раньше.
Повторение вообще играет большую роль,
причем не механическое, а исполь-зуя логическую
обработку материала;
4) установка на запоминание ведет к лучшему
запоминанию. Очень полезно связать материал
с целью деятельности.
5) Один из интересных эффектов памяти
- это явление реминисценции, т.е. улучше-ние
со временем воспроизведения изученного
материала, без какого-то дополнитель-ного
повторения. Реминисценция чаще всего
происходит на второй - третий день после
выучивания материала.
6) События, которые производят на человека
сильное впечатление, запоминаются сразу,
прочно и надолго.
7) Более сложные и не такие интересные
события человек может переживать много
раз, но в памяти они отложатся не надолго.
8) Любое новое впечатление не остается
в памяти изолированным. Память о собы-тии
меняется, вступая в связь с другими впечатлениями.
9) Память человека всегда связана с его
личностью, поэтому любые патологические изменения
в личности всегда сопровождаются нарушениями
памяти.
10)Память человека всегда теряется и восстанавливается
по одному и тому же "сценарию": первыми,
при потере памяти, исчезают более сложные
и недавние впечатления. При восстановлении,
наоборот: сначала восстанавливаются
более простые и более ранние воспоминания,
а затем уже более сложные и недавние.
Это некоторые наиболее общие, но вовсе
не исчерпывающие закономерности работы
памяти у человека.
Рекорды памяти.
Исключительная долговременная память
была у Наполеона. Однажды, еще будучи
поручиком, он был посажен на гауптвахту
и нашел в помещении книгу по римскому
праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия
он еще мог цитировать выдержки из нее.
Он знал многих солдат своей армии не только
в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек,
кто сообразителен.
Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей
логарифмов по памяти, а великий русский
шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти
«вслепую» с 30-40 партне-рами одновременно.
Что иллюстрирует у них великолепную зрительную
память.
Феноменальной «фотографической» памятью
обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич.
Его память сыграла спасительную роль
в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин».
А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы
в Петербург, где собирался отдать ее в
печать, а черновик главы был уничтожен.
Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал
о случившемся. Вскоре он получил в ответ
полный текст потерянной главы с точностью
до запятой: его брат один раз слышал ее
и один раз читал.
Несколько лет назад во Франции, в городе
Лилле, в присутствии авторитетного жю-ри
преподаватель математики Морис Дабер
соревновался с компьютером. Он заявил,
что признает себя побежденным, если машина
решит 7 арифметических задач рань-ше,
чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты
43 секунды, а компьютер 7 задач — за 5 минут
18 секунд.
Наш современник — феноменальный счетчик
Чикашвили легко вычисляет, например,
сколько слов и букв произнесено за определенный
промежуток времени. Был постав-лен контрольный
эксперимент, когда диктор комментировал
футбольный матч. Требовалось подсчитать
число слов и букв, произнесенных им. Ответ
последовал, как только диктор закончил:
17427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной
записи ушло несколько часов. Ответ был
правильный.
Еще один пример феноменальной зрительной памяти: Леонард
Эйлер помнил шесть первых степеней всех
чисел от 2 до 100. Однако для нас интереснее,
как он представ-лял себе объекты, с которыми
он оперировал. Эйлер представлял себе
действительное число наглядно, то как
бесконечную десятичную дробь, то как
точку на прямой с нанесенной на ней шкалой.
Не давал он и общего определения слову
«функция». Он просто наглядно представлял
себе различные задания функции: формулами,
графи-ками, таблицами приближенных численных
значений и последовательностью коэффи-циентов
степенного ряда, и особыми геометрическими
и физическими условиями, которым можно
дать лишь бледные парафразы в символической
логике.
Немного подробнее остановимся на случае,
описанном А. Р. Лурия — феномене С.В. Шерешевского.
Он мог повторить без ошибок последовательность
из 400 слов через 20 лет. Один из секретов
его памяти состоял в том, что у него восприятие
было комп-лексным, синестетическим. Образы
— зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные
— сливались для него в единое целое. Шерешевский
слышал свет и видел звук, он воспринимал
на вкус слово и цвет. «У вас такой желтый
и рассыпчатый голос», — говорил он.
Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова,
А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у
них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков
считал, что «ми-мажор» — синий, «ми-минор»
— сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеле-ный,
«ля-мажор» — розовый. У Скрябина звук
порождал переживание цвета, света, вкуса
и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший
уникальными способностями к счету, также
считал, что запоминать цифры и оперировать
ими помогает их цвет, а процесс вычисления
представлялся в виде бесконечных симфоний
цвета.
Имеет ли синесезия объективную основу?
Э. Церковер предложил эксперимент на
определение совместимости ряда псевдослов
с изображениями фантастических существ.
Надо было определить, кто есть кто. Обработка
материалов показала, что существует корреляция
между зрительным образом и акустическим,
то есть синес-тезия имеет объективную
основу. Создается впечатление, что основа
эта — в тесных, подсознательных связях
образов с эмоциями. В них зрительный эффект
увязывается в подсознании с положительными
эмоциями, так же как температурный эффект.
В многолетнем исследовании А. Р. Лурия
выявил как сильные стороны, так и сла-бости
интеллектуальной деятельности Шерешевского,
вытекающие из особенностей организации
его памяти. С одной стороны, Шерешевский
мог произвольно и точно вспомнить все,
что ему предъявлялось для запоминания
много лет назад. Помогало ему в этом умение
ярко, зрительно представить себе каждое
запоминаемое слово (например, цифру 7
он воспринимал как человека с усами),
но это же создавало для него и особые
затруднения при чтении, поскольку каждое
слово порождало яркий образ, а это мешало
пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие
было очень конкретным, слова, выражавшие
абстрактные понятия, например «вечность»,
«ничто», представляли для него особые
трудности, так как их сложно сопоставлять
со зрительным образом.
Помимо этого у него было сильно затруднено
обобщение. Вот пример, демонстри-рующий
слабые стороны его феноменальной памяти.
В большой аудитории Шерешевскому прочитали
длинный ряд слов и попросили восп-роизвести
их. С этим он справился безукоризненно.
Затем его спросили, было ли в ряду слово,
обозначающее инфекционное заболевание.
Все присутствующие в ауди-тории зрители
с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили
это слово (тиф), а Шерешевскому потребовалось
целых две минуты, чтобы выполнить задание.
Оказывается, в течение этого времени
он перебирал в уме по порядку все заданные
списком слова, что свидетельствовало
о слабости обобщения в его памяти.
Запоминание у Шерешевского подчинялось
скорее законам восприятия и внимания,
чем законам памяти: он не воспроизводил
слово, если плохо видел его. Припоминание
зависело от освещенности и размера образа,
от его расположения, от того, не затемнился
ли образ пятном, возникшим от постороннего
голоса. Чтение было пыткой для Шерешевского.
Он с трудом пробирался через зрительные
образы, которые помимо его воли вырастали
вокруг каждого слова, что очень утомляло
его. Необходимо также отметить, что у
Шерешевского были большие трудности
с забыванием. Ему приходилось изобретать
специальные приемы, чтобы забывать.
4. Совершенствование памяти.
Химический и физический подходы.
Исследователи установили, что в обычных
условиях человек может запомнить 8 десятичных
знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту,
4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически
не бывает. По мнению специалистов, обычно
бывает доста-точно запомнить не более
4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных
цифр. Но объем памяти уменьшается, если
альтернатива увеличивается. Так, например,
объем памяти на различные предметы и
цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы
- 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода
к регулированию процессов памяти путем
воздействия на функциональное состояние
мозга: химический и физический.
Химический подход, который включает
использование фармакологических средств,
известен с незапамятных времен.
Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин,
нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол,
этиразол, центрофеноксин, пирацетам,
неотропил, пирамен.
На благоприятные результаты от использования
психофармакологических средств, активизирующих
мозговую деятельность, можно рассчитывать
лишь, имея в виду людей со стабильной,
уравновешенной психикой, а также людей
с более или менее угнетенной психикой,
инертных, малоинициативных, не уверенных
в себе.
Можно принять и адаптегоны. К ним относятся
корень Жень-Шеня, препараты из китайского
лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов
весьма разнообраз-но. Человеку, занимающемуся
физическим трудом, они помогают справиться
с физи-ческим перенапряжением, альпинисту
- приспособиться к пониженному атмосфер-ному
давлению, литейщику - к высокой температуре
и перегреванию организма, ткачихе - к
шуму в цехе и т.п. Они помогают больному
быстрее поправиться после операции.
Одним словом, они "следят" за сохранением
внутреннего равновесия в организме, а
это очень важно для работы мозга, в том
числе для эффективности обучения и запо-минания.
Сахароза - пищевой сахар, быстро восстанавливает
силы, так как организм быстро усваивает
дисахариды, которые так же есть и в адаптогенах.
Кроме того, адап-тогены обеспечивают
более экономное расходование энергии
мышцами, улучшает синтез белков, что имеет
прямое отношение к биохимическому механизму
памяти.
Экстракт жень-шеня резко усиливает синтез
РНК в организме.
Выраженными адаптогенными свойствами
обладает метилурацил.
Большие надежды возлагают на гаммалон
и неотропил (пирацетам) оба активизируют
метаболизм мозговых клеток и непосредственно
участвуют в улучшении передачи нервных
импульсов.
Ухудшают память: кокаин, метизергид,
препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).
Второй подход к изучению и регулированию
процессов памяти - физический. Заключается
он в изучении влияния физических факторов
на процессы запоминания и на фазы памяти
вообще.
Важнейшим направлением в физическом
подходе является электрическая стимуля-ция
мозговых структур.
Оптические методы управления памятью
выгоднее.
Существует еще одна возможность целенаправленного
воздействия на функции памяти - с помощью
фокусированного ультразвукового эффекта.
Влияние курения. Первоначально в малых
дозах, он расширяет кровеносные со-суды
и действует возбуждающе. Курильщик ощущает
прилив энергии, лучше себя чувствует,
его мысль течет быстрее. Но все это длится
недолго. В больших дозах и при длительном
употреблении никотин сужает сосуды. Под
влиянием никотина и других составных
частей табачного дыма (вовсе не безобидных)
умственная деятель-ность постепенно
ослабевает. У большинства курильщиков
наступает ослабление памяти. Результаты
исследований показали, что под влиянием
курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения
мозга.
Алкоголики часто жалуются на забывчивость.
Под удар алкоголя главным образом попадает
кратковременная память. Люди с легкостью
вспоминают давно происходив-шие события,
но столь же легко забывают сиюминутные.
Кроме того, алкоголь приво-дит к замедлению
мозговой деятельности.
Механизмы памяти должны быть всегда
подвижны и всегда в "форме". Их нужно
постоянно тренировать, ежедневно выделяя
для этого час или хотя бы 20-25 минут.
Лучше всего функционирует память между
8 и 12 часами дня, затем ее эффектив-ность
начинает постепенно падать. После 17 часов
запоминание снова улучшается и, если
человек не очень устал, к 19 часам достигает
высокого уровня.
5. Развитие памяти.
Группы слов можно запоминать, создавая
в сознании соответствующие сцены. Чем
они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания
названия ресторана "Под липами"
представьте себе, как вы сидите под этими
деревьями с их неповторимым ароматом.
Если требуется запомнить название "Вулкан"
ил "Молния", нужно пытаться запомнить
слово как образ, а не как группу из нескольких
букв. Чтобы, запомнить перечень предметов,
представьте себе знакомую улицу и расставьте
все предметы перед подъездами в порядке
их расположения. После этого мысленно
пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить
в памяти весь перечень. Запоминая группу
букв или слогов, полезно связывать их
в слова с определенным смыслом. Мозг человека
лучше запоминает то, что имеет смысл.
Чтобы запомнить фамилию нового знакомого,
нужно связать ее с какой - либо характерной
его чертой. Например: фамилию Розов с
розовым цветом его лица и т.п.
Несколько
Тренировка запоминания логически не
связанного текста.
Ниже приведены 20 названий (каждое под
соответствующим порядковым номе-ром),
которые следует запомнить. Для запоминания
дается 40 секунд. Исследуемый должен написать
все 20 слов с их номерами так, как он их
запомнил. Ответ считается правильным,
если одновременно с названием указывается
и его порядковый номер.
1. Украинец 8. Совесть 15. Социализм
2. Экономка 9. Словарь 16. Глагол
3. Каша 10. Глина 17. Прорыв
4. Татуировка 11. Масло 18. Дезертир
5. Нейрон 12. Бумага 19. Свеча
6. Любовь 13. Сладости 20. Вишня
7. Ножницы 14. Логика
Эффективность запоминания вычисляется
по формуле:
Число правильно воспроизведенных слов
делим на 20 и умножаем на 100 , получаем %
эффективного запоминания.
Запоминание чисел.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с
их порядковыми номерами. После этого
написать все, что вы запомнили.
1. 43 11. 37
2. 57 12. 38
3. 12 13. 86
4. 33 14. 56
5. 81 15. 47
6. 72 16. 6
7. 15 17. 78
8. 44 18. 61
9. 96 19. 83
10. 7 20. 73
Эффективность запоминания в % вычисляется
по формуле:
Количество правильно названных чисел
делится на 20 и умножается на 100.
Запоминание лиц с именами и фамилиями.
Запомнить предлагается 10 фотографий
с именами и фамилиями. На это дается 30
секунд. После этого те же фотографии,
но в другом порядке, вновь предлагаются
исследуемому, и он должен "опознать"
их. Эффективность запоминания определяется
по аналогичной формуле.
В результате ряда исследований установлено,
что при 90-100% эффективности запоминания
память человека можно квалифицировать
как отличную, при 70-90% - как очень
хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50%
- как удовлетворитель-ную, при 10-30% -
как плохую и при 0-10% - как очень плохую.
При систематической тренировке, если
даже программа составлена самим тренирующимся,
память постепенно улучшается.
Тренировка
Для тренировки концентрации внимания
необходимо, чтобы человек сосредо-точил
его на избранном предмете и его основных
свойствах, не отвлекался от мыслей об
этом предмете. Запоминать следует существенную
информацию о каком - либо событии, игнорируя
несущественную.
Лёзер рекомендует с целью тренировки
делать описание какой - либо картины,
постоянно его детализируя. Упражнение
можно повторить в условиях действия отвле-кающих
факторов (шум и пр.)
Основные принципы запоминания
новой информации.
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится,
если установ-лена связь между событиями.
Так, в упражнении на запоминание установите
смыс-ловые связи между двумя явлениями.
Предварительное определение, какой может
быть смысловая связь между этими явлениями,
событиями или действиями, способст-вует
более прочному запоминанию. Вот некоторые
примеры:
Альберт Эйнштейн - один из величайших
физиков. Смысловое значение здесь состоит
в том, что он создал теорию относительности.
Ассоциативные связи, даже когда они совершенно
невероятны по смыслу, то они запоминаются
надолго. Например, Луна-масло. Можно представить
себе самое невероятное - кусок масла на
Луне.
Структурные связи также помогают запоминанию.
Лёзер приводит пример: если число 683429731
разместить следующим образом 683-429-731,
его будет легче запомнить. Для более легкого
запоминания информацию можно разделить
на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать
некоторые слова.
Метод ассоциации.
Методом ассоциации умело пользовался
римский политический деятель Марк Туллий
Цицерон при подготовке своих блестящих
речей, которые произносил, не пользуясь
никакими записями. Он был великолепным
оратором. С помощью особых приемов он
запоминал предварительно отрепетированные
речи. Каждый раздел речи он связывал с
определенной ситуацией в комнате и, расхаживая
по этой комнате, про-водил ассоциации
с различными предметами, находящимися
в ней, которые напоми-нали предметы в
зале Римского сената. Выступая в сенате,
он связывал разделы своей речи с соответствующими
предметами и мог часами говорить без
запинки.
Существует простейший способ создания
собственных упражнений, помогаю-щих памяти
с привлечением ассоциаций. С этой целью
следует написать 20 чисел и произвольно
связать их с определенными лицами или
предметами (подобно описан-ной здесь
тренировке запоминания логически не
связанного текста) по системе словесно
- числового запоминания. За этим упражнением
должно следовать другое такое же, тем
самым будут возрастать мнемонические
способности мозга. Этим методом можно
выработать феноменальную память.
Запоминание лиц.
Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем
лица. Нам бывает неудобно перед старыми
знакомыми, что мы не можем вспомнить,
где и когда с ними общались, и вообще,
кто они такие.
Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно
его рассмотреть, обращая внимание на
форму, отличительные признаки (предметы),
которые редко встречаются у других людей.
Запоминание имен.