Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель нашей работы заключается в обосновании положительного влияния интеграции общения и развития речи в ходе непосредственной образовательной деятельности на развитие изобразительной деятельности (рисования).
Задачи исследования заключаются в следующем: 1) изучение психолого-педагогической литературы, посвященной развитию изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста. 2) изучение соответствующей литературы, посвященной развитию общения у детей среднего дошкольного возраста. 3) изучение литературы, посвященной развитию речи у детей, влияние вербального общения на развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………................................................................3
Глава 1 Развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………6
Выводы
Глава 2 Развитие общения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….21
Выводы
Глава 3 Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….25
Выводы
Глава 4 Влияние вербального общения на развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….40
Выводы
Глава 5 Пилотный эксперимент……………………48
Заключение…………………………………………..52
Литература……………………………………………56
Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.
Занятия рисованием, способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.
Задачи изобразительной деятельности в средней группе.
Помощь детям в расположении на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами при передаче сюжета. Привлечение внимания детей к передаче соотношения предметов по величине (дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста).
Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Знакомство с новыми цветами и оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формирование представлений о том, как можно получить эти цвета.
Развитие умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развитие желания использовать в рисовании разнообразных цветов. Привлечение внимания детей к многоцветию окружающего мира. Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Формирование умения закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. Закрепление умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формирование умения получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формирование умения правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование:
Формирование умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использование дымковских, филимоновских изделий для развития эстетического восприятия прекрасного в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Знакомство детей с городецкими изделиями. Развитие умения выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розанки, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Развитие детского творчества.
Развитие интереса к изобразительной деятельности положительного эмоционального отклика на предложения рисовать. Развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, художественно - творческих способностей.
Формирование умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащение представлений
детей об искусстве (иллюстрации
к произведениям детской
Развитие умения выделять и использовать средства выразительности в рисовании.
Формирование умения создавать коллективные произведения в рисовании.
Закрепление умения сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Формирование умения проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Приобщение к изобразительному искусству.
Приобщение детей к
восприятию искусства, развитие интереса
к нему. Поощрение выражения
Знакомство детей с профессиями артиста, художника, композитора.
Формирование умения понимать содержание произведений искусства.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка — цветом, формой, композиционным построением.
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.
Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее, второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.
Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз — человеку, колес — машине и т. п.
С появлением сознательного
изображения предметов
Первые изображения предметов в рисунке, очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а, следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
В более старшем возрасте
при правильно поставленной воспитательно-образовательной
работе ребенок приобретает
В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу — научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей — разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев — молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.
Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.
Развитие способности правильно передавать пропорции, также связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.
Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями.
Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Вначале действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения.
Но создать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятия детей еще не развиты.
Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными.
В рисовании, где изображение дается на плоскости, пространство передается особыми приемами. Понять их условность, в результате которых создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно.
На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования, может быть, повернут и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.
Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз».
С развитием содержания усложняется и фризовое расположение; вверху листа бумаги появляется полоса, изображающая небо, на нем часто рисуется солнце, линия земли покрывается травой, песком и т. д. Все предметы располагаются в ряд. Каждый из них рисуется отдельно, не заслоняя другие; для ребенка важно на этой ступени изобразить предмет таким, каким он является в действительности, со всеми его частями; позиции зрительного подхода к изображаемому с одной точки зрения у ребенка еще нет.
Дети 4—5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы (двойной фриз). Кроме того, им доступно не только использование фризового расположения предметов, но и более естественное расположение их по всему листу, например на листе бумаги зеленого цвета изображается цветущий луг. Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется.
В детских работах встречаются своеобразные «рентгеновские», или «прозрачные», рисунки. Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета: все предметы, находящиеся в доме, людей сквозь стены автобуса и т. п.
Эта же причина вызывает в рисунке другую особенность — множественность точек зрения на предмет при его изображении. Рисуются не только видимые части предмета, но и те, которые в данный момент нельзя увидеть; предмет как бы разворачивается, и к видимым частям подрисовываются остальные: к машине, нарисованной сбоку, спереди подрисовывается передняя часть мотора с фарами, под идущим поездом рисуется не одна, а две линии рельсов со шпалами под ними.
Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения.
Развитие способности передавать цвет начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. Затем с развитием чувства цвета вообще ребенок учится использовать его для раскраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания, иногда совпадающие с реальными.
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Не владея в этот период в достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. «Вот мотор завели, ж-ж-ж, машина поехала! А это мальчик бежит за машиной»,— говорит ребенок и начинает двигать рисунком по столу, изображая движение.
В исследованиях, прежде всего, подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности. Например, чтобы представить и изобразить Жар-птицу, ему надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем вообразить, чем может сказочный образ Жар-птицы отличаться от обычных птиц, т. е. соединить признаки реальные с волшебными, создавая единый образ.
Выразительность образа
достигается с помощью
Но даже маленький (3—4-летний) ребенок, рисуя какой-либо конкретный предмет, часто изображает те детали, которые для него являются существенными. И именно они делают образ очень выразительным.