Разрешение конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Разрешение конфликта — заключительный его этап. Выше отмечалось многообразие этого процесса. Кроме основных моделей разрешения — «победитель—побежденный», «победитель—победитель», «побежденный—победитель», подчеркивалась целесообразность использования понятий «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша», «синтез конфликтующих противоположностей» и др.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Пути предотвращения конфликта……………………………………………..5

1.1.Социально-психологические методы……………………………………….5
1.2.Корректировка собственного поведения и отношения к ситуации………7
1.3.Способы и приемы воздействия на поведение оппонентов………………8

2.Ситуации морального выбора в конфликте………………………………....10

3.Цель и средства в процессе разрешения конфликтов………………………12

Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 53.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

 



 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине «Конфликтология»

На  тему: «Разрешение конфликтов»

 

 

 

Выполнила: Студентка  2  курса специальности: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

заочной формы обучения,

группы 1.100У

Шифр: 11240

Захарова Елена Николаевна

 

Рецензент: Федосенко О.А

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2013 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1.Пути предотвращения конфликта……………………………………………..5

 

1.1.Социально-психологические методы……………………………………….5

1.2.Корректировка  собственного поведения и отношения  к ситуации………7

1.3.Способы  и приемы воздействия на поведение  оппонентов………………8

 

2.Ситуации  морального выбора в конфликте………………………………....10

 

3.Цель и  средства в процессе разрешения конфликтов………………………12

 

Список литературы………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Разрешение конфликта — заключительный его этап. Выше отмечалось многообразие этого процесса. Кроме основных моделей разрешения — «победитель—побежденный», «победитель—победитель», «побежденный—победитель», подчеркивалась целесообразность использования понятий «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша», «синтез конфликтующих противоположностей» и др. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление  на той же или на новой основе. Перманентное возрождение одного и  того же конфликта в преобразованном  виде на ином уровне характерно для  многих его типов. Например, соперничество  политических партий в условиях парламентской  системы — это закономерность. Оно не прекращается, пока те или  иные партии существуют и функционируют. Межпартийная борьба может на время  затухать в случае достижения компромисса, однако любой такой компромисс не исключает возобновления противоборства. Нередко встречаются «извечные» служебные конфликты, скажем, между соперничающими бюрократическими кланами, группировками элит, школами профессионалов, научными направлениями и т.д.

Неполное разрешение конфликта  нельзя рассматривать в любом  случае как ущербное действие. В  большинстве случаев оно объективно обусловлено, так как не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтами, разрешающимися временно, частично.

Разрешение конфликта  следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. «В той мере, в какой социальные конфликты, — подчеркивает Р.Дарендорф, — пытаются подавить, возрастает их потенциальная злокачественность».

Не ведет к разрешению и так  называемая отмена конфликта — это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется  некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого  процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и  принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия  и технология.

 

 

  1. Пути разрешения конфликтов
    1. Социально-психологические методы

 

Конфли́кт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Создание благоприятной обстановки для общения членов коллектива между  собой с целью предотвращения конфликтов, поддержка сотрудничества как универсальный способ предотвращения и профилактики конфликтов, поддержка  и укрепление сотрудничества, отношения  взаимовыручки является центральной  проблемой всей тактики предупреждения конфликтов. Ее решение носит комплексный  характер и включает методы социально-психологического, организационно-управленческого и  нравственно-этического характера .

Важнейшими из социально-психологических  методов, ориентированных на корректировку  мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:

Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого у возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы.

Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию их внутреннего состояния предполагает выражение необходимого соболезнования товарищу по работе, готовность оказать ему практическую поддержку. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сожаления и соболезнования, широкая и оперативная информация о событиях, которые происходят, приобретают особо важное значение.

Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. В случае возникновения любых разногласий, которые могут спровоцировать конфликт, важнейшим методом предотвращения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражения должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение его к нашему достоинству и авторитету.

Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которыми не обладаем мы сами. Да, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополняющий особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае оказываются очень прочными.

Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними. С точки зрения профилактики конфликтов метод имеет преимущества, позволяя избежать появления таких негативных эмоций, как чувство обиды.

Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика выработала множество способов: юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают положительные чувства, взаимные симпатии и создают морально-психологическую атмосферу в организации, которая предотвращает возникновение конфликтов.

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

1.2.Корректировка собственного поведения и отношения к ситуации

Корректировка собственного поведения  и отношения к ситуации связана  с такими моментами, как:

  • умение своевременно осознать, что общение стало перед конфликтным, и понять необходимость возвращения к нормальному общению;
  • терпимость к инакомыслию;
  • умение понимать партнера;
  • забота о снижении степени своей агрессивности и тревожности;
  • управления своим психологическим состоянием, нежелание решать проблему, находясь в состоянии возбуждения или переутомления;
  • готовность к решению проблем путем сотрудничества, компромиссов, уступок, избегать столкновений;
  • понимание необходимости отказа от слишком больших ожиданий;
  • проявление заинтересованности в партнере;
  • способность сохранять конструктивные способы взаимодействия с людьми вокруг нас в сложных ситуациях, т.е. устойчивость к конфликтам ;
  • сохранение чувства юмора.

1.3.Способы и приемы воздействия на поведение оппонентов

Способы и приемы воздействия на поведение оппонента заключаются  в том, чтобы:

  • не требовать от всех вокруг невозможного, учитывать, что способности каждого к различным видам деятельности разные;
  • не стремиться перевоспитывать человека через прямое влияние;
  • оценивать психическое состояние партнера в процессе общения и избегать обсуждения острых проблем, если существует повышенная вероятность его агрессивной реакции;
  • знать и использовать законы кинезиологии (способы невербальной передачи информации с помощью мимики, жестов, позы, движений) для более точной оценки психического состояния партнера;
  • своевременно информировать всех вокруг об ограничении своих интересов;
  • не перебивать оппонента при обсуждении проблемы;
  • заблаговременно информировать партнеров о своих решениях, которые касаются их интересов;
  • не расширять сферу противодействия, не увеличивать количества обсуждаемых проблем;
  • не критиковать личностные черты оппонента;
  • не загонять в тупик, не унижать и не оскорблять оппонента, дать ему возможность «сохранить свое лицо»;
  • стремиться преклонить к себе партнера, а для этого чаще улыбаться;
  • использовать конструктивную критику.

Если общение носит официальный, сугубо деловой характер, то возникновение  конфликтов более вероятно, чем тогда, когда собеседники установили психологический контакт. Чем покладистее к вам собеседник, тем вероятнее вы воспринимаете его не как постороннюю личность, а как человека, который что-то значит лично для вас, и тем меньше будет вероятность конфликтов.

Для установления неформального контакта желательно начать обсуждение деловых  проблем двумя-тремя вопросами  личного характера - о здоровье, успехах, семьи собеседника. Эти вопросы  должны быть не формальными, а искренними. Желательно, чтобы глаза собеседников во время беседы были примерно на одном  уровне. Люди, которые общаются, должны либо стоять, либо сидеть.

 

2.Ситуации морального  выбора в конфликте

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

  • Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • Избегание — уход от конфликтной ситуации.
  • Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • Соперничество — активное противостояние другой стороне.
  • Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Конфликт моральный - специфическая ситуация морального выбора, в к-рой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к нарушению др. нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность.

В конфликтной ситуации требуется  совершить выбор между сталкивающимися  моральными ценностями в пользу одной  из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

Для немарксистских этических концепций  характерно утверждение, что К. м.-либо аномалия в нравственных отношениях, либо роковая неизбежность. Марксистская этика рассматривает К. м. как специфическое отражение социальных противоречий.

Существование классовых антагонизмов и неантагонистических противоречий определяет разделение ситуаций К. м. на два типа: между нормами разных моральных систем и в рамках одной  системы моральных ценностей. Примером антагонистического типа К. м. служит столкновение норм и принципов буржуазной и социалистической морали. В этой ситуации К. м. является идеологическим выражением социального антагонизма двух общественно-экономических формаций и потому носят бескомпромиссный характер.

Информация о работе Разрешение конфликтов