Велика роль
изображения и игрушек в этом
процессе. Л.С. Выготский писал
о том, что силой одной вещи
необходимо похитить имя у
другой. Это и происходит в
изобразительной деятельности и
игре. К настоящему времени известны
следующие основные тенденции
в развитии речи ребенка раннего
возраста .
В начале
раннего возраста в речи ребенка
наблюдается феномен однословного
предложения. "Фазически - это
слово, семически предложение",
- писал Л.С. Выготский .
В раннем
возрасте развиваются значения
детских слов. Происходит переход
от многозначности детских слов
к первым функциональным обобщениям,
построенным на основе практических
действий (Н.X. Швачкин).
Под влиянием
восприятия происходит развитие
всех других психических процессов.
Память, например, в этом возрасте
носит непроизвольный характер.
Хотя в этот период появляется
воспоминание, и более того - латентный
период воспоминания увеличивается,
но ребенок не сам вспоминает,
а "ему вспоминается". Память
еще не действует как отдельный
процесс.
По словам
Л.С. Выготского, все психические
функции в этом возрасте развиваются
"вокруг восприятия, через восприятие
и с помощью восприятия" Это
относится и к развитию мышления
.
С.Л. Новоселова
рассмотрела развитие наглядно-действенного
мышления детей раннего возраста
с позиции теории деятельности.
Проведенный ею сравнительно-генетический
анализ становления ранних форм
мышления в онтогенезе человека
и человекоподобных обезьян показал,
что мышление с его человеческими
качествами не возникает внезапно.
Оно длительно подготавливается
в филогенезе в виде необходимых
предпосылок (возможности обобщения
опыта манипулирования с предметами
у обезьян) и приобретает новые
качества уже в ходе антропогенеза,
который служит водоразделом
между животным интеллектом и
человеческим мышлением .
Таким образом,
в развитии ребенка раннего
возраста все основные новообразования
связаны с развитием основного
типа деятельности: развитие восприятия,
интеллекта, речи. Благодаря отделению
действия от предмета, происходит сравнение
своего действия с действием взрослого
(ребенок называет себя другими именами).
Как только ребенок увидел себя в другом,
он увидел себя самого и появился феномен
"Я сам".
В развитии
ребенка раннего возраста ведущая
роль принадлежит взрослому. Он
обеспечивает все условия, необходимые
для развития и оптимального
состояния здоровья малыша; несет
тепло, ласку, ту информацию, которая
необходима для ума и души
ребенка. Одним из условий,
обеспечивающих нормальное развитие
и хорошее самочувствие детей
раннего возраста, является единство
педагогических воздействий со
стороны всех, кто участвует в
воспитании, особенно в семье:
мать, отец, бабушка и другие взрослые.
И если действия их не всегда
согласуются или нет постоянства
в требованиях, - малыш не понимает,
как же он должен поступить,
как действовать. Одни дети (легко
возбудимые) перестают подчиняться
требованиям взрослых, другие, более
сильные, пытаются приспособиться,
каждый раз меняя свое поведение,
что является для них непосильной
задачей. Так сами взрослые
часто являются виновниками неуравновешенного
поведения детей.