Путь, приемы и средства улучшения памяти. Способы эффективного запоминания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 23:24, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является:
- выявление характеристик памяти;
- рассмотрение путей совершенствования памяти;
- нахождение способов эффективного запоминания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…....3
1.Общая характеристика памяти…………………………………………..….....4
1.2.Пути совершенствования памяти человека……….……..………….………6
1.3.Приемы улучшения памяти……………………………...…….…….……….9
2.Способы эффективного запоминания…………………………………..……10
2.1Мнемотехника. ………………………………………………………….....…11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Псих.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

4) избирательное внимание (для определения того, какую именно  информацию вы хотите записать, почему, на какое время);

5) зрительные ассоциации (запись информации в виде зрительных  образов и установление ассоциативных  связей между образами, мысленно  разбитыми на пары: впоследствии  воспоминание об одном образе  повлечет за собой воспоминание о другом);

6) вербальная проработка (комментарии одновременно интеллектуального и эмоционального плана).

Д. Лапп приводит пример использования своей мнемотехнической стратегии: "Как я запоминаю место для парковки автомобиля. Во-первых, я делаю паузу, т.е. стараюсь осознать свои сиюминутные действия, не думая о последующих. При этом, в случае необходимости, я на несколько секунд прерываю разговор. Я закрываю дверцу автомобиля сознательно, а не автоматически. Затем я ищу вокруг зрительные подсказки, которые мысленно списываю: витрина магазина, доска объявлений, дерево и пр. Важный момент: отходя от автомобиля, я оборачиваюсь, чтобы запечатлеть в сознании эту картину (свою машину возле статичных подсказок, а не возле рядом стоящего автомобиля), т.е. ту картину, которую я должна увидеть при возвращении. Порой человек не узнает некое место только потому, что возвращается к нему не с той стороны, с какой от него уходил. С разных точек зрения один и тот же ландшафт кажется разным. Затем я, по возможности, включаю другие чувства: обоняние (запахи ресторана, бензина, цветов), слух (гул транспорта, звуки музыки), осязание (температуру воздуха). Кроме того, я делаю комментарий: "Машина припаркована между углом дома и проездом, надеюсь никто не зацепит ее". Если я вхожу в универмаг, я запоминаю название отдела "Мужская одежда". Этот ориентир поможет мне выйти прямо к моей машине".4

 

                    2.1.Способы эффективного запоминания

  Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность - в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. 
    Первое условие запоминания – необходимо получить глубокое и яркое впечатление о том, что мы хотим запомнить. Для этого мы должны: 
-сосредоточиться. Пять минут полной и глубокой сосредоточенности принесут больше результата, чем целые дни блуждания в умственном тумане; 
-внимательно наблюдать, чтобы получить правильное впечатление; 
-надо получить впечатление при помощи как можно большего числа органов чувств Например, читать текст вслух, таким образом задействуются два органа чувств и соответственно улучшается как запоминание, так и последующее воспроизведение;

-прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление. Оно прочнее. 
     Второй закон памяти –повторение. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это. Но при повторении нужно не повторяйте текст снова и снова, пока он не закрепится в нашей памяти, прочитать текст один или два раза, потом отложить его и позднее снова и снова возвращайся к нему. 
     Третий закон памяти –ассоциация. Единственный способ запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. 
     Рассмотрим некоторые способы эффективного запоминания: 
1.Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.). 
2.Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

3.Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.

4.Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

5.Запоминание лиц. Часто  мы жалуемся, что плохо запоминаем  лица. Нам бывает неудобно перед  старыми знакомыми, что мы не  можем вспомнить, где и когда  с ними общались, и вообще, кто  они такие. 
     Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

6. Запоминание имен. Первое  условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено  громко и отчетливо. Его следует  повторить раз - другой, чтобы зафиксировать  в памяти. Некоторые пользуются  способом связывания имени со  зрительным образом лица, которому  оно принадлежит, с эго характерными  приметами и т.д.

7.Одним из способов  запоминания также является ассоциативный  метод. Он и его варианты встречается  также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод  ассоциативных связей, цепной метод  запоминания. Метод может использоваться  для запоминания последовательности  слов, чисел, телефонов, дат. Умение  использовать этот метод окажется  полезным для работы с другими методами, например рассматриваемым позже методом мест. 
    Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего единое целое.

Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты.

Например: чердак - конница - представляем всадников, ожидающих на чердаке, сигнала к атаке на чердаке. Раздается сигнал трубы и всадники на конях, с трудом пролазят через чердачное окно. Затем кони по кошачьи высматривают место для спуска и прыгают с крыши. С криками ура конница устремляется в атаку.

Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.

 Для тренировки памяти  методом ассоциаций используются  задания на запоминания слов. Может показаться, что данное  упражнение не имеет практического  значения. В самом деле кому может понадобиться запоминать случайный набор слов? Это не так. Данный метод уже сразу после освоения можно будет применять для запоминания списка покупок, списка действий, которые необходимо выполнить в течении дня, и т.д. Запоминать можно практически любую информацию из которой можно вычленить набор ключевых слов: анекдоты, цитаты, рецепты и т.д.

8.Следующий метод для запоминания - система "Большой счет". Этот метод используется для запоминания чисел.

Суть ее в том, что образ используемый для кодирования соответствует не одной цифре, а двум. У этого метода два достоинства:

-Большее число образов, которые можно использовать при  кодировании, что дает больший простор фантазии;

-Меньшее число образов, необходимое для запоминания. Например, для запоминания десяти цифр, достаточно пяти образов.

 К недостаткам этого  метода можно отнести необходимость  предварительной работы в создании системы и ее освоении.

 

 

                                        2.Мнемотехника

 

     Мнемотехника - это система приемов и методов для запоминания информации. Мнемотехника (или как её еще называют мнемоника) использует для запоминания мысленное упорядочивание (расположение) запоминаемой информации и связывание её между собой с помощью ассоциаций. Для расположения и связывания используются возможности мышления (особенного образного), воображения, внимания.

   Одним из достоинств мнемотехники является то, что начинать её использовать можно практически сразу после знакомства с ней. Познакомившись с основами мнемотехники можно запоминать не слишком длинные последовательности чисел или слов. Что, кстати, часто становится тормозом для новичков. Быстренько освоив основы, возникает иллюзия, что они уже полностью овладели мнемотехникой.  А потом, в самый нужный момент, эта самая мнемотехника подводит. Ведь практических навыков по запоминанию у них немного, и они не имеют опыта в запоминании на длительный срок. Вроде бы составили нужную ассоциацию, а она не сработала. Эффективное использование приемов запоминания возможно только тогда, когда эти приемы будут отработаны на уровне навыка. А это возможно только в случае регулярных тренировок. Быстрым наскоком этим навыком овладеть нельзя.

     Мнемотехника - это система позволяющая запоминать, но не позволяеющая улучшить память. Т.е. конечно память улучшается, поскольку в процессе освоения и применения мнемотехники запоминать и вспоминать всё-таки приходится. Но как уже говорилось - мнемотехника использует возможности воображения, внимания, мышления. Поэтому, если через некоторое время после начала занятий мнемотехникой обнаруживается, что стало легче концентрироваться на текущей работе и виднеется сообразительность, но при этом нет особых улучшений в обычной повседневной памяти, то для запоминания все равно придется выстраивать мысленные ассоциации.

 

 

                                               Заключение 
          Подводя итог хочется отметить, что память можно и нужно развивать, тренировать, значительно улучшать и повышать её продуктивность. Ведь хорошая память во многом облегчает жизнь человека. 
          Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки, а ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так и внутренних (информационные перегрузки). 
         Нельзя оставлять такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние будет только ухудшаться.

 
    

 

Список литературы

1. Психология: учебник/ Р.С.Немов.-М.:КНОРУС,2014.Глава 8

2.Учебное пособие. Эффективная память./ О.Л. Подлиняев. Иркутск: ИГУ.2006.

3. Психология памяти// Издательство: АСТ, 2008 г.//Серия: Хрестоматия по психологии//Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.

4.Память и ее развитие// У.У. Аткинсон//Издательство: Ардис. 2009 г.

5.Феноменальная память, Методы запоминания информации, Матвеев С., 2013. 
6.http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/pamyat_obschaya_charakteristika_pamyati.html

7. http://studme.org/19620427/psihologiya/priemy_uluchsheniya_pamyati

8.http://www.mnemonica.ru/osnovy-mnemotekhniki  

1 Психология: учебник/ Р.С.Немов.-М.:КНОРУС,2014.Глава 8.стр. 222.

2 http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/pamyat_obschaya_charakteristika_pamyati.html

3 Психология: учебник/ Р.С.Немов.-М.:КНОРУС,2014.Глава 8.6.Развитие памяти

4 http://studme.org/19620427/psihologiya/priemy_uluchsheniya_pamyati

 

 


Информация о работе Путь, приемы и средства улучшения памяти. Способы эффективного запоминания