Путь, приемы и средства улучшения памяти. Способы эффективного запоминания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 23:24, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является:
- выявление характеристик памяти;
- рассмотрение путей совершенствования памяти;
- нахождение способов эффективного запоминания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…....3
1.Общая характеристика памяти…………………………………………..….....4
1.2.Пути совершенствования памяти человека……….……..………….………6
1.3.Приемы улучшения памяти……………………………...…….…….……….9
2.Способы эффективного запоминания…………………………………..……10
2.1Мнемотехника. ………………………………………………………….....…11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Псих.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации  
ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

 

Кафедра кадровой политики и управления персоналом 
 
Специальность: Государственное и муниципальное управление 
 
 
 
Реферат 
по дисциплине «Психология»  
 
на тему: «Путь, приемы и средства улучшения памяти. Способы эффективного запоминания» 
 
 
 

 

 
Выполнила: Логунова В. В.

Группа: 8101

Проверила: Лебедева Ю.В. 
 
Дата__________ 
 
 
                                                                 

 

 

                                          Новосибирск 2014

 

Содержание  
 
Введение……………………………………………………………………..…....3 
1.Общая характеристика памяти…………………………………………..….....
1.2.Пути совершенствования памяти человека……….……..………….………6 
1.3.Приемы улучшения памяти……………………………...…….…….……….
2.Способы эффективного запоминания…………………………………..……10  
2.1Мнемотехника. ………………………………………………………….....…11 
Заключение……………………………………………………………………….14 
Список литературы………………………………………………………………15

 

                                                     Ведение 
 
          Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

         Память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас она уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись её, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.

        Актуальность памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает, ведь всё большее количество информации наваливается на современного человека, а из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания.

Целью данной работы является:

- выявление характеристик памяти;

- рассмотрение путей совершенствования памяти;

- нахождение способов эффективного запоминания.

      Объектом данного исследования является процесс улучшения памяти, а предметом - пути, приемы и средства этого процесса.

 

                               1.Общая характеристика памяти

   Память – способность запоминания,  сохранения и воспроизведения и передачи человеком другим людям жизненного опыта во всевозможных его проявлениях. Память, соответственно, включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации.1 
 Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное  и долговременное сохранение  материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание  – непреднамеренное сохранение  в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное  запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания 
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

  Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. 
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

-узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

-воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

-припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

-реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.2

 

                       1.2.Пути совершенствования памяти человека

 
  Развитие памяти может происходить как в филогенезе, так и в онтогенезе.В процессе жизни отдельного взятого человека оно идет в двух основных направлениях: в направлении улучшения естественной памяти человека (памяти как низшей психической функции) и в направлении образования и совершенствования социально обусловленной памяти человека (памяти как высшей психической функции). Соответственно существуют два разных процесса развития памяти: естественный и искусственный. Естественный процесс развития памяти представляет собой её постепенное улучшение с возрастом по мере накопления человеком жизненного опыта. Такой процесс имеет место в жизни человека и может происходить под влиянием разнообразных факторов. Искусственным процессом развития памяти называется специально организованный, заранее продуманный и целесообразный процесс её совершенствования, осуществляемый экспериментальным путем.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

 Под несколько иным  углом зрения рассматривал историческое  развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование  памяти человека в филогенезе  шло главным образом по линии  улучшения средств запоминания  и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. (В течение XX в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом.) Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. 
     Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, — писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.

 Решающие события в  жизни человека, изменяющие отношения  между памятью и другими его  психологическими процессами, происходят  ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию  эти изменения порой противоположны  тем, которые существовали между  памятью и психическими процессами  в ранние годы. Например, отношение  «мыслить — значит припоминать»  с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: "запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить».

 Специальные исследования  непосредственного и опосредствованного  запоминания в детском возрасте  провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально  показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А. Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным» развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).

В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю»3 
     
 
 
 
                                
 
 
 
                              1.3.Приемы улучшения памяти

 
  Многие ученые предлагают свои интересные системы улучшения памяти. Например, психолог Д. Лапп предлагает для улучшения памяти научиться следующей системе работы:

1) тренировать наблюдательность (отбор, концентрация, анализ, внутренние  комментарии в момент записи информации);

2) пауза (время для обдумывания и записи своих действий);

3) расслабление (подавление  беспокойства и снятие напряженности  для лучшей работы органов чувств);

Информация о работе Путь, приемы и средства улучшения памяти. Способы эффективного запоминания