Психосемантическое исследование трансформации значений профессиональных понятий у воспитателей детских садов в ходе их профессионализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 01:03, отчет по практике

Краткое описание

Цель: исследование трансформации значений профессиональных понятий у воспитателей детских садов в ходе их профессионализации.
Основой данного исследования является такая профессиональная деятельность воспитателей в детских садах.
Семантический дифференциал используется в варианте «поперечных срезов» на профессионалах: «новичках» - стаж не более 1,5 лет, «подмастерьях» - стаж от 2 до 5 лет, «мастерах» - стаж более 5 лет. Каждая группа включает в себя 3 испытуемых.

Файлы: 1 файл

отчет 3.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию и науке  РФ

Государственное учреждение высшего профессионального

 образования  КГТУ имени А.Н.Туполева

кафедра инженерной психологии и педагогики 
 
 
 
 
 
 

Психосемантическое  исследование трансформации значений профессиональных понятий у воспитателей детских садов в ходе их профессионализации  
 
 
 
 
 

                      выполнил: студент группы 8401

                      Мусина  Эльвира

                      проверил: доцент кафедры ИПП Матвеева Татьяна Юрьевна 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Казань 2008

      Цель: исследование трансформации значений профессиональных понятий у воспитателей детских садов в ходе их профессионализации.

      Основой данного исследования является такая профессиональная деятельность воспитателей в детских садах.

      Семантический дифференциал используется в варианте «поперечных срезов» на профессионалах: «новичках» - стаж не более 1,5 лет, «подмастерьях» - стаж от 2 до 5 лет, «мастерах» - стаж более 5 лет. Каждая группа включает в себя 3 испытуемых.

      Для исследования были подобраны следующие  понятия, которые отражают данную профессиональную деятельность: «воспитатель», «дети», «детский сад», «игра», «обучение», «семья», «коллектив», «ответственность», «игрушки», «заработная плата». Данные понятия были подобраны исследователем и согласованы с представителями изучаемой профессиональной деятельности.

     5 ноября 2008 года каждое понятие  оценивалось испытуемым по методике  семантического дифференциала. Семантический  дифференциал (Табл. 1) представляет  собой список из 48 прилагательных, которые имеют биполярные позиции.  При оценке каждого понятия испытуемые должны были выбрать из биполярных прилагательных наиболее соответствующее их отношению к данному понятию, и в зависимости от степени соответствия поставить балл от 3 до -3.

     Шкалы семантического дифференциала представляют три фактора (1 – оценка, 2 – активность, 3 - организация). Рассмотрим данные факторы.

     1. Фактор «Оценка». Помещая стимульный  объект на положительный полюс  фактора «Оценка», субъект, сам  того не осознавая, испытывает  удовольствие от взаимодействия  с данным объектом, объект приятен  субъекту. Помещая понятие на отрицательный полюс фактора «оценка», субъект, сам того не осознавая, испытывает неудовольствие от взаимодействия с данным объектом.

     2. Фактор «Активность». Если субъект  исследования помещает объект  на положительный полюс фактора  «Активность», он, сам того не осознавая, испытывает возбуждение и готов к активным действиям при взаимодействии с динамичным объектом. Помещая стимульный объект на отрицательный полюс фактора «Активность», субъект, сам того не осознавая, не готов к активным действиям с данным объектом.

      3. Фактор «Организация». Если испытуемый помещает понятие на положительный полюс фактора «Организация», он имеет представление о структуре, организации и доступности данного объекта. Если же субъект помещает объект на отрицательный полюс фактора «Организация», он не имеет четкого представления об этом объекте, который является для испытуемого размытым и недоступным.

Таблица 1

Бланк методики семантического дифференциала

Попробуйте оценить понятие «_______» по предложенным вам семибалльным шкалам.
Шкалы СД очень средне слабо нейтрально слабо средне очень Шкалы СД
четкий 3 2 1 0 -1 -2 -3 аморфный
активный 3 2 1 0 -1 -2 -3 пассивный
организованный 3 2 1 0 -1 -2 -3 неорганизованный
глубокий 3 2 1 0 -1 -2 -3 поверхностный
красивый 3 2 1 0 -1 -2 -3 безобразный
громкий 3 2 1 0 -1 -2 -3 тихий
последовательный 3 2 1 0 -1 -2 -3 случайный
сложный 3 2 1 0 -1 -2 -3 простой
упорядоченный 3 2 1 0 -1 -2 -3 хаотичный
умный 3 2 1 0 -1 -2 -3 глупый
полезный 3 2 1 0 -1 -2 -3 бесполезный
энергичный 3 2 1 0 -1 -2 -3 скованный
мыслящий 3 2 1 0 -1 -2 -3 эмоциональный
волевой 3 2 1 0 -1 -2 -3 безвольный
серьезный 3 2 1 0 -1 -2 -3 развлекательный
живой 3 2 1 0 -1 -2 -3 безжизненный
сильный 3 2 1 0 -1 -2 -3 слабый
бодрый 3 2 1 0 -1 -2 -3 вялый
оптимистичный 3 2 1 0 -1 -2 -3 пессимистичный
уверенный 3 2 1 0 -1 -2 -3 неуверенный
интересный 3 2 1 0 -1 -2 -3 неинтересный
доступный 3 2 1 0 -1 -2 -3 недоступный
современный 3 2 1 0 -1 -2 -3 устаревший
хороший 3 2 1 0 -1 -2 -3 плохой
 

      Далее оценки испытуемых предложенных понятий  были соотнесены с тремя факторами (Табл. 2) 

Шкалы СД
№фактора Бинарные  оппозиции
3 четкий аморфный
2 активный пассивный
3 организованный неорганизованный
3 глубокий поверхностный
1 красивый безобразный
2 громкий тихий
3 последовательный случайный
3 сложный простой
3 упорядоченный хаотичный
1 умный глупый
1 полезный Бесполезный
2 энергичный скованный
1 мыслящий эмоциональный
2 волевой безвольный
1 серьёзный развлекательный
2 живой безжизненный
2 сильный слабый
2 бодрый вялый
1 оптимистичный пессимистичный
2 уверенный неуверенный
1 интересный неинтересный
3 доступный недоступный
3 современный устаревший
1 хороший плохой

                                                                  Таблица 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Далее полученные результаты (Табл. 3) были представлены в виде трех семантических пространств (Рис. 1 – 3).

            Таблица 3

  Факторы
Понятия Оценка Активность Организация
новички подмастерья мастера новички подмастерья мастера новички подмастерья мастера
воспитатель 2,6 2,8 2,8 2,8 2,7 2,8 2,4 2,7 2,6
дети 2,6 2,3 2,3 2,6 2,6 2,3 2,2 2,3 2,1
детский сад 3 2,9 2,9 3 2,7 2,85 2,8 2,75 2,8
игра 2,4 2,7 2,7 3 2,5 2,6 2,9 2,5 2,7
обучение 2,9 2,7 2,9 2,9 2,8 2,9 3 2,7 2,9
семья 2,8 2,75 2,3 2,8 2,7 2,3 2,4 2,6 2,3
коллектив 2,5 2,7 2,8 2,9 2,6 2,9 2,1 2,5 2,8
ответственность 2,8 2,5 2,9 2,8 2,5 2,85 2,9 2,7 2,7
игрушки 2,8 2,6 2,7 2,8 2,55 2,7 2,7 2,55 2,9
заработная  плата 2,3 2,8 3 2,3 2,8 3 2,9 2,9 3
 

     

Рис. 1 Трансформация  отношений к понятиям воспитателей детских садов в ходе профессонализации по фактору «Оценка» 

      По  фактору оценка не наблюдается выраженной трансформации значений профессиональных понятий. Все предоставленные для  оценки понятия являются приятными  и для новичков, и для подмастерьев, и для мастеров. Особенное удовольствие при взаимодействии у воспитателей вызывают сам детский сад и заработная плата. Среди новичков есть один испытуемый, который выделяет свое эмоциональное отношение к понятию «дети», по сравнению с другими воспитателями, которые относятся к детям мысляще. Тем не менее можно описать некоторые изменения в отношениям к понятиям в ходе профессионализации. Например, дети для подмастерий и для мастеров, пусть в незначительной степени, но менее приятны во взаимодействии с ними, чем для новичков.  Игра же и коллектив воспитателей, наоборот, в ходе профессионализации начинает приносить немного большее удовольствие. К игре, семье и коллективу один из новичков относится эмоционально и развлекательно по сравнению с остальными воспитателями, которые относятся к ним мысляще и серьезно. Семья для мастеров становится менее приятной, по сравнению с новичками и подмастерьями.

Рис. 2 Трансформация  отношений к понятиям воспитателей детских садов в ходе профессонализации по фактору «Активность» 

      По  фактору «Активность» также не наблюдается трансформации значений профессиональных понятий в ходе профессионализации воспитателей детских садов. Лишь небольшие преобразования претерпели значения таких понятий, как «дети», «игра», «семья». Испытуемые становятся менее готовыми активно взаимодействовать с данными понятиями, они вызывают у них меньшее возбуждение, что вероятно обусловлено уменьшением желания взаимодействовать с ними, либо снижением интереса к ним, либо привыканием к ним во взаимодействии. По данному фактору также большое значение имеет понятие «заработная плата», то есть испытуемый испытывает возбуждение к нему и готов активно взаимодействовать с ним. Новички также испытывают большее возбуждение, по сравнению с мастерами и подмастерьями,  при взаимодействии с детским садом и в игре.

Рис. 3 Трансформация  отношений к понятиям воспитателей детских садов в ходе профессонализации по фактору «Организация» 

Информация о работе Психосемантическое исследование трансформации значений профессиональных понятий у воспитателей детских садов в ходе их профессионализа