Психосексуальное развитие по Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:26, контрольная работа

Краткое описание

Генетические факторы - это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в развитии личности человека. Оживленные споры по поводу относительной значимости генетических и средовых факторов недавно дали толчок к развитию новых теоретических представлений. Речь идет о понимании того, каким образом должны эти факторы взаимодействовать между собой, что бы это привело в итоге к появлению определенных характеристик поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Психосексуальное развитие по Фрейду.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своею брата Opecтa убить их мать и ее любовника и, таким образом, отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину похожего на отца.

У  женщин фаллическая  фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы   эдипова   комплекса   расценивались   Фрейдом   как   основной источник последующих невротических моделей  поведения,  особенно  имеющих отношение к импотенции и фригидности.

4. Латентная  стадия.

К пяти-шести годам  ребенок — конечно же, временно — переключается с секса на учебу, спорт и различные увлечения, общения со сверстниками, что получило название латентного периода развития. Это одна из самых спокойных стадий.

Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как как эго и суперэго. Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

•   Суперэго -  это система норм, ценностей. иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.

•   Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.

•   Ид - это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознанные стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении своей жизни. И не протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочнение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

5. Генитальная стадия.

 

После завершения латентной  стадии, которая продолжается до наступления  половой зрелости, начинают восстанавливаться  сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и выражающееся осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти),характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный»  период. Новый взрыв сексуальной  энергии подростка направлен  на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивающийся тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ним пола. Однако, постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание.

В юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой и начинает проявляться в эротических сновидениях, поллюциях, подростковом онанизме, а затем, наконец, и в поисках настоящего сексуального партнера, с которым потом и будут в основном связаны все проявления либидо.

Генитальный характер –  это идеальный тип личности в  психоаналитической теории. Это человек  зрелый и ответственный в социально-сексуальных  отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, ничего не требовалось в замен.

 

Когда все эти стадии ребенок проживает без серьезных  затруднений, болезненных наказаний  и необъяснимых табу, все они благополучно вытесняются в бессознательное  и существуют там, не создавая взрослому никаких особенных проблем. Когда же происходит фиксация (застревание) на какой-либо стадии развития, она продолжает быть неразрешенной, не усвоенной и не освоенной во взрослом состоянии, что проявляется в виде тех самых оговорок, сновидений, а в особо тяжелых случаях — и невротических расстройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л  Ю Ч Е Н И Е

З. Фрейд создал динамическую концепцию развития человека, для  которого главным является другой человек (в первую очередь - мать, затем –  оба родителя и все взрослые, так или иначе принимающие участие в воспитании и обучении ребенка). Под влиянием ближайшего окружения у ребенка формируются главные структуры личности. При этом все психические травмы, полученные в детском возрасте, так или иначе проявляются в виде разнообразных трудностей и проблем, с которыми сталкивается взрослый человек.  
Зигмунд Фрейд построил свою теорию психосексуального развития основываясь на теории инстинктов, где главное - это механизмы либидонозной разрядки, драйва.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках Первая -генетическая - предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет

Вторая предпосылка  состоит в том. что человек  рождается с определенным количеством  сексуальной энергии (либидо), которая  затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в  инстинктивных процессах организма.

Сам Фрейд считал, что  у младенца с рождения есть только бессознательная психика с инстинктами  и различными особенностями реагирования на раздражители. Согласно структурной  психоаналитической модели - только структура  ОНО или ИД. На основе ОНО и формируются в дальнейшем ЭГО и СУПЕР-ЭГО, т.е. психика человека. По Фрейду за счет контакта ребенка с реальностью. за счет постепенного удовлетворения потребностей. ЭГО ребенка формируется в отрыве от достаточно стабильной матери. Этот отрыв от симбиотической связи с матерью происходит с помощью ряда объектов, которые могут представлять из себя близких людей из окружения ребенка, предметов внешнего мира, частей собственного тела. По психоаналитической концепции, ЭГО состоит из образов себя и интернализированных (принятых) внутрь себя образов объектов в различных их взаимоотношениях, попробую это пояснить. В начале развития ЭГО ребенка фрагментировано, расщеплено на негативное и позитивное. Хотя Фрейд признавал «наследственность» и «природность» бессознательного, но он не абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Фрейд верит в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я"». Вся его аналитическая деятельность направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.

•   Оральная (0  -  18мес.)

•  Анальная (18 мес.  -  3 года)

•   Фаллическая (3 года   - 6 лет)

•  Латентная (6  -  12лет)

•   Генитальная (период половою созревания)

Поскольку Фрейд делал  основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.

Согласно теории Фрейда на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному  объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение Социальный опыт индивидуума как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Когда все эти стадии ребенок проживает без серьезных  затруднений, болезненных наказаний и необъяснимых табу, все они благополучно вытесняются в бессознательное и существуют там, не создавая взрослому никаких особенных проблем. Когда же происходит фиксация (застревание) на какой-либо стадии развития, она продолжает быть неразрешенной, не усвоенной и не освоенной во взрослом состоянии, что проявляется в виде различных отклонений, а в особо тяжелых случаях — и невротических расстройств.

Обобщая информацию по всем рассмотренным стадиям психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности и циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямству, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни

Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лейбин В.М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия». – М.: 1990

2. Лосева В.К., Луньков А.И. «Психосексуальное развитие ребёнка» — М, 1995

3. Луков В.А., Луков Вл.А. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия. - М.: Изд-во Флинта, 1999.

 4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Рос. пед. агентство, 1996.

5. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1996.

6. Фрейд. «Психология бессознательного». Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. — М., 1989

7 Фрейд «Я и Оно». Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Стадии развития личности по З. Фрейду и особенности детской  сексуальности

Стадии

Возраст

Локализация эрогенных  зон

Оральная

0- 18 месяцев

Слизистая рта и губ – орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

Анальная

18 месяцев - 3 года

Слизистая оболочка кишечника. 
Ребенок получает удовольствие от акта дефекации.

Фаллическая

3 года - 5 лет

Гениталии 
Ребенок исследует свои половые органы, наибольший интерес вызывает мужской половой орган.

Латентная

5 -12 лет

Снижение полового интереса

Генитальная

12 -18 лет

Все бывшие эрогенные зоны объединяются 
Формируется сексуальность, свойственная взрослому человеку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Характеристика стадий развития

Стадии

Описание

Оральная

Главная потребность младенца - сосание  материнской груди. Если потребность  удовлетворена недостаточно - сосание  пальца или какого-нибудь предмета.

Анальная

Время приучения к туалету и  правилам личной гигиены.  
Начинаются процессы социализации, ребенок учится контролировать свои импульсы, которые могут сразу принести удовольствие, и приучается к отсрочке выполнения своих желаний. 
Все формы самоконтроля развиваются на этой стадии. 
Ребенка необходимо хвалить за чистоту и опрятность, это ведет к формированию положительной самооценки и даже развитию творческих способностей.

Фаллическая

Время возникновения первых внутриличностных конфликтов: 
- у мальчиков – комплекс Эдипа (боязнь возмездия за влечение к матери приводит к страху кастрации, который заставляет отказаться от этих помыслов; комплекс разрешается к 7-ми годам через идентификацию с отцом),

 - у девочек – комплекс Электры (разрешается через механизмы идентификации с матерью, однако не столь просто, как у мальчиков; такое проявление комплекса, как зависть к обладателям пениса может сохраняться у женщин всю жизнь). Каждый ребенок хочет обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя своего пола. Хотя в реальности этого не происходит, на бессознательном уровне ребенок испытывает именно эти переживания.

Зарождаются такие черты личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Латентная

Время подготовки к взрослению.

 Энергия либидо направлена на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослым и за пределами семьи. 

 К 6-7-ми годам формируются качества личности и ответные реакции, которыми он будет пользоваться в дальнейшей жизни.

Генитальная

Генитальный тип личности идеален  для общественной жизни. Люди такого склада умеют одинаково хорошо делать две главные вещи - любить и работать, не боятся ответственности и занимают активную жизненную позицию.

 Вхождение в данную стадию осложняется в случае фиксации на какой- либо предыдущей стали развития.

Информация о работе Психосексуальное развитие по Фрейду