Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:26, контрольная работа
Генетические факторы - это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в развитии личности человека. Оживленные споры по поводу относительной значимости генетических и средовых факторов недавно дали толчок к развитию новых теоретических представлений. Речь идет о понимании того, каким образом должны эти факторы взаимодействовать между собой, что бы это привело в итоге к появлению определенных характеристик поведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 27
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своею брата Opecтa убить их мать и ее любовника и, таким образом, отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
4. Латентная стадия.
К пяти-шести годам ребенок — конечно же, временно — переключается с секса на учебу, спорт и различные увлечения, общения со сверстниками, что получило название латентного периода развития. Это одна из самых спокойных стадий.
Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как как эго и суперэго. Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:
• Суперэго - это система норм, ценностей. иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
• Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
• Ид - это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознанные стремления.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении своей жизни. И не протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочнение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
5. Генитальная стадия.
После завершения латентной
стадии, которая продолжается до наступления
половой зрелости, начинают восстанавливаться
сексуальные и агрессивные
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивающийся тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ним пола. Однако, постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание.
В юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой и начинает проявляться в эротических сновидениях, поллюциях, подростковом онанизме, а затем, наконец, и в поисках настоящего сексуального партнера, с которым потом и будут в основном связаны все проявления либидо.
Генитальный характер –
это идеальный тип личности в
психоаналитической теории. Это человек
зрелый и ответственный в социально-
Когда все эти стадии
ребенок проживает без
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
З. Фрейд создал динамическую
концепцию развития человека, для
которого главным является другой человек
(в первую очередь - мать, затем –
оба родителя и все взрослые, так или иначе принимающие
участие в воспитании и обучении ребенка).
Под влиянием ближайшего окружения у ребенка
формируются главные структуры личности.
При этом все психические травмы, полученные
в детском возрасте, так или иначе проявляются
в виде разнообразных трудностей и проблем,
с которыми сталкивается взрослый человек.
Зигмунд Фрейд построил свою теорию психосексуального
развития основываясь на теории инстинктов,
где главное - это механизмы либидонозной
разрядки, драйва.
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках Первая -генетическая - предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет
Вторая предпосылка состоит в том. что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Сам Фрейд считал, что
у младенца с рождения есть только
бессознательная психика с
Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.
• Оральная (0 - 18мес.)
• Анальная (18 мес. - 3 года)
• Фаллическая (3 года - 6 лет)
• Латентная (6 - 12лет)
• Генитальная (период половою созревания)
Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.
Согласно теории Фрейда на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение Социальный опыт индивидуума как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Когда все эти стадии
ребенок проживает без
Обобщая информацию по всем рассмотренным стадиям психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности и циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямству, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни
Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лейбин В.М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия». – М.: 1990
2. Лосева В.К., Луньков А.И. «Психосексуальное развитие ребёнка» — М, 1995
3. Луков В.А., Луков Вл.А. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия. - М.: Изд-во Флинта, 1999.
4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Рос. пед. агентство, 1996.
5. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1996.
6. Фрейд. «Психология бессознательного». Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. — М., 1989
7 Фрейд «Я и Оно». Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980
Приложение 1
Стадии развития личности по З. Фрейду и особенности детской сексуальности
Стадии |
Возраст |
Локализация эрогенных зон |
Оральная |
0- 18 месяцев |
Слизистая рта и губ – орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. |
Анальная |
18 месяцев - 3 года |
Слизистая оболочка кишечника. |
Фаллическая |
3 года - 5 лет |
Гениталии |
Латентная |
5 -12 лет |
Снижение полового интереса |
Генитальная |
12 -18 лет |
Все бывшие эрогенные зоны объединяются |
Приложение 2
Характеристика стадий развития
Стадии |
Описание |
Оральная |
Главная потребность младенца - сосание материнской груди. Если потребность удовлетворена недостаточно - сосание пальца или какого-нибудь предмета. |
Анальная |
Время приучения к туалету и
правилам личной гигиены. |
Фаллическая |
Время возникновения первых внутриличностных
конфликтов: - у девочек – комплекс Электры (разрешается через механизмы идентификации с матерью, однако не столь просто, как у мальчиков; такое проявление комплекса, как зависть к обладателям пениса может сохраняться у женщин всю жизнь). Каждый ребенок хочет обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя своего пола. Хотя в реальности этого не происходит, на бессознательном уровне ребенок испытывает именно эти переживания. Зарождаются такие черты личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. |
Латентная |
Время подготовки к взрослению. Энергия либидо направлена на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослым и за пределами семьи. К 6-7-ми годам формируются качества личности и ответные реакции, которыми он будет пользоваться в дальнейшей жизни. |
Генитальная |
Генитальный тип личности идеален для общественной жизни. Люди такого склада умеют одинаково хорошо делать две главные вещи - любить и работать, не боятся ответственности и занимают активную жизненную позицию. Вхождение в данную стадию осложняется в случае фиксации на какой- либо предыдущей стали развития. |